Развитие сознания и самосознания личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться выявить сущность самосознания и самооценки, как отношения к себе. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1) рассмотрение сознания и самосознания; 2) рассмотрение самосознания, как познания самого себя; 3) рассмотрение самооценки, как отношения к своим качествам и состояниям, своим возможностям.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3.
Сознание.
1. Сознание как высшая ступень психики --------------------------------- 5.
2. Развитие сознания ----------------------------------------------------------- 6.
3.Структура сознания ---------------------------------------------------------- 7.
4. Изменение состояния сознания -------------------------------------------- 9.
5. Нарушение сознания --------------------------------------------------------- 11.
Самосознание личности.
1. Развитие самосознания ------------------------------------------------------ 12.
образ Я --------------------------------------------------------------------- 13.
самооценка ---------------------------------------------------------------- 14.
уровень притязаний ------------------------------------------------------ 15.
самоуправление ---------------------------------------------------------- 16.
2. Психологическая защита личности --------------------------------------- 17.
3. Нарушение самосознания --------------------------------------------------- 19.
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 20.
Литература -----------------------------

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Например, выявлено, что у мальчиков имеется  смутное представление о себе, они не осознают в себе главного, руководствуются установкой видеть в себе преимущественно положительное  и не замечать отрицательного. Образ Я у девочек отличается большим объемом содержания, четким выделением в себе положительных и отрицательных, что свидетельствует о большей зрелости их самосознания.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Психологическая защита личности.

     Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Американский психолог У.Джемс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа Я личности – самоуважение – характеризуется отношение действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Им была предложена формула:

     Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном  случае необходимо приложить  максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.

     Человек в своей деятельности (учебной, трудовой) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный характер и тем самым, сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний. Но иные люди снижают уровень притязаний, то есть прибегают к пассивной психологической защите своего Я - образа. Психологическая защита представляет собой особую регулятивную систему, используемую личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих Я – образу, и сохранения его на уровне, желательном и возможном для данных обстоятельств.

     Например, одним из механизмов психологической  защиты (по Фрейду), является агрессия, возникающая, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к своей цели и переживает фрустрацию. Агрессия иногда принимает форму прямого нападения на других людей, а иногда выражается в угрозах, грубости, враждебности. Иногда фрустрация ведет к агрессии, которая остается замкнутой в фантазии человека. Обиженный представляет себе сцены мести, ничего не предпринимая на деле. Иногда фрустрация разрешается агрессией, направленной против себя.13

     Самосознание  личности в различных его проявлениях  – результат развития и становления  личности в условиях, которые по-разному  сказываются для каждого. Процесс  развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами – динамику его самосознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Нарушение самосознания.

     При всех психологических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем  предметное сознание. Существует специфические его нарушения:

    • деперсонализация, когда происходит утрата своего Я, все происходящее с их психикой люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
    • расщепление ядра личности: оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой, каждое из которых обладает памятью, утверждает собственную жизненную целостность, но не признает саму мысль о возможном существовании другого;
    • нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела, воспринимают как отдельно от себя;
    • крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В данный момент истории сознание людей  продолжает развиваться, причем это развитие,  идет с ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

     В заключении подведем итоги проделанной  работы.

       Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым. Сознание выступает как  способ контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

       Самосознание является частью  сознания, а точнее его особой  формой. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание возникло  не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.

     Самосознание — это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

     С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим  собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.15  Для того, что быть собой и даже лучше необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и пережить погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решение и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности: непрерывно развивать свои умственные способности.

     Проблема сознания и самосознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом. Проанализированы - во многом весьма обстоятельно - разные ее стороны. Тем не менее проблема сознания и самосознания все еще остается недостаточно разработанной.

     Феномен сознания и самосознания, который  кажется чем-то очень простым  и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература. 

      
  1. Гайнутдинов И.К. Психология: учебное пособие/И.К.Гайнутдинов, А.К.Котова. – Ростов н/Д: Финикс, 2002. – 348 с.
  2. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. – СПб.: Питер. 2004. – 560с.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001.- 512с.
  4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общим ред.В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2006. – 656с.
  5. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 592с.

Информация о работе Развитие сознания и самосознания личности