Развитие воображения у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Задачами исследования являются:
- Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
- Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
- Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
- Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
- Разработать и провести занятия направленные на развитие творческого воображения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс
1.2.Особенности творческого воображения
1.3.Развитие воображения детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития воображения
2.2. Формирующий эксперимент исследования
2.3. Результаты исследовательской работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Воображение1_Смореть_Содержание.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

- Гиперболизация  – это парадоксальное увеличение  или уменьшение предмета или  отдельных его частей. (Пример: мальчик  с пальчик).

- Уподобление  – позволяет конструировать схемы,  репрезентировать те или иные  процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

- Расчленение  заключается в том, что новое  получается в результате разъединения  частей объектов.

- Замещение  – это замена одних элементов  другими.

- Аналогия –  заключается в создании нового  по аналогии (сходству) с известным.

Необходимо  отметить, что в основе всех вышеперечисленных процессов находятся мыслительные операции.

Выготский Л.С. отмечает, что "для того, чтобы  понять психологический механизм воображения  и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека" (2, с.10). Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:

1) Любой образ  воображения создается из образов,  взятых из действительности и опыта человека. Выготский Л.С. рассматривает следующий пример: "Избушка на курьих ножках". Образы, из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.

2) Сложившийся  образ воображения является элементом  действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого-нибудь события, например, события Второй Мировой войны. Представления человека и являются результатом творческой деятельности.

3) На процесс  творческого воображения оказывает влияние эмоции. Выготский Л.С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.

4) Образ воображения  может представлять из себя  что-то совсем новое, не бывшее в опыте человека. Например, образ автомобиля был изначально создан комбинированным воображением человека и в реальности его не существовало. Воплотившись в действительность, автомобиль стал реальным.

Творческое  воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что "диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются" (2, с.22). Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.

Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.

Последним, завершающим  этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.

Нельзя сказать, что процесс творческого воображения  сразу же заканчивается. Оно будет  закончено тогда, когда представление  воплотится во внешнем образе.

Творческое  воображение является достаточно сложным  явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному.

1.3. Развитие  воображения детей дошкольного  возраста 

В психологической  литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. Мухина В.С. отмечает, что "это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками" (8, с.201). Психологи выделяют три периода:

- младший дошкольный  возраст (3–4 года),

- средний дошкольный  возраст (4–5 лет),

- старший дошкольный возраст  (5–7 лет).

Ведущим видом деятельности является игра. В процессе игры дети усваивают основные приемы деятельности и норм социального поведения. Вместе с игрой в дошкольном возрасте формируются и такие формы деятельности, как конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилам или образцам.

Ефимкина Р.П. отмечает, что "игра возникает в 3 года, когда  ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий" (5, С.21). Изначально в период младшего дошкольного возраста игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки являются моделями предметов. Для данного периода характерна сюжетная игра. В процессе игры ребенок воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а всего лишь действия, имитирующие действия врача.

Средний дошкольный возраст  характеризуется тем, что игра становится ролевой и она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте существует игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что игра имеет  важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.

Ребенок в игре развивается, а следовательно в игре складывается и развивается и воображение  ребенка. По мнению Матюхиной М.В. "воображение  ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни" (7, С.70). О наличии воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.

Т. Рибо выделяет основные стадии развития воображения ребенка:

1) ребенок может преобразовывать  воспринимаемые предметы, т.е. в  одном предмете он видит другой;

2) воображение ребенка  проявляется в одушевлении игрушек;

3) воображение находит  отражение в игровых перевоплощениях;

4) ребенок комбинирует  образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.

Так как развитию творческого  воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые  создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Мухина В.С., говоря о воображении в младшем дошкольном возрасте, отмечает, что "на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней" (8, С.245).

По мнению Мухиной  В.С. в игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет  сходство предмета-заместителя с  предметом, который он замещает. А  у детей более старшего возраста воображение может опираться  и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

Формируясь  в игре, творческое воображение переходит  так же и в другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение  сказок, стишков. Большое значение в  развитии творческого воображения  имеет детское словотворчество. Мухина говорит о том, что "сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки" (8, С.246).

В младшем и  среднем дошкольном возрасте процесс  словотворчества сопровождает внешние действия ребенка.

Дошкольники трех-четырех  лет обычно не осознают, что воспроизводят  то, что уже известно. В таких  случаях детские воспроизведения  целиком строятся на памяти, не включая  работу воображения. Однако достаточно часто ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Мухина отмечает, что "сочиняемые детьми сказки и истории становятся достаточно последовательными и оригинальными. При этом часто ребенок доводит сюжет до логического конца" (8, С.246).

По мнению К.И.Чуковского в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Он считает, что "достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа" (17, С.36).

Существует  мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей мало жизненного опыта и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.

Мы считаем, что описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину  развития.

В период с трех до четырех лет ребенок еще  не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. При игре взрослого с ребенком, если взрослый берет на себя роль какого-либо фантастического персонажа и изображает действия, свойственные этому персонажу, малыш переживает одновременно чувство восторга и ужаса. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Через взрослого ребенок научается создавать свои собственные персонажи, которые могут быть преходящими, но могут и сопутствовать ребенку в течение дней, недель и даже месяцев.

В среднем и  старшем дошкольном возрасте воображение  ребенка становится управляемым. Формируются  действия воображения:

- замысел в  форме наглядной модели;

- образ воображаемого предмета, существа;

- образ действия  существа или образ действия  с предметом.

Воображение как  целенаправленная деятельность развивается  в процессе создания замысла, представления  схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображениявоссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Детское воображение  – это прежде всего творчество. При активном развитии воображения  в общем психическом развитии ребенка существует и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает менять действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка.

Гдава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения  детей дошкольного возраста

2.1. Определение  уровня развития воображения

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №123" г. Москва. Исследование продолжалось в течении четырех недель. В исследовании принимало участие 6 детей, по 2 ребенка из первой младшей, средней и подготовительной групп:

- младшая группа – Ира (3 года 5 месяцев), Коля (3 года 11 месяцев);

- средняя группа  – Маша (4 года 8 месяцев), Игорь (4 года 10 месяцев);

- подготовительная  группа – Оля (6 лет 3 месяца), Антон (6 лет 9 месяцев).

Исследование  состояло из двух этапов: констатирующий и формирующий этапы. Констатирующий этап включал в себя проведение методик, направленных на определение уровня развития творческого воображения, предложенные Немовым Р.С.

Методика "Нарисуй  что-нибудь" – предложена Немовым  Р.С. (10, С.86). Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты (для детей младшего дошкольного возраста можно увеличить время проведения до 6 минут). После этого оценивается качество рисунка по определенным критериям, и на основе оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка (см.приложение №1).

Проанализировав рисунки детей нами были сделаны  следующие выводы:

1) Ира – 4 балла, что соответствует низкому  уровню развития воображения, что в принципе соответствует возрасту ребенка. Ребенок нарисовал достаточно простой рисунок, использовал всего лишь один цвет фломастера, и на рисунке слабо просматривалась фантазия.

2) Коля –  2 балла, что говорит об очень  низком уровне развития воображения. За отведенной время ребенок нарисовал лишь отдельные линии, черты.

3) Маша, Игорь  и Антон – 5, 7 и 7 баллов соответственно, что соответствует среднему уровню  развития воображения. В их  рисунках наблюдались элементы  фантазии. Детали прорисованы не  достаточно хорошо, но все-таки рисунки оказали свое впечатление.

Информация о работе Развитие воображения у дошкольников