Развитие сознания и самосознания личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться выявить сущность самосознания и самооценки, как отношения к себе. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1) рассмотрение сознания и самосознания; 2) рассмотрение самосознания, как познания самого себя; 3) рассмотрение самооценки, как отношения к своим качествам и состояниям, своим возможностям.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3.
Сознание.
1. Сознание как высшая ступень психики --------------------------------- 5.
2. Развитие сознания ----------------------------------------------------------- 6.
3.Структура сознания ---------------------------------------------------------- 7.
4. Изменение состояния сознания -------------------------------------------- 9.
5. Нарушение сознания --------------------------------------------------------- 11.
Самосознание личности.
1. Развитие самосознания ------------------------------------------------------ 12.
образ Я --------------------------------------------------------------------- 13.
самооценка ---------------------------------------------------------------- 14.
уровень притязаний ------------------------------------------------------ 15.
самоуправление ---------------------------------------------------------- 16.
2. Психологическая защита личности --------------------------------------- 17.
3. Нарушение самосознания --------------------------------------------------- 19.
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 20.
Литература -----------------------------

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 125.00 Кб (Скачать)
    1. подсознательное: те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом вернуться в него;
    2. собственно бессознательное: такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.
 
 
 
 
 
 

     4. Измененные состояния сознания.

     Измененные  состояния сознания – это то, с чем каждый человек сталкивается в своей жизни. Одни такие сознания очень кратковременны и могут быть незаметны для человека. Например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, сон, изменения под воздействием психоактивных веществ – более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека.

     Измененные  состояния сознания подразделяются: возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные. Спонтанно возникающие измененные состояния сознания появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании, при значительном перенапряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах, а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Искусственно вызываемые измененные состояния сознания возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка). Психотехнически обусловленные измененные состояния сознания сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также в религиозных обрядах традиционных культур.4

     Рассмотрим  спонтанно возникающие изменения  состояния сознания на примере соотношения  сна и бодрствования.

     Психология  признает два состояния сознания, присущих всем людям:

    • сон – период отдыха;
    • бодрствование – активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, которая позволяет ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память.

     Осознание изменяется на протяжении дня в зависимости  от нашего состояния: от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудреме. Уровень бодрствования не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При более низких уровнях готовность к действию уменьшается и человек вскоре засыпает, а при более высоких он более взволнован из-за чересчур сильной мотивации или же сильного расстройства чувств.

     В среднем наш организм функционирует  с чередованием 16 часов бодрствования  и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляет внутренним контрольным  механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования.

     Долгое  время полагали, что сон – это  просто полный отдых организма, позволяющий  восстанавливать силы, израсходованные  в период бодрствования. Недостаток сна существенно сказывается на здоровье человека: ухудшается мыслительная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после двух-трех дней. Сейчас известно, что сон – это не только восстановительный период для организма, он имеет различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый, парадоксальный сон» - в зависимости от особенностей мозговой активности. Известны случаи, когда люди вообще не спят. Исследования показали, что тогда сон будет дробным, продолжается всего несколько секунд из каждой минуты и так в течение всех суток.5

     Сон является измененным состоянием сознания, выполняющим адаптивную роль для  обеспечения функций сознания. Сон  расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивая необходимую защиту и реабилитацию. 

     5. Нарушение сознания.

     При некоторых психических заболеваниях наблюдаются нарушения сознания. К таким нарушения относят:

    • «помрачнение сознания» (К.Ясперс): происходит дезориентация во времени, пространстве, ситуации; отсутствует четкое восприятие окружающего; в разной степени бессвязное мышление;
    • «оглушенное состояние сознания»: резкое повышение порога для внешних раздражителей; сложная информация не осмысливается; человек реагирует замедленно, безучастно; ориентация в окружающем мире неполная или отсутствует;
    • делириозное помрачнение сознания: нарушение ориентации в окружающем мире; обрывки воспоминаний; возникает ложная ориентация во времени и пространстве; случаются галлюцинации, бредовые идеи;
    • сновидное состояние сознания: причудливая смесь отражения реального мира и всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера;
    • сумеречное состояние сознания: внезапное наступает отключение сознания на продолжительный срок, но человек сохраняет способность выполнять автоматические привычные действия;
    • псевдодеменция: человек на время забывает название предметов, с трудом воспринимает внешние раздражители; поведение напоминает детское;
    • деперсонализация: отчуждение; собственные мысли и действия воспринимаются как бы со стороны, нарушается и восприятие тела.6
 

     Самосознание  личности

     1. Развитие самосознание.

    В социальной психологии выделяют три  сферы, в которой формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

    Самосознание  – это осознание себя как человека, осознание своих интересов, стремлений, переживаний.

      Главная функция сознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо включить защитные механизмы. Только благодаря сознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы  ее нивелирования.

    Выделяют  три составляющей самосознания: когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую.7

    К когнитивной составляющей самосознания относится знание личности о себе Образ Я.

    Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникают сразу, а складываются постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включают 4 компонента (по В.С.Мерлину): сознание отличия от остального мира; сознание Я как активного начала субъекта деятельности; сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку; социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

    Образ Я – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.8

    Существуют  различные факторы, влияющие на формирование Образа Я: 

            Восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.)

 
 
      Социальные  ценности, ожидания, идеалы         Я Самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков)

 
 
        Опыт  социального поведения   Внешние данные, ощущения силы и здоровья

 

Рис. 2. Факторы, влияющие на Образ Я.  
 

     Образ Я играет важнейшую роль в формировании  целостной личности. Представление человека о самом себе даже в детском возрасте и во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадается, на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны  окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что образ Я может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена – даже в лучшую сторону – может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.9 Образ Я выступает как установка по отношению к себе самому.

     Эмоционально-оценочная составляющая самосознания – это переживание различных эмоций, сопровождающих самосознание, в результате чего формируется отношение к себе.

     Самооценка.

     Степень адекватности Я – образа выясняется при изучении одного из важнейших  его аспектах – самооценки личности.

     Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

     Психология  располагает рядом экспериментальных  методов выявления самооценки человека, ее количественной и качественной характеристик. Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быть сопоставлено представление индивида о том, какими качествами он хотел бы обладать в первую очередь, во вторую, и обладает, по его мнению, в действительности в первую очередь, во вторую. Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен он собой или нет. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренними источниками конфликтов личности, эта конфликтность может проявиться по-разному. Завешанная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, безразличия, самообвинения и тревожности.

     Однако  для характеристики личности недостаточно знать лишь одну самооценку. Важно  иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую  личность заслужила в данной группе и которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощью экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой. Замечено, что, являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив.10

     Уровень притязаний личности.

     Самооценка  тесно связана с уровнем притязаний личности.

       Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа Я), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

     Стремление  к повышению самооценки в том  случае, когда человек имеет возможность  свободно выбирать степень трудности  очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны  – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притязаний, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – снижается.

     Формирование  уровня притязаний определяется не только успехом или неудачами, но и трезвым  осознаваемым учетом и оценкой прошлых  успехов или неудач. Например, уровень  притязаний хорошо заметен в учебной  работе школьника, при выборе доклада  на кружке, в общественной работе. В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случаях возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. И если им приходилось осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные.

     Исследования  уровня притязаний личности не только со стороны их действительности, но и по их содержанию, по связи с  целями и задачами коллектива позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.11

     Поведенческая составляющая самосознание (самоуправление) показывает, через что проявляется самосознание, какие действия и поступки осуществляет человек в соответствии с представлением о себе и самооценкой.

Информация о работе Развитие сознания и самосознания личности