Рисуночная терапия как средство снижения агрессии младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Изучение и профилактику негативных явления в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. Особую значимость эта проблема приобретает в государствах, находящихся в состоянии социально-экономического кризиса. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка , сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовную опустошенность детей , влекущие за собой жестокость и агрессивность. В связи с этим в последнее время вызывают озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, начиная с младшего школьного возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к людям или животным, суицидального поведения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников
Психолого-педагогические исследования применения метода рисуночной терапии в коррекционной работе с младшими школьниками
Причины возникновения агрессии , особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста
Рисуночная терапия как средство снижения уровня агрессии младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников
2.1. Выявление уровня агрессии младших школьников
2.2. Опытно-экспериментальная работа по снижению уровня агрессии младших школьников посредством рисуночной терапии
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.35 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ  ВПО «Северо-восточный  федеральный университет им. М.К.Аммосова»

Педагогический институт

Кафедра педагогики начального обучения

 

 

 

 

Рисуночная терапия  как средство снижения уровня агрессии младших школьников

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа:

студентки 5 курса ПиМНО-07

Татариновой Сардааны Васильевны

Руководитель:

к.п.н.,доцент Иванова А.П.

 

 

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников

    1. Психолого-педагогические исследования применения метода рисуночной терапии в коррекционной работе с младшими школьниками
    2. Причины возникновения агрессии , особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста
    3. Рисуночная терапия как средство снижения уровня агрессии младших школьников

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по исследованию эффективности  рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников

2.1. Выявление уровня агрессии  младших школьников

2.2. Опытно-экспериментальная  работа по снижению уровня  агрессии младших школьников  посредством рисуночной терапии

2.3. Итоги опытно-экспериментальной  работы

Заключение

Использованная литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования.

Изучение и профилактику негативных явления в поведении  людей в любом обществе можно  отнести к проблеме первостепенной важности. Особую значимость эта проблема приобретает в государствах, находящихся  в состоянии социально-экономического кризиса. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка , сложившаяся в настоящее время  в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовную опустошенность детей , влекущие за собой жестокость и агрессивность. В связи с  этим в последнее время вызывают озабоченность рост числа нарушений  поведения у детей, начиная с  младшего школьного возраста: побегов  из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений  на людей, случаев физического и  сексуального насилия, жестокости по отношению  к людям или животным, суицидального  поведения. Наиболее острой является проблема роста детской преступности и  асоциальности. Агрессивное поведение  детей – это не просто тревожное  явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая  проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к  окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены  и амбивалентны. Агрессивные разряды  подрывают здоровье детей, приводя  их в состояние трудно контролируемого  возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно  сказывается на процессах личностного  развития и социализации этих детей  в последующих возрастных периодах.  Исходя из актуальности проблемы, была выбрана тема исследования «Рисуночная  терапия, как средство снижения уровня агрессии младших школьников».

Объектом исследования является процесс снижения агрессии у детей  младшего школьного возраста.

Предметом исследования выступает  рисуночная терапия как средство снижения уровня агрессии у детей  младшего школьного возраста.

Цель данной работы заключается  в определении педагогических условий  эффективного применения рисуночной терапии  как средства снижения уровня агрессии у детей младшего школьного возраста.

Из цели вытекают следующие  задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности агрессии у детей младшего школьного возраста;
  2. Установить специфику работы в рисуночной терапии;
  3. Выявить уровень агрессии , провести работу по снижению агрессии и сравнить результат.

Гипотеза работы: применение рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников будет протекать наиболее эффективно , при соблюдении следующих педагогических условий:

-выявить причины агрессивного  поведения младших школьников;

-разработать систему  занятий с использованием рисуночной  терапии учитывая возрастные  и индивидуальные особенности  младших школьников.

Методологической основой  послужили работы Г.М.Андреева ; Т.В.Драгонова, В.И.Жельвис, Ф.С.Сафуанов, Н.Ф.Талызина, И.А.,Фурманова; К.ХОентаускас и др.

Методы исследования: в  ходе нашего исследования была использована

комплексная методика, включающая в себя опрос, метод анализа научной  литературы по теме исследования, тестирование, методы математико-статистической обработки. При этом были использованы следующие  тесты:

1.

2.

3.

4.

5.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут  использоваться психологами , психотерапевтами , учителями.

База исследования: Чычымахская  средняя общеобразовательная школа  им. С.Р.Кулачикова-Элляя.

Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и  приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников.

    1. Психолого-педагогические исследования применения метода рисуночной терапии в коррекционной работе с младшими школьниками.

Уже на заре человеческой цивилизации  жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства  для лечения души и тела. Они  задумывались над тайнами влияния  живописи, театра, движений, музыки, пытаясь  определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

В древней Греции изобразительное  искусство рассматривали как  эффективное средство воздействия  на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные  человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что созерцая прекрасные произведения, человек впитывает все лучшее, что они отражают.

В Европе практика использования  изобразительного творчества в лечении  больных, имеющих психические расстройства, относится к началу ХХв. В Великобритании такой деятельностью занимались М.Ричардсон, Дж.Дебуффе, Е.Гутман и  др. Осуществляется взаимодействие представлений  «художественного мира» с психиатрами. В США в 1940-е гг. М.Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов.

В это время арттерапия развивается в контексте теоретических  идей З.Фрейда и К.Юнга и в психотерапевтической практике используется как метод  лечебного воздействия, снижения агрессии, тревожности, страхов. После выявления их через искусство, художественную деятельность, пациент сможет самостоятельно регулировать свою психическую деятельность, раскрывая скрытые возможности.

В связи с этим суть арттерапевтического  воздействия состоит в том, что  эмоционально травмирующая ситуация при  помощи разных средств искусства  и художественной практики находит  свое внешнее выражение, доводится  до катарсистической разрядки, вследствие чего облегчается состояние пациента.

Используя идеи К.Юнга о возможностях художественного творчества в психоаналитической, психотерапевтической практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Причины возникновения агрессии , особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста.

 

Часто взрослые считают агрессивными детей, которые балуются, ведут себя непослушно, непосредственно, импульсивно, иногда нападают на других детей без  видимых причин, громко говорят, перебивают говорящих, дразнят и провоцируют  других детей, пытаются доминировать. Действительно, в раннем возрасте многим свойственна определенная агрессивность, детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные  лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И  наиболее приемлемым решением проблем  для ребенка ограничены способности  удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Агрессия может возникнуть в двух случаях:

- как крайняя мера, когда  ребенок исчерпал все другие  возможности для удовлетворения  своих потребностей;

- как «выученное» поведение,  когда ребенок поступает агрессивно, следую образцу поведения родителей,  других значимых для него лиц,  литературных или киноперсонажей.

С самого рождения ребенок  целиком и полностью зависит  от родителей, особенно от матери. Причем его положение не меняется в течении  многих лет. Даже если родительское отношение  к ребенку полно заботы о нем, взрослые в силу целого ряда причин порой вынуждены уделять детям  меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что сих сердит и злит. Родители в силу жизненных обстоятельств  не всегда могут избежать подобных поступков, несмотря на самые серьезные  намерения. Они стараются изо  всех сил помочь ребенку освоиться  в окружающем мире, но ребенок все  равно чувствует себя подавленным.

Агрессивная реакция-это  реакция борьбы за выживание, попытка  ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Агрессия в ряде случаев предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до их истинных причин, поскольку агрессивность уже выливается в иные форы поведения, психосоматические симптомы или становится причиной различных заболеваний ( например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).

Ребенок не становится агрессивным  неожиданно. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок  выражает свои потребности в более  мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения.  Поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или  асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить  потребности, восстановить эмоциональное  состояние или социальные связи.

Не следует стремиться полностью исключить агрессивность  из характера детей. Необходимо ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала ХIХ века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Для того, чтобы рассмотреть  проблему детской агрессивности  в младшем школьном возрасте для  начала поясним, какого общее понятие  агрессии, какова ее структура и  природа.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так, же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к  самоутверждению. (Bender L.)

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому  лицу или объекту. Человеческая агрессивность  есть поведенческая реакция, характеризующаяся  проявлением силы в попытке нанести  вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

Агрессия-реакция, в результате которой другой организм получает болевые  стимулы. (Buss A.)

Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые  уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson)

Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Имеющиеся определения можно  условно разделить на 2 большие  группы:

- Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия – та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив- причинение вреда или ущерба.

- Агрессия как акты  враждебности и разрушения ( поведенческая  составляющая). Р.Бэрон и Д.Ричардсон  дают такое определение: агрессия-это  любая форма поведения, нацеленного  на оскорбление или причинение  вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов: агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда  жертве; в качестве агрессии может  рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; жертва должна обладать мотивацией избегания  подобного обращения с собой.

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г.Румянцева  и И.Б.Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

Информация о работе Рисуночная терапия как средство снижения агрессии младших школьников