Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:54, дипломная работа
Тема нашей работы определила её цель – разработать систему занятий по внеклассному чтению, эффективно влияющую на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов.
Цель работы определила следующие задачи:
Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развитиятворческих способностей.
Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.
Введение ……………………………………………………………. ..
Теоретическое обоснование развития творческих
способностей учащихся подросткового возраста ……………….
Теоретический анализ проблемы творческих
способностей ………………………………………………..
Особенности развития личности в подростковом
возрасте, влияющие на процесс развития творческих
способностей подростков …………………………………..
Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. ……………………..
Выводы. ………………………………………………………
Методика развития творческих способностей учащихся
5-7 классов на занятиях по внеклассному чтению ………………
Роль внеклассного чтения в развитии творческих
способностей учащихся …………………………………….
Методы и приёмы развития творческих способностей
учащихся в процессе изучения литературы в школе ……..
Система занятий по внеклассному чтению произведений
В.П. Астафьева в 5 – 7 классах ……………………………..
Методика исследования результативности развития
творческих способностей ……………………………………
Выводы ……………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………..
тривиальный ответ – 1;
оригинальный
На обороте
карточки перечислите как можно
больше способов использования каждого
названного ниже предмета.
Анализ
результатов проведения данного
опросника показал, что по критерию «способность
преобразовать структуру объекта» показатели
также на среднем уровне находились примерно
у 67% учащихся, у 21% на низком и у 12% на
достаточно высоком (от 1,7 до 1,9 в среднем).
3.
Опросник "Направленность
на творчество"
Если
бы у вас был выбор, то вы бы предпочли?
б) сочинять книгу 2
в)
пересказывать содержание книги
друзьям 1
б) выступать в роли читателя
в)
выступать в роли критика
б) не рассказывать об это никому 1
в)
прокомментировать то, что прочитал 2
б) писать, используя испытанные темы 0
в)
искать темы хорошо раскрытые в литературе 1
б) давать поручения одноклассникам 2
в)
быть помощником учителя 1
б) работать на уроке, где можно проявить себя 1
в)
работать всем классом 0
б) читать книгу 2
в)
проводить время в компании друзей 0
б) обсуждать с друзьями, как написать
красивое сочинение 1
в)
читать красивый рассказ 0
б) написать рассказ вместе с другом 1
в)
написать свой рассказ 2
б) отправиться в путешествие на корабле 1
в) отправиться в экспедицию с учёными 2
Как показал
данный тест-опросник, предназначенный
выявить уровень развития направленности
на творчеств, в целом показатели между
собой не разнятся. Баллы оценки данного
критерия, обусловленные степенью
развития стремления к реалезации своих
способностей и возможностей, так же у
65% опрошенных находились на среднем уровне.
Для остальных было характерно:
у 24% низкие результаты, и у 11% выше среднего.
4.
Опросник "Критичность"
Согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами ваши ответы:
Интересными
оказались результаты тестирования
по критерию «критичность». Оценка показателей
этого критерия у большенства учеников
класса, около 54%, оказалась выше средней,
баллы колебались от 1,6 до 1,8. Это может
объяснятся стремлением подростков к
самостоятельности суждений. Среди оставшихся
учеников картина уровня развития способности
к оценке и самооценке в процентном соотношении
была распределена следующим образом:
25% - средний уровень развития показателей
и у 11% - низкий.
При ответе ставите в карточку если
Уровень
самооценки по всем критериям количественно
можно охарктеризовать следующим образом:
у 54% ребят самооценка по большинству критериев
несколько завышена. Чаще всего по таким
как способность преобразовать структуру
объекта и критичность. У 44% ребят она была
чуть ниже, чем действительные показатели
установленных критериев. И лишь, приблизительно
у 2% самооценка была практически идентична
оценке по критериям. Это также объясняется
психическими особенностями подросткового
возраста.
В среднем нам представляется из обобщения вышеизложенных результатов первой части эксперимента результатов, что уровень развития творческих способностей данных учащихся характеризуется средними показателями. Наивно было бы предположить, что одно занятие, даже преимущественно направленное на развитие творческих способностей в силе изменить общую картину.
Вторая часть эксперимента. Сравнительный анализ результатов. Исходя из проделанной нами работы, мы предположили, что результатом занятия окажутся, в частности следующие изменения критериев развития уровней творческих способностей.
Они, конечно, не изменятся существенным образом. Но, как мы предположили, несколько увеличится процент учащихся, чья направленность на творчество, хотя бы временно возрастет (дальнейшее закрепление и развитие должно обеспечиваться организацией всего учебного процесса) Уменьшится процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к познанию. Остальные показатели по критериям оценки уровня творческих способностей как-либо существенно не изменятся
После проведения занятия, которое стало ярким и впечатляющим для ребят, затронуло весь класс, разожгло интерес к творчеству. Мы провели вторую часть эксперимента, нацеленную на выявление изменения уровня развития творческих способностей учащихся.
После
занятия через некоторое время,
в течение одного с половиной
академического часа с перерывами между
тестами, мы повторили опрос учащихся.
Изменения некоторых показателей по указанным
критериям мы видим из следующей таблицы:
Критерии | Процентное
соотношение уровней |
Критерии | Процентное соотношение уровней показателей в классе | ||||
Чувство новизны |
низкий | средний | высокий | Чувство новизны |
низкий | средний | высокий |
32 % |
60 % |
18 % |
28 % |
64 % |
18 % | ||
Способность преобразовать структуру объекта | 21 % |
7 % |
12 % |
Способность преобразовать структуру объекта | 20 % |
67 % |
13 % |
Направленность на творчество | 24 % |
65 % |
11 % |
Направленность на творчество | 16 % |
67 % |
17 % |
Критичность | 11 % | 25 % | 54 % | Критичность | 11 % | 25 % | 54 % |
Как показал
эксперимент показатели увеличились
по тем критериям по которым мы предполагали
их увеличение. Сравнительно возросли
показатели по критерию «чувство новизны»
- это можно объяснить особенностями структуры
и содержания занятия, которое было само
по себе новым. Свободное, с субъективной
точки зрения подростков, не регламентированное
внеклассное занятие сопровождалось музыкой,
работой с красками. Также подростки увидели,
что они могут чувствовать как настоящий
взрослый писатель. А после того как ребята
выполнили самостоятельную работу, написав
своё собственное сочинение, составившее,
как они увидели после обсуждения удачных
работ) действительную художественную
ценность. Всё это вкупе с той атмосферой,
которая царила на занятии повысило у
детей уверенность в своих способностях
и возможностях, повысило стремление к
новому необычному. Тема урока и сочинения
в немалой степени способствовала этому,
ориентируя ребят на поиски необычного
в воспоминаниях, в настоящем, или же в
фантазию. Таким образом увеличение количественного
показателя уровня развития творческих
способностей по критерию «направленность
на творчество» тоже оказался предполагаемым
результатом проведённой работы.