Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:21, отчет по практике
Целями производственной практики являются: освоение форм и способов деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями работы психологической службы учреждения, применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения для решения конкретных практических задач, овладение общими профессиональными умениями и навыками.
Введение ……………………………………………………………….. 4
Основная часть ………………………………………………………… 6
1 Социально-психологические особенности воспитанников
детских домов ………………………………………………………….. 6
2 Социально-психологическая помощь детям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации…………………………………………………… 9
Заключение …………………………………………………………….. 12
Приложение
3. Беседа «Как можно узнать настроение человека?»
У меня сегодня хорошее настроение. А у вас?
Посмотрите на эти фотографии (рисунки) и скажите, чем они отличаются?
Вопросы к детям:
— Почему бывает грустно?
— Если вам грустно, плохо, как вы себя ведете?
— А если у вашего друга плохое настроение, как вы это заметите?
— Каким бывает лицо у такого человека?
— Как вы можете поднять настроение?
— Как можно спросить о
— Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?
— Как погода действует на настроение человека?
Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.
Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно раздать воспитанникам схематические изображения или фотографии лиц, показывающие разное настроение. Каждый ребенок определяет настроение человека по изображению и объясняет свое мнение.
Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому и улыбнуться.
4.Упражнение «Тренируем эмоции».
А всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Каким оно еще может быть? Предлагаю вам немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить на сцену и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.
1)Уставший человек
2)Больной ребенок
3)Человек, который несет что-то тяжелое
4)Человек сердится
5)Два человека поссорились и обиделись друг на друга
6)Радостный человек
После этого упражнения психолог говорит: «Вы мне все понравились в роли актеров. Молодцы!»
5. Подведение итогов занятия.
Вопросы к детям:
- Что вы сегодня узнали для себя нового?
- Какие игры вам понравились?
-
Вам понравилось со мной
Мне тоже очень понравилось с вами общаться.
6. Ритуал окончания занятия
Все
участники игры стоят в кругу. Соединяя
руки в общем рукопожатии, пожелать друг
другу и всем людям что-нибудь хорошее.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методики, применяемые для психологического обследования детей дошкольного возраста
Методика
«Цветные кубики»
Автор: Е. А. Стребелева
Цель: выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.
Стимульный материал: цветные кубики семи цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.
Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определённого цвета: «Покажи, где красный, синий, зелёный». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом – названием, повторив при этом цвет два – три раза: «Покажи, где жёлтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».
Инструкция обработки: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.
1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла – принимает задание, сличает два – три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову – названию.
3 балла – принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два – три цвета, но не называет.
4
балла – принимает задание,
выделяет цвет по слову –
названию, может назвать все или
почти все предложенные цвета.
Методика
«Нелепицы»
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.
Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.
8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.
6
– 7 баллов (норма) – ребёнок
заметил и отметил все
4 – 5 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.
2
– 3 балла (низкий уровень
0
– 1 балл (очень низкий уровень
развития) – за отведённое время
ребёнок успел обнаружить
Картинка
к методике «Нелепицы»
Методика
«Счёт»
Автор: С. Забрамная
Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно – образного и элементов логического мышления детей 5 –6 лет.
Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15 чётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»;
Второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение.
Обучение: первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется, то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается);
Второй вариант: ребёнку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»
Инструкция обработки: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счётные операции по представлению.
1 балл – действует с палочками, не ориентируясь на задание.
2 балла – задание принимает, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции по представлению не выполняет.
3
балла – задание принимает
и понимает цель, пересчитывает
палочки в пределах пяти –
действенным путём (
4
балла – задание принимает и понимает
цель, пересчитывает палочки в пределах
пяти зрительным путём, выполняет счётные
операции в пределах пяти, решает предложенные
задачи.
Информация о работе Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов