Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования данной работы: рассмотреть состояние развития воли у подростков, провести диагностику уровня развития воли и проанализировать результаты.
Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.
Именно поэтому вопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте особенно актуальны в настоящее время.
1. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000. с-114
2. Джемс У. Психология.-М., 1991. с-98.
3. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. с. 225
4. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.
с. 23
5. Рудик П.А. Психология воли спортсмена.-М., 1973. с. 6 6. П.А. Рудик Психология воли спортсмена.-М., 1968. с.14
7. И.П. Петяйкин Психологические особенности решительности.-М., 1978.с. 15
8. Е.П. Ильин Психология воли.-СПб., 2000. с.132
9.Е.К. Фещенко Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств.-СПб., 1999. с. 32
10. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976. с.42
11. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. с. 3
12.Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989
13. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник СпбУ-1995.-№3
14. Калин
В.К. На путях построения
15. Ильин В.П. Психология воли.-СПб., 2000. с.124
16. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000. с.98
17. Селиванов В.И. Избранные психологические труды.-Рязань,1992. с.56
18. Котырло В.К. Развитие волевого поведения дошкольников.-Киев, 1971.с- 35 19.Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. с-9
20. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб, 2000. с-213
21. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб, 2000. с-220
22. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб, 2000. с-246
23. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М. : Сов. энцикл., 1983.- с. 90-91.
24.Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия.- М: МГУ, 1979.с- 22
25. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35.
26.Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989
27. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. -с. 225
28.Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков.-Ташкент, 1985.-с.47
29.Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 -с. 7-9.
30.Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23.
МЕТОДИКИ
ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
2. У
тебя часто меняется
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
4. Ты обидчив, но не злопамятен.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
5. Когда кто-то на тебя кричит, ты кричишь в ответ.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
6. Можешь нагрубить родителям, учителям.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
8. Горячишься
во время разговора, часто
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
9. Любишь
организовывать и
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
10. Похвала и порицание действуют на тебя сильнее, чем на других.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
11. Если в споре с кем либо, собеседник срывается против тебя, то ты:
а) отвечаешь в еще более грубой форме
б) отвечаешь ему тем же,
в) демонстративно оскорбляешься,
г) прерываешь с ним разговор, чтобы успокоиться.
д) не обращаешь на это внимание,
12. Если друзья начинают над тобой подтрунивать, то ты:
а) злишься на них.
б) стараешься уйти от них и держаться подальше,
в) сам включаешься в игру и начинаешь подпрыгивать им, подшучивая над собой,
г) делаешь безразличный вид, но в душе негодуешь.
д) не обращаешь никакого внимания
13. Часто ли ты задумывался над тем, какое влияние твои поступки оказывают на окружающих людей?
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
14 . Ты не бросаешь работу на пол пути, несмотря на усталость
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
15. Тебя
раздражает, когда на остановке
приходится долго ждать
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
16.Если требуют обстоятельства, можешь долго заниматься неинтересным делом
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
17. Установив распорядок, ты его соблюдаешь, даже если это неудобно
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
18. Ты всегда отстаиваешь свое мнение, если прав.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
19. Даже
если в работе не все
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
20. Участвуешь ли ты в разных соревнованиях
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
21. в споре тебе удается сохранить выдержку
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
22. Специально учишься владеть с собой
а)
всегда б) часто в)
иногда г) редко д)
никогда
Оценка теста: шкала импульсивность- вопросы 1-12; а-5 баллов, б-4, в-3, г-2,д1.
шкала волевой регуляции – вопросы 13-24; а-5 баллов, б-4, в-3, г-2, д-1.
МЕТОДИКИ
ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Методика «Социальная смелость»
Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).
Текст опросника
1. При общении с людьми я:
а)
с готовностью вступаю в
б) нечто среднее;
в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
2 Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
3 Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо к коллективной встрече
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
4 Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
5
Мне трудно говорить или
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
6 Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал
а) довольно часто,
б) иногда,
в) почти никогда
7
Когда я нахожусь в большой
группе людей, то я
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
8 Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий
а) верно,
б) не уверен
в)неверно
9 Когда требуется умения убедить людей что-либо сделать, обычно просят меня
а)верно
б) не уверен
в)неверно
10
Я считаю себя открытым
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
11 В общении я
а) свободно проявляю свои чувства,
б) нечто среднее
в) держу свои переживания «про себя»
12 Мне не очень нравится, когда смотрят, как я работаю
а) да б) нечто среднее, в) нет
13 Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда заняты
а)
да, б) не уверен, в)
нет
Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.