Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:49, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Общей целью настоящей работы явилось определение механизмов лечебного действия и изучение эффективности оригинального базирующегося на театральных системах направления в психотерапии, драматерапии, призванного посредством разработки на его основе новых психотерапевтических методов способствовать повышению самооценки ребенка.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Драматерапия как вид терапии искусством………………………5
1.1 Понятие драматерапии………………………………………………...5
1.2 Использование сценического искусства в психотерапевтических целях……………………………………………………………………….11
1.3 Техника драматизации и общие принципы работы………………...17
1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка…………………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование самооценки у детей с помощью проективных методик………………………………………………………………………..26
2.1Теоретические основы и практическое применение проективного метода………………………………………………………………………26
2.2 Исследование самооценки у детей с помощью проективной методики «Смешные человечки»…………...……………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...37
- Постановка гипотезы;
- Выбор испытуемых;
- Тестирование
испытуемых с помощью
- Обработка полученных данных;
- Подтверждение
либо опровержение
Выборка испытуемых составляет 10 человек. Средний возраст- 7 лет.
Гипотеза: Драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей. На примере исследования самооценки и межличностных взаимодействий в коллективе до и после драматерапевтического процесса.
Ход исследования:
За основу была взята проективная методика «Смешные человечки», являющееся графическим проективным методом.20 Для проведения необходимо показать ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве попросить показать, где располагается он, его друзья, родственники. Затем полученные результаты интерпретируются, и составляется психологический портрет испытуемого. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах. Во время рисования ребенку задавались уточняющие вопросы по выбору цвета, расположения, по поводу того, почему ребенок так, или иначе назвал героев рисунка и т.д.
На протяжении месяца с детьми велась терапевтическая работа коррекции самооценки. Использовалась драматерапия, на примере проигрывания ситуаций, этюдов, конфликтов и т.д. С детьми проводились беседы. А так же в завершении работы был поставлен спектакль, в котором участвовали только дети. Проводились полноценные репетиции. Вместе дети придумывали себе костюмы и грим. Ребята отнеслись к постановке серьезно, ответственно. После беседы выяснилось, что детям понравился сам процесс подготовки и игры перед зрителями. Затем методика «Смешные человечки» была проведена снова, с той целью, чтобы проследить изменение самооценки ребенка, а так же его взаимоотношений в семье и коллективе.
Характеристики детей
Костя, 7 лет
По результатам первого исследования у мальчика была выявлена адекватная самооценка - он изобразил себя почти на верхушке дерева. Анализируя рисунки, а так же после бесед и занятий с Костей в течение некоторого времени можно сказать, что у Кости хорошие отношения в семье. На рисунке он выделил всю свою семью ярким цветом. Во время бесед он часто рассказывает про маму и папу. Все время упоминает братьев. Но не очень много друзей. На рисунке он больше уделил внимания свои братьям и сестрам, нежели друзьям. Мама и папа изображены снизу. Папа изображен наблюдающим за Костей, наверняка он активно участвует в воспитании сына, но в тоже время не является авторитетом для мальчика. Во время беседы Косте был задан вопрос: «на кого он хочет быть похож в будущем?». И мальчик не задумываясь ответил: «На старшего брата». Так же на самой вершине дерева Костя изобразил брата, тем самым назначил самым авторитетным для себя человеком. Скорее всего, это старший брат, с которым Костя легко общается, делится своими мыслями, находит общий язык. В целом, по рисунку видно, что круг общения ограничивается семьей. Рисунок яркий, аккуратный, из чего можно заключить, что у ребенка нет явных проблем с самооценкой и взаимоотношениями. Во время работы ребенок проявлял интерес и фантазию.
На протяжении месяца с детьми велась драматерапевтическая работа, в виде проигрывания этюдов и ситуаций, эмоций и настроений, а также проведение конкурса талантов. После чего исследование было проведено повторно. Рисунок Кости не в большой степени, но изменился. Он без всяких колебаний поместил себя на вершину дерева, что говорит о том, что Костя стал более уверенный в себе и своих способностях.
Маргарита, 7 лет
Когда проводилось
После повторного исследования
рисунок изменился. Маргарита
теперь ставит себя на самую
вершину, друзей изображает
Максим, 7 лет
Во время первого исследования
Максим изобразил себя
Повторное исследование показало, что Максим ставит себя на вершину. Он показал каким он может быть, что в нем есть потенциал, который мальчик хочет реализовывать. Он удовлетворил свои ожидания, стал увереннее. Мама и папа изображены рядом друг с другом. Папа проявляет активность – он изображен лезущим наверх, ближе к Максиму.
Друзья располагаются внизу. Кто-то падает с ветки, кто-то пытается забраться на дерево. Очевидно сейчас друзья играют небольшую роль в жизни Максима. Они также изображены не ярким цветом.
Рома, 6 лет
Из результатов первого
Настя, 7 лет
На первом рисунке Настя
При повторном исследовании, после
наблюдения в течение
Глеб, 7 лет
Исходя из результатов первого исследования, бесед и наблюдения можно сказать, что Глеб имеет завышенную самооценку, что, в принципе, нормально для ребенка его возраста. Он уверен в своих силах, целеустремленный. Может быть только немного застенчивый. На рисунке Глеб изобразил всех членов семьи, вплоть до бабушек и дедушек, это говорит о том, что для ребенка семья очень важна. Родители расположились рядом с Глебом, чувствуется постоянная поддержка, внимание, опора.
Глеб нарисовал много друзей, а также героев сказок и мультфильмов, это свидетельствует, что ребенок очень общительный, активный, всегда занят делом, довольно сообразительный и мечтательный. Рисунок яркий, разукрашены все детали, аккуратный.
После повторного исследования
серьезных изменений не
Ангелина, 7 лет
На первом рисунке Ангелина изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Девочка любит фантазировать, мечтать, придумывать. Но, недостаточно уверена в себе, в своих возможностях, не смело проявляет инициативу. Родители изображены не далеко от Ангелины, примерно на одинаковом уровне.
Значительно выше Ангелина разместила двух друзей, из этого следует, что у девочки не очень широкий круг общения. При повторном исследовании Ангелина все также нарисовала себя на качелях. Мама осталась на прежнем месте, рядом с Ангелиной. А папу девочка наоборот перенесла на самую высокую ветку. С одной стороны он оказался дальше от девочки, а с другой, вероятно, в нем разгляделся значимый персонаж, глава семьи. Что касается друзей, то теперь на рисунке их больше. Все изображены рядом с Ангелиной, яркими цветами, что показывает, что девочка стала более общительной, активной, дружелюбной.
Вероника, 7 лет
По результатам первого исследования и бесед можно сказать, что Вероника очень ответственная, исполнительная, всегда готова помочь другим детям. Проявляет инициативу, интерес. Однако, девочке не хватает уверенности, она старается делать правильно, боясь допустить ошибку.
На рисунке изображены друзья Вероники. Но лишь двое находятся с ней рядом. В общении с детьми девочка старается быть немного в стороне, не проявляет заинтересованности в разговоре и игре с детьми.
Родители изображены далеко друг от друга. Мама рядом с Вероникой на верхушке дерева, а вот папа у самых корней дерева. Вероника нарисовала папу смотрящим на них с мамой, вероятно папа не очень активен в проявлении внимания. В целом рисунок яркий, аккуратный.
При повторном проведении
Алина, 7 лет
Алина проявила себя
Лера, 7 лет
На первом рисунке Лера изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Может быть, что качанием на качелях она восполняет недостаток ласки в раннем детстве. Но в то же время, Лера замкнута в себе. Старается не показывать свои чувства, иногда очень сложно понять какое у нее настроение – она улыбается, но на самом деле она чем-то расстроена. Друзей на рисунке нет. Мама для девочки значимый персонаж, авторитет. Лера расположила ее на самой высокой ветке. Еще одна важная деталь- Лера назвала маму и папу по имени (мама Оля). Если ребенок всех называет по имени, то в таком случае становится непонятным, кто мама, кто папа, бабушка, дедушка и т.д. Стирается разница поколений; каждый может быть кем угодно. Хоть и на уровне слов, но упраздняется структура семьи, где у каждого члена есть свое место. Кроме того, редко сам ребенок является инициатором таких отношений. Обычно это бабушки и дедушки, которые не могут смириться со своим новым статусом, родители, которые неловко чувствуют себе в новых ролях, хотят, может быть, оставаться детьми.
Информация о работе Реабилитационные возможности театрального искусства