Репродуктивные и сексуальные права человека в условиях гендерного неравенства. Правовой аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:15, реферат

Описание работы

Концепция репродуктивных и сексуальных прав тесно связана с пониманием сексуальности и репродуктивной свободы. На протяжении веков патриархатный контроль над репродукцией был тесно связан с ограничениями сексуальной свободы женщин. В большинстве обществ для женщин возможность сексуальных отношений, не санкционированных институтами брака или аналогичными им была весьма ограниченна именно по причине патриархатного регулирования отношений воспроизводства рода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. История автономизации понятий: репродукция и сексуальность в рамках правового аспекта


1.1. Репродуктивная регуляция как инструмент самоопределения женщин и достижения гендерного равенства……………………………………………………………….4 - 6


1.2. Гендерный контроль сексуальности в эпоху «свободных сексуальных отношений»………………………………………………………………………………………………………..7


ГЛАВА 2. Репродуктивные права человека


2.1. Содержание понятия репродуктивных прав……………………………………….8 - 10


2.2. Законодательная регуляция репродуктивных прав человека…………………………………………………………………………………………………….11 - 12


ГЛАВА 3. Сексуальные права человека

3.1. Содержание понятия сексуальность. Сексуальные права человека….......................................................................................................13 - 14


3.2. Законодательная регуляция сексуальных прав человека ……………………………………………………………………………………………………………………15 - 16


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….....17 - 18

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

  Обратимся к рассмотрению вопроса об обороте порнографической продукции. Комплексного правового акта нет, нормы по данному вопросу содержатся в различных актах. В частности, отдельные положения наличествуют в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре»[12], которые Н. А. Кравцов назвал составленными «в худших традициях деклараций прав человека»[13]. Согласно ч. 2 ст. 31 Основ законодательства о культуре органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций

  культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Ч. 3 указанной статьи устанавливает, что запрет какой - либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

  Как мы видим, органы публичной власти могут вмешиваться в творческую деятельность граждан, если она ведет к пропаганде порнографии. Как справедливо отмечает Н. А. Кравцов, неизвестно, «где грань, за которой заканчивается простое провозглашение идей и начинается их пропаганда»[14].

  Ст. 37 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» посвящена эротическим изданиям70. Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, Закон понимает периодическое издание или программу, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Согласно ч. 2 ст. 37 распространение выпусков специализированных радио - и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. Часть 3 указанной статьи устанавливает, что розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

  Наказуемым  в соответствии с уголовным законом является незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242№ УК РФ)71. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В настоящее  время проблема обеспечения репродуктивных и сексуальных прав женщин и мужчин ставится и решается на уровне национального и международного права, поэтому большое значение приобретает гендерная экспертиза действующего законодательства. В последнее время необходимость проведения гендерной экспертизы начинает все больше осознаваться как ответственными политическими структурами, так и общественными организациями. Растет понимание того, что без гендерной экспертизы невозможно оценить эффективность действующего законодательства и практики с точки зрения соответствия задачам развития общества по пути становления равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Приоритет в разработке методологии гендерной экспертизы в России принадлежит Московскому центру гендерных исследований, независимой общественной организации, работающей в сотрудничестве с Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН. Под руководством Е.В. Кочкиной МЦГИ реализовал в 1997-1998 гг. первый в России проект "Гендерная экспертиза", в котором, среди прочих, была проведена гендерная экспертиза законодательства и политики в сфере репродуктивных прав. Разработанная Е.В. Кочкиной в сотрудничестве с Н.И. Абубикировой методологическая модель проведения гендерной экспертизы является вкладом российских ученых в методологию гендерного анализа[15]. Следует также отметить усилия коллектива юристов под руководством Л.Н. Завадской, который привлек к гендерной экспертизе внимание специалистов в области законодательства и права и проделал большую работу по обсуждению реализации принципа гендерного равноправия в российском законодательстве[16]. Ассоциация НПО Консорциум женских неправительственных организаций и лично ее директор Е.А.Ершова много сделали для институционализации гендерной экспертизы на государственном уровне, и хотя эти усилия пока не привели к конкретным решениям, ситуация с осознанием необходимости интеграции проблем гендерного равноправия и равенства начинает меняться к лучшему. В области гендерной экспертизы законодательства в отношении репродуктивных прав следует также назвать обстоятельные и высоко профессиональные работы юристов О. А. Хазовой [17] и Л.М. Максимович.

   Центральной темой гендерной экспертизы законодательства является соблюдение принципа равенства  и отсутствия дискриминации по признаку пола. Рассматривая репродуктивную свободу и право гражданина на охрану здоровья как составную часть неотъемлемых прав человека, законодательство должно руководствоваться нормами международного права, принятыми мировым сообществом и международными организациями стандартами и нормативами в этой сфере, зафиксированными в документах. Репродуктивные права являются интегральной частью прав человека. Как отмечают исследователи, "о репродуктивных правах можно говорить в контексте общей теории права, конституционного права, рассматривая их как составную часть прав человека. Репродуктивные права можно рассматривать в рамках медицинского права, которое, однако, само еще находится только в стадии становления у нас в стране. Существует безусловная связь между репродуктивными правами и семейным правом".

   Гендерная экспертиза действующего и разрабатываемого законодательства, а также нормативных  актов, принимаемых органами исполнительной власти, в сфере репродуктивных прав женщин и охраны репродуктивного здоровья фокусируется на следующих направлениях: учет реальных потребностей женщин и мужчин в области охраны здоровья; обеспечение равного доступа женщин и мужчин к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым по их выбору методам регулирования рождаемости; возможность получать о них исчерпывающую информацию; право женщин пользоваться социальными и медицинскими услугами, которые позволяют с наименьшим риском для здоровья перенести беременность и роды и родить здорового ребенка (безопасное материнство). Предметом гендерной экспертизы является также определяемый законодательством механизм мобилизации финансовых и иных материальных ресурсов, необходимых для проведения антидискриминационной в отношении женщин политики, формы и порядок государственного обеспечения предоставляемых государством гражданам гарантий осуществления репродуктивных прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Scrimwshow S. Women and the Pill: From panacea to Catalyst. Family Planning Perspectives, 1998, November-December, #13, p.260.

2. Epstein C.F. Deceptive Distinctions. Sex, Gender, and the Social Order.  London: Yale University Press, New Haven and & , New York: Russell Sage Foundation. 1988, p.127.

3. Миллетт К. Теория  сексуальной политики // Хрестоматия  по курсу "Основы гендерных исследований", М., МЦГИ-МВШСЭН, 2000. с.33-47.

5. Sheffield C.J. Sexual Terrorism // Women. A Feminist Perspective. Fifth Edition. Ed. by Freeman J. L.-Toronto: Mayfield Publishing Co. Mountain View, Cal., 1995. P.3.

6. Лукач Г. К  онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991

7. Романовский Г.  Б. Гносеология права на жизнь.  С. 243. 

8. Пояснительная  записка к проекту федерального  закона «О внесении изменений  и дополнений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей» // Гарант [Электронный ресурс]: Справочная правовая система.  

9. PAHO/WHO. Promotion of sexual health: recommendations for action. Proceedings of a regional consultation convened by the PAHO/WHO in collaboration with the World Association for Sexology (WAS). - Antigua, Guatemala. - May 19-22, 2000 

10. Lottes, I. New perspectives on sexual health.// New Views on Sexual Health. The Case of Finland. Eds. Lottes I. and Kontula O. Vaestoliito, The Family Federation of Finland, 2000, P.7-28 

11. Голосенко И.  А., Голод С. И. Социологическое  исследования проституции в России (история и современное

состояние вопроса) СПб., 1998. С. 113 

12. Основы законодательства  Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 окт. 1992 г. № 3612_I (с послед. измен.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 нояб. 1992 г. № 46. Ст. 2615; Собрание законодательства РФ. 1999. 28 июня. № 26. Ст. 3172; 2001. 1 янв. № 1. (часть I). Ст. 2; 2001. 31 дек. № 53 (часть I). Ст. 5030; 2002. 30 дек. № 52 (часть I). Ст. 5132; 2003. 29 дек. № 52 (часть I). Ст. 5038; 2004. 30 авг. № 35. Ст. 3607. 

13. Кравцов Н. А.  Правовое регулирование культуры  в России: анализ принципов // Правоведение. 2004. № 1 (252). С. 241. 

14. Кравцов Н. А.  Правовое регулирование культуры  в России: анализ принципов // Правоведение. 2004. № 1 (252).С. 242. 

15. Абубикирова Н.И., Кочкина Е.В. О гендерной экспертизе  законодательства // Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. М., 2001. 

16. См. Гендерная экспертиза  российского законодательства. М., 2001. 

17. Хазова О.А. Основные  проблемы концепции репродуктивных  прав. Материалы Круглого стола  Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования  , 30 июня 2000 г. М., ФОМС-МЦГИ, 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Репродуктивные и сексуальные права человека в условиях гендерного неравенства. Правовой аспект