Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.


Задачи исследования:

Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
Выявить специфику учебной мотивации студента.
Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.
Разработать рекомендации по формированию устойчивой положительной мотивации студентов к процессу обучения в ВУЗе.

Содержание

Введение.

Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.

Социально-психологические особенности студенческого возраста.
Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
Специфика учебной мотивации студента.
Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).

Описание методов исследования.
Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

П   Г   Л   У 

Кафедра практической психологии

Барчуков  Евгений Викторович

студент V курса, факультет англ.языка 
 

Развитие  учебной мотивации  студента средствами психологической  службы

Дипломная работа на присвоение квалификации преподавателя  иностранных языков 
 
 
 

К защите в ГАК допускается

Решение кафедры 

практической  психологии

от ___________________ 2000 г.

протокол №___________

Зав.кафедры ____________________

                                    (подпись)

Научный руководитель:

кандидат  псих-х наук,

доцент  С.В.Хребина

 
 
 
 
 
 
 

Пятигорск, 2000 г. 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 

Введение.

Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.

    1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.
    2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
    3. Специфика учебной мотивации студента.
    4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.

Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).

  1. Описание методов исследования.
  2. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Глава III. Рекомендации по работе психологической  службы ВУЗа в целях  формирования устойчивой положительной мотивации  к обучению у студента.

Заключение

Библиография 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Переход от старшего школьного возраста к  студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных  представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

     В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации  и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В  переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые  ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

     Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации  студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической  службы ВУЗа. 

     Задачи  исследования:

    1. Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
    2. Выявить специфику учебной мотивации студента.
    3. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.
    4. Разработать рекомендации по формированию устойчивой положительной мотивации студентов к процессу обучения в ВУЗе.

     Адекватно логике нашего исследования мы использовали следующие методы работы: наблюдение, беседы, анкеты, тесты, методика «Мотивация учебной деятельности», методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)», тест смысложизненных ориентаций (СЖО) и тест Лири.

     В ходе предварительного изучения проблемы нами была сформулирована следующая гипотеза:

     Развитие  положительной учебной мотивации  у студентов является одним из условий благоприятного личностного  развития и эффективной профессиональной подготовки студента.

     Практическая  значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студента лингвистического ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Иными словами, появляется реальная возможность собрать воедино то небольшое количество диагностических приемов, позволяющих определить характер учебной мотивации совместной деятельности.

       

 

      Глава I

     Психологические особенности мотивации  в студенческом возрасте

     1.1. Социально-психологические  особенности студенческого  возраста 

     Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

     Юность  – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

     В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренний позиции – весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.

     Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку. [30]

     Юность  – период, когда молодой человек  продолжает рефлектировать на свои отношения  с семьей в поисках своего места  среди близких по крови. Он проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любит, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм,  а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

     Юность  – когда молодой человек ценит  свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка – каждый сам по себе – стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возраст юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие – поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

     Начав в отрочестве созидание своей  личности, начав сознательно строить  способы общения, молодой человек  продолжает этот путь совершенствования  значимых для себя качеств в юности. Однако у одних – это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

       Юноша продолжает открывать через  постоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым – ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

     Лишь  к концу юношеского возраста как  указывает молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

     В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

     Юность  – чрезвычайно значимый период в жизни человека.[30] Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

     Юность  – период жизни человека, размещенный  онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

     В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также  для этого возраста характерны свои новообразования.

     Возрастные  новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.[13]

     Центральными  психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность (Эльконин, 1982).

Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы