Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:49, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Общей целью настоящей работы явилось определение механизмов лечебного действия и изучение эффективности оригинального базирующегося на театральных системах направления в психотерапии, драматерапии, призванного посредством разработки на его основе новых психотерапевтических методов способствовать повышению самооценки ребенка.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Драматерапия как вид терапии искусством………………………5
1.1 Понятие драматерапии………………………………………………...5
1.2 Использование сценического искусства в психотерапевтических целях……………………………………………………………………….11
1.3 Техника драматизации и общие принципы работы………………...17
1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка…………………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование самооценки у детей с помощью проективных методик………………………………………………………………………..26
2.1Теоретические основы и практическое применение проективного метода………………………………………………………………………26
2.2 Исследование самооценки у детей с помощью проективной методики «Смешные человечки»…………...……………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...37
При повторном исследовании
Конечно,
здесь уместен ситуативный компонент,
но если проводить такую работу с детьми
на протяжении длительного времени, то
эта случайность может перерасти в закономерность.
Рисунок 1
Самооценка
Из результатов
можно сделать вывод, что у
семи из десяти детей самооценка повысилась,
а у трех из десяти осталась на прежнем
уровне. Следовательно, гипотеза подтвердилась
- драматерапия способствует снятию барьеров
межличностного общения и повышению самооценки
у детей.
Заключение
Не всегда получается заглянуть во внутренний мир человека, понять причину его беспокойства, а терапия с помощью творческой деятельности наиболее эффективно помогает в этом. Люди, которым сложно словесно выражать свои эмоции, чувства, переживания с легкостью могут перенести их на бумагу или проиграть на сцене. Драматерапия — не просто способ рассмотрения человеческих проблем и противоречий посредством их “отреагирования” в сценической игре. Драматерапия всегда предполагает активность, и это является предпосылкой изменения личности. Ее эффективность связана с предполагаемым изображением реальных действий. Драматическая форма помогает ощутить реальность происходящего и сфокусировать на нем свое внимание, из-за чего изображаемые жизненные события приобретают особую яркость. Новое ощущение своего “я” становится более устойчивым благодаря непосредственному участию членов группы в определенных совместных действиях. В работе с детьми драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием. Занятия драматерапией может способствовать тому, чтобы застенчивые дети лучше адаптировались в коллективе, почувствовали себя увереннее, проявляли себя. На мой взгляд, дети, которые хотя бы один раз выступали на сцене, проигрывали какие-то роли или же просто демонстрировали свои умения, отличаются большей уверенностью, легкостью в общении. Оценка выступления зрителями в виде бурных аплодисментов, безусловно, влияет на самооценку детей. Так же ребенок в этом видит некую поддержку, одобрение, что так же немало важно в развитии его личности. Дети становятся более раскованными и уверенными в общении.
Я исследовала самооценку детей, а также
уровень их межличностного общения до
и после драматерапевтического процесса.
В ходе исследования с детьми проводились
различные игры, проигрывались этюды на
различные темы. В конце работы дети участвовали
в конкурсе «Мистер и Мисс Весна», где
им представилась возможность выступать
на сцене перед зрителями, получить огромное
удовольствие, зарядиться энергией. После
чего методика было проведена повторно,
по результатам которой можно заключить,
что гипотеза подтвердилась.
Список использованной
литературы:
1. Андерсен-Уоррен М., Р. Грейнджер Драматерапия. – М., 2002.
2. Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002.
3. Митчелл, Стив Драматерапия. Практические исследования. / С. Митчелл.- М.,2002.
4. Копытин, А.И. Основы арт-терапии. / А.И. Копытин. - Спб., 1999.
5. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006.
6. Догваль, М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.
7. Колошина, Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008.
8. Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. - Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М., 2001
9. http://home.damotvet.ru/
10.Кажарская С.Г.
Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г
Приложение 1
Проводимая коррекционная работа
На протяжении всей работы с детьми проводились различные ролевые игры, в которых они могли проявить свою фантазию, мышление, смекалку. В основном это подвижные активные игры, где участвуют все дети. Занятия проводились в просторном классе, парты стояли полукругом, так детям было лучше видно друг друга. Вот некоторые из проведенных игр и этюдов:
Игра «Страшный зверь»
Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся,
У него горят зрачки-
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится…
Может это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул: «Рысь!
Храбрый мальчик крикнул:
- Брысь!!
Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчика, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети – вместе изображают персонажей стихотворения.)21
Игра «Сказочная шкатулка».
Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, уверенности в себе, самопринятия.
Ведущий
сообщает детям, что Фея
Так же с детьми разыгрывались различные этюды. Цель которых помочь ребенку эмоционально раскрыться, научится передавать свои эмоции с помощью мимики и жестов.
Этюд «Шарик».
Цель: Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь.
Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Шарик»:
Все мечтают о таком.
— Шарик твой мы не достанем,
После чтения дети отвечают на вопросы: какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Как игрушка влияет на развитие отношений между девочками? И разыгрывают этюд по ролям.23
Этюд «Два друга»
Цели: Сопоставление различных черт характера; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция сферы ребенка.
Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга».
Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться — стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пошли два юных друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится — румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я
упаду?!»
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал — согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»
Дети
оценивают поведение обоих
В заключение всей работы дети принимали участие в конкурсе «Мистер и Мисс Весна». Там ребята смогли проявить себя на сцене, показать свои таланты, прочувствовали на себе поддержку со стороны зала. Каждый из них с радостью читал стихи, танцевал, проигрывал ситуации.
После чего методика «Смешные
человечки» была проведена
Приложение 2
Информация о работе Реабилитационные возможности театрального искусства