Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:21, отчет по практике

Описание работы

Целями производственной практики являются: освоение форм и способов деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями работы психологической службы учреждения, применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения для решения конкретных практических задач, овладение общими профессиональными умениями и навыками.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 4

Основная часть ………………………………………………………… 6

1 Социально-психологические особенности воспитанников

детских домов ………………………………………………………….. 6

2 Социально-психологическая помощь детям, оказавшимся в трудной

жизненной ситуации…………………………………………………… 9

Заключение …………………………………………………………….. 12

Приложение

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВ. ПРАКТИКЕ.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

        3. Беседа «Как можно узнать настроение человека?»

        У меня сегодня хорошее настроение. А у вас?

        Посмотрите на эти фотографии (рисунки) и скажите, чем они отличаются?

     Вопросы к детям:

   — Почему бывает грустно?

   — Если вам грустно, плохо,  как вы себя ведете?

   — А если у вашего друга плохое настроение, как вы это заметите?

   — Каким бывает лицо у такого  человека?

   — Как вы можете поднять  настроение?

   — Как можно спросить о причине  плохого настроения?

   — Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

   — Как погода действует на  настроение человека?

       Давайте возьмем  друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

     Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным.  Можно раздать воспитанникам схематические изображения или фотографии лиц, показывающие разное настроение. Каждый ребенок определяет настроение человека по изображению и объясняет свое мнение.

     Предложить  детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому и улыбнуться.

     4.Упражнение «Тренируем эмоции».

     А всегда ли у вас бывает хорошее  настроение? Каким оно еще может быть? Предлагаю вам немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить на сцену и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.

    1)Уставший человек

    2)Больной ребенок

    3)Человек, который несет что-то тяжелое

    4)Человек сердится

    5)Два человека поссорились и обиделись друг на друга

    6)Радостный человек

     После этого упражнения психолог говорит: «Вы мне все понравились в  роли актеров. Молодцы!»

     5. Подведение итогов занятия.

     Вопросы к детям:

     - Что вы сегодня узнали для себя нового?

     - Какие игры вам понравились?

     - Вам понравилось со мной играть?

     Мне тоже очень понравилось с вами общаться.

      6. Ритуал окончания занятия

     Все участники игры стоят в кругу. Соединяя руки в общем рукопожатии, пожелать друг другу и всем людям что-нибудь хорошее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методики, применяемые для  психологического обследования детей дошкольного  возраста

Методика  «Цветные кубики» 

     Автор: Е. А. Стребелева

     Цель: выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.

     Стимульный  материал: цветные кубики семи цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.

     Проведение  обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определённого цвета: «Покажи, где красный, синий, зелёный». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом – названием, повторив при этом цвет два – три раза: «Покажи, где жёлтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».

     Инструкция  обработки: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.

     1 балл – задание не понимает, в условиях обучения действует  неадекватно.

     2 балла – принимает задание,  сличает два – три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову – названию.

     3 балла – принимает задание,  сличает все основные цвета,  может выделить по слову два  – три цвета, но не называет.

     4 балла – принимает задание,  выделяет цвет по слову –  названию, может назвать все или почти все предложенные цвета. 

     Методика  «Нелепицы» 

     Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.

     Стимульный  материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

     Проведение  обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

     Инструкция  обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.

     8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил  все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

     6 – 7 баллов (норма) – ребёнок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, но 3 – 4 из них не  успел до конца объяснить.

     4 – 5 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.

     2 – 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся  на картинке нелепиц, до объяснения  дело не дошло.

     0 – 1 балл (очень низкий уровень  развития) – за отведённое время  ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц. 

 

Картинка  к методике «Нелепицы» 
 
 
 

     Методика  «Счёт» 

     Автор: С. Забрамная

     Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно – образного и элементов логического мышления детей 5 –6 лет.

     Стимульный  материал: 15 плоских палочек одного цвета.

     Проведение  обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15 чётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»;

     Второй  вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение.

     Обучение: первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется, то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается);

       Второй вариант: ребёнку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»

     Инструкция  обработки: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счётные операции по представлению.

     1 балл действует с палочками, не ориентируясь на задание.

     2 баллазадание принимает, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции по представлению не выполняет.

     3 балла – задание принимает  и понимает цель, пересчитывает  палочки в пределах пяти –  действенным путём (дотрагивается  пальцем до каждой палочки), выполняет  счётные операции по представлению  в пределах трёх, задачу решить  не может. 

     4 балла – задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путём, выполняет счётные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов