Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Задачами исследования являются:
- Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
- Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
- Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
- Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
- Разработать и провести занятия направленные на развитие творческого воображения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс
1.2.Особенности творческого воображения
1.3.Развитие воображения детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития воображения
2.2. Формирующий эксперимент исследования
2.3. Результаты исследовательской работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
4) Оля – 8
баллов, что соответствует высокому
уровню развития воображения.
На рисунке изображен предмет,
который не является новым,
но выглядит действительно
В констатирующем эксперименте так же была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".
На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предложили дорисовать их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Все работы детей можно поделить на 4 группы:
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа –
оригинальные изображения в
4 группа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Нами были получены следующие результаты:
Знаком (+) отмечены оригинальные на наш взгляд изображения. Таким образом нами было отобрано всего три рисунка.
Так же мы оценили каждое изображение по 100% шкале на оригинальность, сложность композиции. Мы исходили из расчета самый оригинальный рисунок – 100%, самый простой рисунок с добавлением одной линии – 10% и т.д. по усложнению изображений. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1
Проанализиров полученные результаты, мы сделали следующие выводы:
1) Ира и Коля – дети младшего дошкольного возраста. Они тратят на выполнение задания больше времени, чем старшие ребята. Однако, для своего возраста они показали, что творческое воображение соответствует их периоду умственного развития. Оно находится на стадии формирования.
2) Маша и Антон
– дети среднего и старшего
дошкольного возраста. Они набрали
баллов даже меньше, чем дети
из младшей группы, что говорит
о том, что воображение у
них для своего возраста
3) Оля и Игорь – дети среднего и старшего дошкольного возраста. Разница в возрасте детей 1 год 9 месяцев, но их изображения отмечены как самые оригинальные. В таком случае можно утверждать об очень хорошем развитии творческого воображения у детей.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения дополнительных занятий, направленных на развитие воображения с детьми, у которых воображение развито недостаточно хорошо для своего возраста.
2.2. Формирующий эксперимент исследования
Формирующий эксперимент состоял из проведения курса дополнительных занятий со следующими детьми:
- Маша – 4 года 8 месяцев, средний дошкольный возраст;
- Антон – 6 лет 9 месяцев, старший школьный возраст.
Так как дети,
которые участвуют в формирующе
За время исследования было проведено 6 занятий с детьми. Продолжительность каждого занятия 15 – 20 минут.
Занятие 1.
На первом занятии предлагалось детям пофантазировать. Им показали картинку с изображением рыбы молота и рыбы иглы. Детей попросили объяснить почему у них такие названия. Затем предложили пофантазировать: "А как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба – ножницы" и т.д. Дети пытались придумывать свои версии ответов на вопросы. Иногда исследователю приходилось подсказывать, так как дети не могли сформулировать ответ.
Затем детям было предложено другое задание – показать как нужно варить суп. Дети начали изображать как моются и вытираются овощи перед приготовлением пищи. Наливается вода в кастрюлю. Зажигают гарелку газовой плиты. Чистят и режут овощи, кладут в кастрюлю, солят и помешивают суп ложечкой. И т.д.
Занятие 2.
Детям раздали листочки, на которых были изображены произвольные закорючки. Задача детей заключалась в том, чтобы дети превратили закорючки в осмысленный рисунок. Затем детям предложили самим нарисовать произвольные закорючки и поменявшись листочками друг с другом, дорисовать изображение.
Следующим заданием на занятии было придумать новое назначение предмета. Исследователем показывались предметы по очереди, а дети придумывали им новые назначения. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Каждый из детей предлагали огромное количество вариантов.
Занятие 3.
Детям раздали листочки с изображением клякс. Кляксы были различного размера. Детям предложили придумать, на что похода клякса, а затем и дорисовать ее. Дети предлагали различные варианты.
Затем им была предложено другое задание, суть которого заключалась в следующем: им нужно было представить себя тем, что просил показать исследователь:
- новой шубой;
- шапкой;
- потерянной варежкой;
- варежкой, которую вернули хозяину;
- рубашкой, брошенной на пол;
- рубашкой, аккуратно сложенной;
- сапогами;
- мягкими тапочками.
Дети выполняли задания по очереди, чтобы не было повторений и чтобы каждый проявил свою инициативу.
Занятие 4
Детям были предложены листы бумаги, на которых были изображены такие фигуры, как:
- две параллельные линии,
- квадрат,
- треугольник,
- круг,
- овал,
- волнистая линия.
Задание состояло в том, чтобы их превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Дети предлагали варианты по очереди.
Следующее задание состояло из того, чтобы дети представили себя в роли какого-нибудь персонажа. Девочке предложили стать заботливой хозяйкой, а мальчику добросовестным работником. Девочка показывала, как она ухаживала за птицами: сыпала им зерно, наливала воду. А мальчик изображал, как рубил дрова, складывал их.
В конце занятия детям предложили изобразить домашних птиц:
- заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам;
- гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство;
- сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят;
- индюка, распушившего хвост.
Занятие 5
В начале занятия исследователь показывал детям картинку, которая была закрыта большим листом с отверстием диаметром три с половиной сантиметра посредине. Дети передвигали лист по картине, и должны были узнать, что на ней изображено. Картинок было несколько. Важно отметить, что для каждого ребенка были подобраны отдельные картинки.
Для следующего задания был подготовлен лист, в центре которого была нарисована красная точка. Детям предложили продолжить рисунок. Каждый ребенок по очереди дорисовывал необходимый на его взгляд элемент. В итоге получился целый рисунок.
Занятие 6
Итоговое занятие началось с того, что детям предложили глядя в окно, придумывать про людей, которых они видели внизу, разнообразные истории. А затем, им показали различные фотографии с изображением людей и предложили придумать и рассказать кто изображен, чем он занимается и что будет делать завтра.
Последнее задание состояло в том, что детям предложили нарисовать свое настроение. Проанализировав рисунки, мы сделали следующие выводы:
1) У детей не возникло трудностей перед выполнением задания, они живо принялись за его выполнение.
2) Каждый из испытуемых изображал то, что ему хотелось.
3) Можно отметить так же красочность рисунков, что говорит о положительном настроении в то момент.
За период проведения занятий была отмечена заинтересованность детей, так как задания были подобраны с учетом возрастных особенностей. Так же нами была отмечена следующая тенденция: дети во время выполнения заданий все больше и больше предлагали различные варианты, что может говорить о том, что специально организованные задания, при соблюдении методов и при использовании определенных приемов, являются эффективным средством и условием развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.3. Результаты исследовательской работы
Развитие и формирование творческого воображения в дошкольном возрасте характеризуется такими качествами как богатство образов и направленность.
Детский возраст
считается самым благоприятным
периодом для развития творческих способностей.
Но благоприятное формирование и
развитие творческих способностей возможно
при создании определенных условий
и при использовании
Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют говорить о том, что развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях, что подтверждает гипотезу, которая была высказана нами в начале данной работы.
Заключение
Исследовательская работа по теме данной курсовой работы позволяет сделать следующие выводы:
1) Была проанализирована теоретическая литература по теме исследования. Нами было отмечено, что воображение является сложным и особым психическим процессом и поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
2) Существует
два основных вида воображения:
3) Мы рассмотрели
особенности развития
4) Для определения
уровня развития творческого
воображения детей дошкольного
возраста были проведены
5) Были разработаны и проведены занятия, направленные на развитие творческого воображения для детей дошкольного возраста.
Литература
1) Боровик О.
В. Развитие воображения.
2) Выготский
Л.С. Воображение и творчество
3) Дубровина
И.В. и др. Психология: Учебник
для студ. сред. пед. учеб. заведений
/И.В. Дубровина, Е.Е.
4) Дьяченко О.М.
Развитие воображения
5) Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
6) Марцинковская
Т.Д. Детская практическая
7) Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин – тов. по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.–М.: Просвещение, 1984.–256с.
8) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 456 с.
9) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
10) Немов Р.С.
Психология: Учебник для студ.высш.пед.
11) Рибо Т.
Болезни личности; Опыт исследования
творческого воображения;
12) Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь – Издательство политической литературы, Москва, 1968.
13) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство "Питер", 2000 – 712 с.: ил. – (Серия "Мастера психологии")
14) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Разработано с учетом государственного образовательного стандарта по циклу социально-экономических дисциплин Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001.
15) Субботина Л. Ю. Развитие
воображения детей. Популярное
пособие для родителей и
16) Теплов Б.М. "Психология" Учпедгиз, Москва, 1953 г.
17) Чуковский К.И. От двух до пяти. Издательство: М. – 2005 г.
18) Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006.
Приложение 1
Методика "Нарисуй что-нибудь"
Оценка результатов
Оценка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок
за отведенное время придумал
и нарисовал нечто