Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:49, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Общей целью настоящей работы явилось определение механизмов лечебного действия и изучение эффективности оригинального базирующегося на театральных системах направления в психотерапии, драматерапии, призванного посредством разработки на его основе новых психотерапевтических методов способствовать повышению самооценки ребенка.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Драматерапия как вид терапии искусством………………………5
1.1 Понятие драматерапии………………………………………………...5
1.2 Использование сценического искусства в психотерапевтических целях……………………………………………………………………….11
1.3 Техника драматизации и общие принципы работы………………...17
1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка…………………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование самооценки у детей с помощью проективных методик………………………………………………………………………..26
2.1Теоретические основы и практическое применение проективного метода………………………………………………………………………26
2.2 Исследование самооценки у детей с помощью проективной методики «Смешные человечки»…………...……………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...37
Драматерапия всегда предполагает активность,
и это является предпосылкой изменения
личности. Ее эффективность связана с
предполагаемым изображением реальных
действий. Драматическая форма помогает
ощутить реальность происходящего и сфокусировать
на нем свое внимание, из-за чего изображаемые
жизненные события приобретают особую
яркость. Новое ощущение своего “я” становится
более устойчивым благодаря непосредственному
участию членов группы в определенных
совместных действиях. Поскольку драматерапия
основана на творчестве, она обязательно
предполагает активность воображения.
А потому, даже не включая в себя совместную
постановку драмы, она все равно приводит
к созданию таких условий, когда люди проявляют
свой творческий потенциал, используя
имеющиеся в группе материалы и возможности.
Драматерапия неизменно акцентирует внимание
на том, чтобы помочь членам группы взглянуть
на жизнь через призму деятельного участия
в ней и тем самым преодолеть восприятие
самих себя лишь как жертв обстоятельств,
неподвластных собственному контролю.
Воспринять жизнь в таком свете — значит
отнестись к ней как к драме. Благодаря
этому мы можем осознать свою способность
ее контролировать. В драме применяется
закон перевоплощения — применяется сознательно,
целенаправленно и эффективно, а также,
чтобы утвердить личную реальность и дать
возможность членам группы получить трансформирующий
опыт, не разрушив при этом “я” каждого,
используется воображение всех членов
группы. Этому способствует форма драматерапевтического
процесса, и именно потому она имеет в
драматерапии чрезвычайно большое значение.3
1.2 Использование сценического искусства
в психотерапевтических целях
На сегодняшний день нельзя не признать, что любой театральный опыт
может
оказывать терапевтическое
В России развитие «системы» (школы) Станиславского привело к появлению
«психотерапевтического театра», основанного на использовании катарсиса, а также импровизационных и игровых элементов.
В большей степени связь между импровизацией (спонтанностью) и катарсисом характерна для психодрамы. Завоевавшая значительную популярность в Америке и Европе психодрама, представляет собой терапевтическое использование прежде всего познавательных и учебных функций театра. Разыгрывая роли и пытаясь разобраться в человеческих взаимоотношениях в безопасной обстановке клиенты (или пациенты клиники), получают возможность отрепетировать межличностные столкновения, не расплачиваясь за возможные ошибки тяжелыми последствиями.5
Однако необходимо заметить, что, поскольку цели психодрамы порой довольно расплывчаты, то эмпирически оценить ее эффективность сложно. До сих пор нет публикаций результатов контролируемых экспериментов в этой области. Тем не менее, популярность психодрамы доказывает, что она, как минимум, обеспечивает развлечение людям, испытывающим проблемы в отношениях с окружающими, а некоторым пациентам, возможно, даже помогает изменить в лучшую сторон их образ жизни (как бы ни было трудно описать и измерить её воздействие). Голд Д.К. определяет благотворные эффекты психодрамы следующим образом: «Она позволяет нам лучше понять те вещи, которые часто остаются невысказанными или подвергаются внутренней цензуре. Благодаря ей, мы можем разыграть свои страхи, желания и конфликты в безопасной и комфортной обстановке. Она дает нам возможность опробовать новую манеру поведения, что в иных обстоятельствах было бы затруднительно. И, наконец, она позволяет наглядно увидеть, как другие люди реагируют на типичные житейские драмы, как они противостоят им, уклоняются или ищут возможные пути решения».6
Более эклектичные методы терапевтического использования драмы обычно называют драматерапией. Подобно психодраме, драматерапия включает не просто обсуждение, а «проживание» проблем, но для этого используются готовые драматические произведения более общего, неперсонифицированного содержания. Драматерпия делает акцент на художественной форме драмы как таковой и на ее универсальной применимости к житейским проблемам. Поскольку в театре время и пространство «сжаты», то в одну пьесу порой вмещается опыт всей человеческой жизни, передать и понять который иными способами просто невозможно.
Как и в психоанализе, в драматерапии используется понятие «перенос».
Предполагается,
что мы способны переносить – и
неизбежно переносим – свои прошлые
чувства и отношения на тех, кто окружает
нас в настоящем (в том числе – и на персонажей
пьесы). Более того, играя роли вымышленных
персонажей, клиенты (пациенты) начинают
лучше понимать самих себя и получают
уникальную возможность пережить мысли
и чувства, которые нельзя выразить иными
способами. Поскольку есть возможность
дистанцироваться от персонажа, то ситуация
оказывается менее угрожающей, чем в реальной
жизни, и может быть проанализирована
более глубоко. Важной функцией процесса
драматерапии состоит, по мнению Дженнингса,
в возможности преобразовать прошлый
опыт. В драматической роли человек может
вернуться к деструктивным ситуациям
своей жизни, где он чувствовал себя беспомощным,
и мысленно трансформировать их так, чтобы
достичь большего контроля над ситуацией
и большей свободы. Факты могут остаться
в общем и целом почти неизменными, но
поменяется манера, в которой передается
(разыгрывается на сцене) история из прошлого
пациента, а следовательно, и восприятие
пациентом этой истории. 7
Таким способом, можно помочь людям выбраться из тупиковой житейской ситуации. Драматерапия поощряет людей к внешнему выражению подавленных мыслей и чувств, к опробованию новых способов поведения и в результате к открытию новых аспектов собственной личности. По мнению Грэйнджера Р., драматерапия освобождает человека, поскольку помогает ему понять, «что роль можно по собственному желанию принять либо отказаться от нее или сменить; что в каждом из нас живет целое семейство непохожих друг на друга личностей». Вместо попыток приблизить драму к жизненной реальности люди начинают сознавать, что сама жизнь в какой-то мере является ролевой игрой и, следовательно, содержит ярко выраженный драматический элемент. Всем детям - как "обыкновенным", так и "особенным" - необходима драматерапия, участие в постановке спектакля, театрализованного действа в любой доступной для них форме.
Можно выделить два направления работы: собственно постановка спектакля и литературно-драматическая игра. Спектакль предполагает наличие отдаленной цели - проигрывания действия в костюмах перед зрителями. Обязательным условием является занятость всех детей в постановке, наличие общих для всех детей задач - например, изучение-проживание эпохи или смены времени года или социально значимого жеста ("да", "нет").8
Литературно-драматической игрой я назвала бы мини-спектакль, при постановке которого главным является создание образа, архетипа. Здесь главная цель - дать возможность одному или двум героям пережить, преодолеть то, что мешает им в жизни. Переживание катарсиса, успешное разрешение ситуации в сказочной атмосфере спектакля помогает справляться с робостью, трусостью и чувством отверженности в реальной жизни. Такое занятие можно проводить в мини-группе из 2-3 человек, либо остальные дети играют роль массовки. История проигрывается не более двух-трех раз, т.к. здесь затрагиваются слишком глубокие переживания и частое повторение или неосторожная реакция публики может привести ребенка к нервному срыву. 9
Драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием, но для нас важнее то, что она дает уникальную возможность провести ребенка через все эпохи становления человечества. От пробуждения эмоций через формирование душевных качеств к высшим гуманитарным ценностям.
Так же как малыши играют в машинки, в куклы, постепенно переходя от простых манипуляций с предметами к более сложным ролевым играм, так младшим школьникам и подросткам необходимо переживание ранее накопленного человечеством опыта.
Пространство, выделенное под сцену, может быть больше или меньше, в зависимости от числа занятых в спектакле детей и от выбранной пьесы, но необходимо учитывать, что если у ваших актеров есть серьезные проблемы с речью и (или) с мелкой моторикой, вам понадобится больше пространства, т.к. длинные диалоги и сложные жесты будут заменены крупными широкими жестами и красивыми проходами по сцене. Однако в этом есть и свои плюсы, т.к. слишком "разговорные" пьесы "не для всех" не очень сценичны и трудны для восприятия даже в исполнении профессиональных актеров. 10
Начинать занятие желательно с некоторого
"волшебного" звука - колокольчика
или металлофона, - и им же заканчивать,
подчеркивая этим переход от реальности
к сказочно-театральному пространству
и обратно. Причем обратный переход для
многих оказывается даже важнее, особенно
для тех, у кого повышенная эмоциональность
сочетается с ригидностью, склонностью
к застреванию на одной теме. Они могут
настолько войти в роль, что оказываются
неспособными потом ни думать, ни говорить
ни о чем другом. Далее следует "экспозиция"
- рассказ истории с параллельным распределением
ролей. Если на следующих занятиях вы хотите
поменять детям роли, необходимо заранее
их об этом предупредить. Затем собственно
проигрывание всего спектакля или отдельных
действий, но обязательно с кратким проговариванием
связок и конца. Эта часть занятия может
изменяться в зависимости от умственного
развития детей, сложности спектакля и
степени знакомства детей с материалом.
При инсценировке классических произведений
очень важно не подменять текст оригинала
вольным пересказом, но, и сокращая, сохранять
ритм, стиль и язык подлинника.11
1.3 Техника драматизации и общие принципы работы
Одной из наиболее интенсивных по глубине переживаний является ролевая драматизация с масками с использованием видеоанализа. Данный вид работы имеет комплексный характер и включает следующие действия участников группы.
- Составление "Ролевой карты". Пациенты пишут о своих привычных социальных ролях. Затем обсуждают в мини-группах свои чувства, связанные с отношением к обозначенным ролям и их местом в жизни.
- Проведение направленной визуализации "Поиск маски тени", которая дает возможность участникам группы погрузиться в бессознательное и встретиться с теневыми аспектами собственной личности. В процессе направленной визуализации им предлагается найти маску, примерить ее и задать самим себе ряд вопросов, которые "запускаются" в бессознательное для поиска ответов. Сами ответы могут прийти позже. На дальнейших этапах работы как внезапные озарения.
- Наложение грима или изготовление масок.
- Актуализация образа героя. Образ героя используется для того, чтобы актуализировать и передать активные, положительные, жизнеутверждающие грани Я. Мы исходим из того, что работа с образом героя стимулирует раскрытие внутреннего потенциала, конструктивных аспектов личности участников группы. Нередко это ощущается как прилив сил, оживление, сопровождается сильными переживаниями. Данный этап работы осуществляется следующим образом: сначала участники "примеряют" на себя образ героя, "вживаются" в роль. Они также отвечают на вопросы, заполняя специально подготовленные бланки-дневники, где описывают чувства героя, его состояние, мысли, что он хочет сказать и сделать, чему учит. После этого проводится постановочная фотосессия и подготовка к драматическому действию (прописывание роли, сочинение монолога, создание дополнительных реквизитов).
- Драматическое выступление, которое записывается на видео.
- Снятие маски. Этот этап связан с разотождествлением с ролью, внутренним дистанцированием от тех обстоятельств, которые изображались в ходе драматического выступления.
- Просмотр и анализ фотографий и видеоролика, которые происходят на следующей сессии. Пациенты получают возможность посмотреть на себя в образе героя и свое драматическое выступление как бы со стороны, отстраненно, и получить обратную связь. Обычно драматическое выступление с воплощением образа героя производит на пациентов сильное впечатление. Увидеть героя, а под ним распознать собственные черты для многих является "шоком", своего рода "пиковым" переживанием. Участники группы нередко лицом к лицу встречаются с вытесненным, конфликтным материалом, и это помогает им пережить момент озарения и осознания. Возможность актуализировать, выразить связанные с ведущим конфликтом чувства в индивидуальном драматическом действии и принять пережитый опыт помогает разрешить ключевые внутренние противоречия, интегрировать и изменить личность.
Информация о работе Реабилитационные возможности театрального искусства