Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы и аспекты:
а) методика по изобразительной деятельности;
б) методическая литература для детей младшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

готовый вариант 2.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Рисование является важнейшем средством в  формировании личности ребенка, эта  изобразительная деятельность дарит  детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

     Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого  все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

     Национальный  вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей  был внесен Надеждой Константиновной  Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.

     Программный материал для первой и второй групп  раннего возраста расположен по видам  деятельности и дается компактно  на весь год; для первой младшей группы расположен по полугодиям; для всех остальных групп - по кварталам. Такое построение материала связано с необходимостью проведения в младших группах длительной работы по закреплению навыков в течении всего года, а расположение материала по кварталам для других групп обеспечивает большую систематичность в построении всего учебного процесса.

     Проблема  формирования в изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило мой выбор темы практики.

     Актуальность  темы позволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных  для них учебно-познавательных задач.

     Цель  исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

     Объектом  исследования: является процесс формирования использования изобразительных умений и навыков для всесторонне развитой личности детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования.

     Предмет исследования: определить наиболее эффективные методы и приемы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

     Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить теоретические основы и аспекты:

     а) методика по изобразительной деятельности;

     б) методическая литература для детей младшего дошкольного возраста.

     2) Выявить особенности формирования  умений и навыков детей младшего  дошкольного возраста на занятиях  рисования.

     В работе использовались следующие методы:

  1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  2. наблюдение;
  3. анализ, сравнение;
  4. беседа.

     Педагогическую  практику я проходила в развивающем  центре «Ступеньки» 
 
 
 
 
 
 
 

      Формирование  изобразительных  умений и навыков  в рисовании у  детей младшего дошкольного  возраста 

      1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста 

     Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

     Тематика  рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка.

     Изобразительная деятельность тесно связана с  познанием окружающей жизни. Вначале  это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.

     В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту.

     В процессе рисования формируются  такие важные качества личности, как  активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

 

      1.1 Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста 

     Моей  основной целью обучения изобразительной деятельности являлось развитие творческих способностей у детей.

     А так же одной из основных моих задач обучения детей являлось - развить умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

       Изобразительные возможности дошкольников  в передачи окружающего ограничены. Не все, что ребенок воспринимает, может служит темой для его  рисунка.

       Большое значение в правдивой  передаче впечатлений имеет способ  изображения. Дети учатся передавать  форму предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.

     Другая  моя задача обучения – развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

     Задачи  создания тематической композиции требует  изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи – как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т.д. 1

     Одной из важнейших задач, для меня было – обучить детей работой с различными материалами.

     Значение  технических навыков велико, так  как часто отсутствие их ведет  к снижению интереса детей к изобразительной  деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.

     Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

     Таким образом, задачи обучения изобразительной  деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.2

     Опыт  дошкольника еще невелик, поэтому  ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.

     Таким образом, проведение наблюдений с целью  развития изобразительной деятельности может быть организованно в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей – познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.

     Ребенок должен узнать название предмета или  явления, его назначение, внешний  вид (форму, размер, цвет и т.д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие – второстепенными. Самостоятельное  вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта.

      1.2 Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста 

     Метод наблюдений лежит в основе всей системы  обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей будет  развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями  действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

     Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

     Прием обучения – более частное, вспомогательное  средство, не определяющее всей специфики  деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

     Иногда  отдельные методы могут выступать  в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия именно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи – организации начала занятия.

     Наглядные методы и приемы – к наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

       Работа с натуры предполагает  изображение предмета с определенной  точки зрения, в том положении,  в каком он находится по  отношению к глазу рисующего.  Эта особенность изображения  с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок) предмет воспринимается только с одной стороны.

     Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств свойственна уже ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве.

     Воспринимая предмет, ребенок должен показать его  объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ресурсов.

     Ребенку младшего дошкольного возраста эти  приемы изображения недоступны. Поэтому  в качестве натуры для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей.

     Натура  помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны.

     Таким образом, использование натуры как  метод обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунку и натуры.

     Иногда  натура может использоваться как  частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета.

Информация о работе Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка