Развитие воли в подростковом возразте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы: рассмотреть состояние развития воли у подростков, провести диагностику уровня развития воли и проанализировать результаты.

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ВОЛИ!!!.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка  не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки  живут и действуют в более  сложной социальной ситуации, требующей  от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.

     В подростковом возрасте и учебная  деятельность ребенка, и положение  его среди окружающих существенно  меняются. Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, и более развитым физически.

     В семье повышение требований к  подростку в значительной степени  обусловлено реальной нуждой родителей в его помощи. В домашнем обиходе часто действительно бывает востребована физическая сила подростка, его знания и умения. Если к более младшим детям родители обычно обращаются лишь с отдельными поручениями (вымыть посуду, подмести пол), то подросткам не так уж редко приходится нести по дому определенные постоянные обязанности (ходить за покупками в магазин, участвовать в приготовлении еды, присматривать за маленькими детьми). Тут, конечно, требуется значительно больше организованности, ответственности, самостоятельности.

     Правда, можно наблюдать и прямо противоположную  картину. Отношение родителей к  подростку не меняется. Они стремятся  сохранить над ним ту же власть, какая была у них прежде, хотят  постоянно руководить им, лишают его  самостоятельности и свободы. Обычно это вызывает у подростка резкий протест, он упрямится и даже бунтует. Подобные конфликты мешают воспитанию волевых качеств.

     Огромное  значение для подростка имеет  то положение, которое он занимает в  коллективе сверстников. Конечно, и тогда, когда он учился в младших классах, коллектив в его жизни присутствовал, но ни отношения в нем, ни «общественное мнение» еще не имели для ребенка того решающего значения, которое они приобретают теперь. Раньше во всем главенствовал взрослый, дети хотели получить, прежде всего, его одобрение, подражали ему в своем поведении. А для подростка именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, - важнейшая составляющая волевого поведения.

     И на все это накладываются возможности  и потребности самого подростка.  
         У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смысле управления своим поведением [21, с.220].

     Одновременно  с этим у подростков (особенно у  старших) уже складывается умение анализировать  свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности. Понятно, почему многие ребята начинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.

     Таким образом, налицо расхождение, с одной  стороны, между требованиями жизни  и интересами ребенка, с другой - между его возможностями и собственными требованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы эти расхождения преодолеть. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают. Зная все это, взрослые лучше смогут понять поведение подростков, их особенности, их переживания и конфликты.

     Наблюдения  показывают, что очень часто ребята проходят стадию так называемого  классического волевого акта. Они  переживают острую борьбу мотивов (делать ли то, что надо, или то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно.

     Дело  в том, что у подростков очень  ярко выражено стремление подбирать  аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков или продолжать компьютерную игру. И подросток незаметно для себя начинает подыскивать аргументы в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра, наверное, не спросят). Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.

     Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые  зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты) и точно рассчитав по времени, что он успеет это сделать позже, подросток тем не менее не учитывает, что потом у него будет еще меньше желания работать, что он устанет или захочет спать.

     Часто подросток бывает, намерен поступить, так или иначе, под влиянием владеющего им в данный момент чувства. Например, под влиянием товарищей или минутного сильного впечатления (телевизионной передачи, скажем) подросток принимает решение систематически делать зарядку. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.

     Точно так же добрые намерения могут  оказаться невыполненными потому, что  силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших  отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает. Задача взрослого - помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределить время.

     Все эти трудности объясняют, почему подростки проявляют слабость воли скорее, чем более младшие дети. Т.е. достигают поставленных целей чаще в результате сильного стремления утвердить себя в новой для них роли школьника, заслужить одобрения взрослых. А для подростков эти стимулы теряют значение.

     Учитывая  такое своеобразное понимание подростками  задачи воспитания воли, очень важно вовремя и тактично показать им верный путь, направить их усилия не на из ряда вон выходящие упражнения, а на то, чтобы развивать в себе выдержку, организованность, верность слову в повседневных делах и обязанностях  [22, с. 246].

 

2 Экспериментальное исследование волевых качеств подростков

2.1 Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.

     Для изучения развития воли у подростков, было проведено исследование. Исследование развития воли у подростков проводилось на базе школы №4 им. М. Горького. В экспериментальном исследовании принимали участие 20 подростков 12-13 лет 7 класса.

     В ходе экспериментального исследования были проведены методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков и методика «Социальная смелость». Данная методика представляет собой анкету, содержащую 24 вопроса. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях.

     Мною  было сделано предположение, что, по меньшей мере, у 30% испытуемых уровень импульсивности превышает уровень волевой регуляции. Однако анализ результатов показывает, что предположение неверно: у 100% испытуемых уровень волевой регуляции (ряд 2) значительно превышает уровень импульсивности (ряд 1).

                                                                                                         
 

  Рис.1 Уровни импульсивности и волевой регуляции 
 

     Вывод: методика подтверждает положение о том, что у мальчиков и девочек в возрасте 12-13 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.

2.2 Анализ результатов,  полученных после проведения  методики «Социальная смелость».

Таблица 2 Результаты тестирования

 

Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек
1 Кузнецов А. 20    22.2 12.6
2 Сагындыков  М. 21
3 Ирина Саутнер 15
4 Ксения Белая 12
5 Жанатова Ж. 18
6 Малахов Родеон 26
7 Зенейбеков  Б. 23
8 Олейникова  С. 10
9 Рамиль Шакиров 24
10 Погорелов А. 21
11 Владимир С. 21
12 Жубанова Дана 13
13 Купельдиева Р. 14
14 Шатенов Данияр 24
15 Шветсова Мария 9
16 Билибеков А. 16
17 Даутбаев Берик 10
18 Сеитов Асылбек 26
19 Щепин Илья 19
20 Ванерт С. 25
 
 

Таким образом, для данной группы характерно следующее: у мальчиков уровень социальной смелости выше, чем у девочек.

Заключение.

 

    

В данной работе был исследовании вопрос о  развитии воли у подростков.

В процессе работы удалось решить поставленные задачи: Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы психологии воли, подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств подростка.     Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов, в общем, и в подростковом возрасте в частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.

          После экспериментальных исследований  можно отметить, что сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. Это может быть обусловлено тем, что  у мальчиков-подростков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.

     В силу этой ориентации значительная часть  мальчиков начинает развивать у  себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное.

     Волевые качества школьниц-подростков не проявляются  столь выражено. Различие между девочками  и мальчиками в школьных делах  заключается в том, что для  девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать.

            В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению,

самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются  происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.

Информация о работе Развитие воли в подростковом возразте