Развитие воли в подростковом возразте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы: рассмотреть состояние развития воли у подростков, провести диагностику уровня развития воли и проанализировать результаты.

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ВОЛИ!!!.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
 

     А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как  единая целостная система, но структура  звеньев этой системы у разных  людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой» [4, с.23].

1.3 Структура и общие характеристики волевых качеств.

          П. А. Рудик (1962) отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирически характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель» [5, с.6].

     Как и любые качества личности, волевые  качества имеют горизонтальную и  вертикальную структуру.

Горизонтальную  структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим — противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх  имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы»  [6, с. 14]. Это утверждение имеет мало общего с реальностью.

     Установлено, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием  торможения по «внешнему» балансу, подвижностью торможения. Среди представителей тех  видов спорта, которые связаны с переживанием страха и отсутствием страховки (прыжки с парашютом, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду), почти нет спортсменов с этой типологической триадой.

     Высокая степень решительности связана  с подвижностью возбуждения и  с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации — и с сильной нервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц с низким уровнем нейротизма [7, с.15].

     Высокая степень терпеливости имеет связи с инертностью возбуждения, с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему» балансу, с сильной нервной системой [8, с. 132].

     Таким образом, каждое волевое качество имеет  свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других — расходиться. Например, люди, у которых отмечается высокая, степень терпеливости, могут и не обладать высокой степенью решительности, так как два типологических признака из четырех у них противоположны тем, которые: обусловливают высокую степень решительности. Даже сила нервной системы, которая некоторыми исследователями не совсем правомерно рассматривается как синоним «силы воли», не связана с решительностью, проявляемой в обычной, неопасной ситуации.

Вертикальная  структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки — нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой — волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами — мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.

     При этом в каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может  быть разной. Изучая степень выраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства и настойчивости) Е. К. Фещенко выявил, что терпеливость в большей степени определяется природными задатками — типологическими особенностями свойств нервной системы, а по некоторым данным — и биохимическими характеристиками работы организма, а настойчивость — в большей мере мотивацией, в частности — потребностью достижения. Упорство же занимает промежуточное положение и для появления этого волевого качества одинаково важно как то, так и другое  [9, с. 32].

     Таким образом, можно говорить о свойствах, присущих воли в целом: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевого качества определяется им через  количество деятельностей, в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.  Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.

1.4 Классификация волевых качеств

На данный момент в психологии сложилось несколько  подходов к классификации волевых  качеств личности.

     Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые  качества на две группы, связанные  с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет, что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность  [10, с. 42].

     В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных  волевых качеств тоже считает  динамику процессов возбуждения  и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение [11, с. 3].

     Другой  подход к классификации волевых  качеств базируется на высказанной  С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам  волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу  волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.

     Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям [12, с. 98].

     Другим  путем в решении проблемы классификации  волевых качеств идет  В. К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. [14, с. 95].

     Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в них ряда базальных  волевых качеств как составных  частей, :но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной) [14, с. 165].

       Примером системного собственно  волевого качества может служить  храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.

     К системным вторичным волевым  качествам В.К. Калин относит также  настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.

     Высшим  и наиболее сложным системным  волевым качеством В.К. Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики.

1.5 Возрастные особенности воли

1.5.1 Раннее детство

     Развитие  произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта, что после определенных действий могут происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия ради того, чтобы произошли эти события, т.е. намеренно, целесообразно.

     Боря (1 год) 84 раза приподнимал и отпускал крышку металлического кофейника. Под  действием пружины крышка падала, каждый раз издавая громкий щелчок. Ребенок вздрагивал и снова приподнимал  крышку, как будто бы проверяя связь своего движения с падением крышки и звуком.

     До  двухлетнего возраста дети не могут  воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как  ею пользуются) Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой (Л И Божович, 1960) Вследствие этого растет время удержания заданной ребенку цели действия, что создает предпосылки для самостоятельной постановки цели в более старшем возрасте.

В 3 года действие без реального предмета могут сделать 94 % детей.

     В период от 2 до 3 лет закладываются  основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет  выработка прочной и действенной  реакции на два главных словесных  сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово « нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком.

Однако  побуждение и торможение действий в  этом возрасте в основном регулируются все-таки реальными внешними стимулами.

     С. Л. Рубинштейн отмечает, что было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут не поддающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Уже на третьем году жизни дети обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь приятного, а также в решимости сделать что-нибудь неприятное, если это необходимо. Примерно к этому же времени (3-4 года) ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется. Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумя игрушками) им еще трудно  [15, с. 124].

     К З годам, а иногда и раньше у  детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности «Я сам», —  требует малыш, бурно протестуя  против вмешательства и помощи родителей.

     Маленькому  ребенку гораздо труднее подчиниться  требованию не делать что-то, чем приказу  делать что то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме  «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать».

     Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.

1.5.2. Преддошкольный возраст.

Информация о работе Развитие воли в подростковом возразте