Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:06, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться выявить сущность самосознания и самооценки, как отношения к себе. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1) рассмотрение сознания и самосознания; 2) рассмотрение самосознания, как познания самого себя; 3) рассмотрение самооценки, как отношения к своим качествам и состояниям, своим возможностям.
Введение ------------------------------------------------------------------------- 3.
Сознание.
1. Сознание как высшая ступень психики --------------------------------- 5.
2. Развитие сознания ----------------------------------------------------------- 6.
3.Структура сознания ---------------------------------------------------------- 7.
4. Изменение состояния сознания -------------------------------------------- 9.
5. Нарушение сознания --------------------------------------------------------- 11.
Самосознание личности.
1. Развитие самосознания ------------------------------------------------------ 12.
образ Я --------------------------------------------------------------------- 13.
самооценка ---------------------------------------------------------------- 14.
уровень притязаний ------------------------------------------------------ 15.
самоуправление ---------------------------------------------------------- 16.
2. Психологическая защита личности --------------------------------------- 17.
3. Нарушение самосознания --------------------------------------------------- 19.
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 20.
Литература -----------------------------
Например,
выявлено, что у мальчиков имеется
смутное представление о себе,
они не осознают в себе главного,
руководствуются установкой видеть
в себе преимущественно положительное
и не замечать отрицательного. Образ
Я у девочек отличается большим объемом
содержания, четким выделением в себе
положительных и отрицательных, что свидетельствует
о большей зрелости их самосознания.12
2. Психологическая защита личности.
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Американский психолог У.Джемс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа Я личности – самоуважение – характеризуется отношение действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Им была предложена формула:
Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.
Человек в своей деятельности (учебной, трудовой) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный характер и тем самым, сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний. Но иные люди снижают уровень притязаний, то есть прибегают к пассивной психологической защите своего Я - образа. Психологическая защита представляет собой особую регулятивную систему, используемую личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих Я – образу, и сохранения его на уровне, желательном и возможном для данных обстоятельств.
Например, одним из механизмов психологической защиты (по Фрейду), является агрессия, возникающая, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к своей цели и переживает фрустрацию. Агрессия иногда принимает форму прямого нападения на других людей, а иногда выражается в угрозах, грубости, враждебности. Иногда фрустрация ведет к агрессии, которая остается замкнутой в фантазии человека. Обиженный представляет себе сцены мести, ничего не предпринимая на деле. Иногда фрустрация разрешается агрессией, направленной против себя.13
Самосознание
личности в различных его проявлениях
– результат развития и становления
личности в условиях, которые по-разному
сказываются для каждого. Процесс
развития личности предполагает постоянную
трансформацию самооценки, самоуважения,
самочувствия человека, другими словами
– динамику его самосознания.
3. Нарушение самосознания.
При всех психологических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существует специфические его нарушения:
Заключение.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, идет с ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.
В заключении подведем итоги проделанной работы.
Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым. Сознание выступает как способ контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.
С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.15 Для того, что быть собой и даже лучше необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и пережить погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решение и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности: непрерывно развивать свои умственные способности.
Проблема сознания и самосознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом. Проанализированы - во многом весьма обстоятельно - разные ее стороны. Тем не менее проблема сознания и самосознания все еще остается недостаточно разработанной.
Феномен
сознания и самосознания, который
кажется чем-то очень простым
и очевидным, в действительности оказывается
очень сложным, многообразным, находящимся
в весьма непростых отношениях со своим
носителем, развивающимся и меняющимся
в процессе включения человека в систему
коллективной практической деятельности
и межчеловеческих отношений.
Литература.
Информация о работе Развитие сознания и самосознания личности