Развитие внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:02, творческая работа

Описание работы

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении кото¬рого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной сто¬роны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явле¬ние, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психиче¬ском процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

Работа содержит 1 файл

проект псих.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Первая  буква загаданного слова "К".

Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается  это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".

Во всех трех словах повторяется буква "К".

Отгадчик  выделит эту букву и запомнит ее.

- Давайте  вторую букву! - требует он.

     Трое  других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить. Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

 
4. Упражнение "Спрятанное  слово".

     В играх часто ищут спрятанный предмет. Но прятать и отыскивать можно  не только предметы. В игре, с которой  мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов. В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать". Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста. Посмотрим, как это получится.

     "Что  ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий  одного из участников игры. Тому  нужно ввести в свои ответ  первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы  получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева". Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана.

     Занятие № 4

Игра "Что изменилось?".

     Игра  проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в  количестве 10-15 штук) раскладывают на столе  и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

     Не  думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются  в очках. За каждый правильно указанный  предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место. Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

     Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для  остальных перекладывают столько  же. В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Упражнение "Все помню" (развитие внимания и памяти).

     Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.  
За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить. Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.

- Тула, - говорит один. Судья тотчас же  записывает это слово в контрольный  листок.

Второй  игрок, повторяя названный город, добавляет  к нему название другого города:

- Тула, Полтава. 

- Тула, Полтава, Омск, - объявляет третий.

Если  играют трое, то очередь переходит  снова к первому. Он должен пополнить  перечень городов еще одним названием. Например.

- Тула, Полтава, Омск, Владивосток. 

Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход  должны повторять все названные  раньше города, упоминая их в том  же порядке и не пропуская ни одного. Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них.

     Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.

     Разделите всех желающих принять участие в  этой игре на тройки. В каждой тройке кто-то станет победителем. А потом  устройте финальную встречу победителей  на звание чемпиона в этой интересной игре.

     Занятие №5

Упражнение "Что изменилось?" (развитие наблюдательности).

     Игра  для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими  детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка  и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящий отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Картинки "Найди отличие".

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным.

 
 

Занятие № 6

Игра «Летела корова».

     Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?

     Кому  выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка. 
Игра "Пуговица".

Играют  два человека. Перед ними лежат  два одинаковых набора пуговиц, в  каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

     
 
 
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. 
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

    Занятие №7

Игра "Маленький жук".

     "Сейчас  мы будем играть в такую  игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное  на клеточки. По этому полю  ползает жук. Жук двигается  по команде. Он может двигаться  вниз, вверх, вправо, влево. Я буду  диктовать тебе ходы, а ты будешь  передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! 
 
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". 
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.  
Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

     Прочитайте  вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием  карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Занятие № 8

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Школьникам  предлагается без ошибок переписать следующие строчки: 
а)
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА    б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОР КЛАТИМОР 
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРР ФИЛЛИТАДЕРРА 
г)ГРУММОПД 
д) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ 
е)ГРАСЕМБЛАДОВУНТ 
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА 
з)ЛАЙОНОСАНДЕРА 
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ 
к)МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН 
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ 
м)АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН 
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН 
о) ОСТИМАРЕ

Упражнение.

Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

1. Невкусный  этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом  желе!

2. Не  мешает и майский свет, а плохо  мне от ночи ранней.

3. Принеси  горький перец с летнего рынка,  пожалуйста!

4. Ковал  я железо ярким днем.

Занятие № 9

Упражнение.

1. Возьмите два фломастера.

2. Попробуйте  рисовать одновременно обеими  руками. Причем одновременно начиная  и заканчивая. Одной рукой —  круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.

3. А  теперь попробуйте нарисовать  за 1 мин. максимум кругов и  треугольников.

4. Система  оценивания:

Меньше 5 — плохо;  
5-7 —средне;  
8-10 — хорошо;  
больше 10 — отлично.
 
Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания.

     Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в своей основе тест "Красно-черные таблицы".  
Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным: 
1 этап - рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12; 
2 этап - рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1; 
3 этап - необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

     После того, как у ребенка будут удовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные - от 1 до 24, красные - от 24 до 1). Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные - в обратном. Поскольку это задание сложнее предыдущих, то использовать его желательно после того, как дети хорошо научатся справляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9-16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количество красных - 7). Когда дети достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить. 
Дети должны находить на предлагаемой им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные - в возрастающем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел - букв и 12 красных пар чисел - букв. Работа идет таким образом: 
Красная цифра 12, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее красная цифра 11, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н... 
При успешной работе детей количество пар может быть увеличено до 24 красных пар чисел - букв и 24 черных пар чисел - букв.

Информация о работе Развитие внимания