Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:53, дипломная работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.
Задачи исследования:
Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
Выявить специфику учебной мотивации студента.
Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.
Разработать рекомендации по формированию устойчивой положительной мотивации студентов к процессу обучения в ВУЗе.
Введение.
Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.
Социально-психологические особенности студенческого возраста.
Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
Специфика учебной мотивации студента.
Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).
Описание методов исследования.
Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.
Заключение
Библиография
6. Профессиональное руководство осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня: районных, областных, городских и региональных центров, научно-методических кабинетов, профессиональных ассоциаций и советов.
7. Центры службы практической психологии образования являются образовательными учреждениями системы образования Российской Федерации (согласно положению об образовательных учреждениях психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам) и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность Центра и оказывает необходимую помощь.
8.
Деятельность Службы
9. Подготовка специалистов Службы ведется в соответствии с образовательным стандартом по профессии и квалификационными требованиями для представителей различных специализаций и категорий.
10.
Квалификационные стандарты и
требования утверждаются
11.
Назначение на должность
Кодекс психолога в образовании
Наряду с этическими принципами и нормами, значимыми для всех, психолог должен:
Направления работы психолога в ВУЗе.
а) Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри ВУЗовской прессы и др.
б) Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов:
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех студентов ВУЗа с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся ВУЗа осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других предметов.
в) Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума.
Психологическая диагностика профессионального поведения педагога осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого преподавателя и выполняется в форме многопозиционного анализа занятий педагога на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи занятия.
г) Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила ВУЗа или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для них, имеющих сходные поведенческие проблемы.
д) Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в ВУЗе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Модели работы психолога в образовании.
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему в ВУЗе. Сложились различные модели деятельности психолога в ВУЗе.
Возможны различные модели работы психолога в образовании. Выбранная модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой.
Первая модель. Психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации со студентами, их родителями и педагогами по их обращению. Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит в ВУЗе, как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы студента.
Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики студентов по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных педагогов, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными студентами. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости отдельных учащихся.
Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов со студентами и преподавателями. Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации преподавателя со студентами. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях со студентами формирует у них соответствующие социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами, делает акцент не на «вытаскивание из ямы, а на предупреждение о том, что впереди яма».
Четвертая
модель. Модель включает в себя работу
психолога с содержанием и способами профессиональной
деятельности педагога. Его целью становится
влияние на профессиональное сознание
преподавателей и руководства образовательного
учреждения в направлении формирования
целостной педагогической позиции (цели,
ценности, задачи, содержание и способы
его реализации в конкретных технологиях),
а также психологического сопровождения
образовательных процессов. При высокой
степени квалификации психолог, работающий
в рамках этой модели, становится проводником
идей трансформации всех отношений в ВУЗе,
внесения в Правила ВУЗа идеи уважения
чести и достоинства каждого, задачи превращения
ВУЗа в открытую систему, направленную
на развитие личности каждого ее участника.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивации студента
2.1.
Описание методов
исследования
1. Методика «Мотивация учебной деятельности»
Методика «Мотивы учебной деятельности», под редакцией д.п.н. Масловой Н.Ф., ставит своей целью выявить мотивы учебной деятельности с помощью анкетирования. Этот метод позволяет собрать наибольшее количество информации об обследуемом предмете. В частности ставится задача из перечисленных 12 утверждений подчеркнуть те пункты, которые наиболее соответствуют стремлениям и желаниям студентов. В результате анализа полученных данных предполагается классификация мотивов, включающая следующие группы: а) широкие социальные мотивы, б) мотивация благополучия, в) престижная мотивация, г) мотивация содержанием, д) мотивация прессом и е) узкие социальные мотивы.
Основными
критериями позволяющими осуществить
качественный анализ являются: а) Богатство
и разнообразие мотивов, - предполагает
сочетание нескольких групп мотивов.
б) Социальная ценность мотивов, раскрывает
адаптивность к группе, обществу. в) Присутствие
в структуре мотивации познавательных
интересов.
2. Методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)»
Использование следующей методики позволяет определить ценностные терминальные ориентации студента, в том числе и к процессу обучения.
Идея создания этой методики возникла в результате работы с рядом известных тестов, направленных на диагностику различных аспектов направленности личности. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, - методика словацкого психолога Т.Тарочковой “Жизненные цели”, тест американских авторов Д.Сьюпера и Д.Невил “Шкала ценностей”, методика М.Рокича “Изучение ценностей человека”, опросник Олпорта-Верона-Линдсея и некоторые другие. Так, например, методика «Жизненные цели» направлена на диагностику значимости для индивида таких жизненных целей, как учебно-образовательные, профессиональные, супружеско-семейные, интраперсональные и досуговые; опросник «Шкала ценностей» ориентирован на измерение ценностей, определяющих профессиональный путь человека.
В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д. Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.
Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы