Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:15, курсовая работа
Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы и аспекты:
а) методика по изобразительной деятельности;
б) методическая литература для детей младшего дошкольного возраста.
Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения.
Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением.
Иногда
образец выступает в качестве
приема обучения. Например, в предметном
рисовании образец используется
не с целью копирования, а для
уточнения представлений детей в изображаемом
предмете.
2
Обучение рисованию
детей младшего дошкольного
возраста
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.
Полезно младшим дошкольникам давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятий после выполнения учебного задания (если оно не было длительным). Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности.
Для обучения детей рисованию включают два вида специфических задач:
Задачи обучения в младшей группе следующие:
- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
-
научить пониманию рисунка
-
научить приемам проведения
2.1.
Планирование занятий
по рисованию в младшей
группе
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, обдумывается, какими приемами и методами можно обеспечить наилучшее усвоение учебного материала (Приложение А).
При планировании занятий определяется, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми – наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой. Накануне занятия готовится необходимый материал для работы: подготавливается бумага, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия – краска.
Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой, цветом, объемом.
В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, тряпочки. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.
Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы.
Обычно листы бумаги с
Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интересы к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинированных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.
Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа. В младшей группе занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. Ребята рисуют ей ленточки.
Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.
Формы проведения анализа могут быть различными:
Ребята первой младшей группы не привыкли заниматься организованно и не имеют еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия рисованием в начале года проводят индивидуально или с небольшими группами (по 4-5 человек). Постепенно количество детей увеличивается до 10-12 человек, а потом до 15-20 человек.
Не
следует принуждать ребенка рисовать,
если он этого не хочет. Лучше не настаивать
на его участии в занятии, пусть он играет
или наблюдает, как работают другие дети.
Если обстановка непринужденная, доброжелательная,
ребята с интересом рисуют: яркий, привлекательный
материал вызовет у ребенка желание участвовать
в общей работе.
2.2
Цели и задачи планирования
занятий по рисованию
в младшей группе
Цели и задачи в рисовании карандашом:
Материалы:
Цветные карандаши, бумага, различные игрушки, предметы.
Методы обучения рисованию:
Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.3
Цели и задачи в рисовании красками:
Материалы и инструменты:
Дополнительные оборудования:
Техника рисования:
Рисование кисточкой
Нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти – круглые и плоские, краски – акварель и гуашь (гуашь в тюбиках предварительно разводят), бумага – акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:
Подготовка к работе:
Перед
началом занятия следует
Заключение
Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста – одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.
Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием), наглядно-образный и игровые приемы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия.
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи.
В
2-3 года ребенок легко усваивает
навык правильно держать
Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.
Таким образом, средства выразительности, используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому, задача педагога - правильно руководить процессом творческой деятельности.
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Информация о работе Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка