Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:57, дипломная работа
Изучение и профилактику негативных явления в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. Особую значимость эта проблема приобретает в государствах, находящихся в состоянии социально-экономического кризиса. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка , сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовную опустошенность детей , влекущие за собой жестокость и агрессивность. В связи с этим в последнее время вызывают озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, начиная с младшего школьного возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к людям или животным, суицидального поведения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников
Психолого-педагогические исследования применения метода рисуночной терапии в коррекционной работе с младшими школьниками
Причины возникновения агрессии , особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста
Рисуночная терапия как средство снижения уровня агрессии младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников
2.1. Выявление уровня агрессии младших школьников
2.2. Опытно-экспериментальная работа по снижению уровня агрессии младших школьников посредством рисуночной терапии
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы
Заключение
Использованная литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»
Педагогический институт
Кафедра педагогики начального обучения
Рисуночная терапия как средство снижения уровня агрессии младших школьников
Дипломная работа:
студентки 5 курса ПиМНО-07
Татариновой Сардааны Васильевны
Руководитель:
к.п.н.,доцент Иванова А.П.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников
2.1. Выявление уровня агрессии младших школьников
2.2. Опытно-экспериментальная работа по снижению уровня агрессии младших школьников посредством рисуночной терапии
2.3. Итоги опытно-
Заключение
Использованная литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
Изучение и профилактику
негативных явления в поведении
людей в любом обществе можно
отнести к проблеме первостепенной
важности. Особую значимость эта проблема
приобретает в государствах, находящихся
в состоянии социально-
Объектом исследования является процесс снижения агрессии у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования выступает рисуночная терапия как средство снижения уровня агрессии у детей младшего школьного возраста.
Цель данной работы заключается в определении педагогических условий эффективного применения рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии у детей младшего школьного возраста.
Из цели вытекают следующие задачи исследования:
Гипотеза работы: применение рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников будет протекать наиболее эффективно , при соблюдении следующих педагогических условий:
-выявить причины агрессивного поведения младших школьников;
-разработать систему
занятий с использованием
Методологической основой послужили работы Г.М.Андреева ; Т.В.Драгонова, В.И.Жельвис, Ф.С.Сафуанов, Н.Ф.Талызина, И.А.,Фурманова; К.ХОентаускас и др.
Методы исследования: в ходе нашего исследования была использована
комплексная методика, включающая в себя опрос, метод анализа научной литературы по теме исследования, тестирование, методы математико-статистической обработки. При этом были использованы следующие тесты:
1.
2.
3.
4.
5.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться психологами , психотерапевтами , учителями.
База исследования: Чычымахская
средняя общеобразовательная
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.
В древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что созерцая прекрасные произведения, человек впитывает все лучшее, что они отражают.
В Европе практика использования
изобразительного творчества в лечении
больных, имеющих психические
В это время арттерапия
развивается в контексте
В связи с этим суть арттерапевтического
воздействия состоит в том, что
эмоционально травмирующая ситуация при
помощи разных средств искусства
и художественной практики находит
свое внешнее выражение, доводится
до катарсистической разрядки, вследствие
чего облегчается состояние
Используя идеи К.Юнга о возможностях художественного творчества в психоаналитической, психотерапевтической практике
Часто взрослые считают агрессивными
детей, которые балуются, ведут себя
непослушно, непосредственно, импульсивно,
иногда нападают на других детей без
видимых причин, громко говорят, перебивают
говорящих, дразнят и провоцируют
других детей, пытаются доминировать.
Действительно, в раннем возрасте многим
свойственна определенная агрессивность,
детская жизнь полна
- как крайняя мера, когда
ребенок исчерпал все другие
возможности для
- как «выученное» поведение,
когда ребенок поступает
С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем его положение не меняется в течении многих лет. Даже если родительское отношение к ребенку полно заботы о нем, взрослые в силу целого ряда причин порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что сих сердит и злит. Родители в силу жизненных обстоятельств не всегда могут избежать подобных поступков, несмотря на самые серьезные намерения. Они стараются изо всех сил помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но ребенок все равно чувствует себя подавленным.
Агрессивная реакция-это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Агрессия в ряде случаев предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до их истинных причин, поскольку агрессивность уже выливается в иные форы поведения, психосоматические симптомы или становится причиной различных заболеваний ( например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).
Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. Поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.
Не следует стремиться
полностью исключить
Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала ХIХ века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте для начала поясним, какого общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так, же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Bender L.)
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
Агрессия-реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
Агрессия – физическое
действие или угроза такого действия
со стороны одной особи, которые
уменьшают свободу или
Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
- Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия – та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив- причинение вреда или ущерба.
- Агрессия как акты
враждебности и разрушения ( поведенческая
составляющая). Р.Бэрон и Д.Ричардсон
дают такое определение:
По мнению этих авторов: агрессия
обязательно подразумевает
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют Т.Г.Румянцева
и И.Б.Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
Информация о работе Рисуночная терапия как средство снижения агрессии младших школьников