Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:21, отчет по практике
Целями производственной практики являются: освоение форм и способов деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями работы психологической службы учреждения, применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения для решения конкретных практических задач, овладение общими профессиональными умениями и навыками.
Введение ……………………………………………………………….. 4
Основная часть ………………………………………………………… 6
1 Социально-психологические особенности воспитанников
детских домов ………………………………………………………….. 6
2 Социально-психологическая помощь детям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации…………………………………………………… 9
Заключение …………………………………………………………….. 12
Приложение
Филиал
Тульский
Отчет по практике
Вид практики:
производственная
ТЕМА: «Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов»
Выполнил студент
№ контракта
Направление подготовки психология
№ группы
№ семестра 9
Подпись студента ________ Дата сдачи отчета « ____ » ___________ 20____г.
Отчет
принят: ______________________________
Ф.И.О. ответственного
лица, должность
« ____ » ___________ 20____г.
Введение ……………………………………………………………….. 4
Основная часть ………………………………………………………… 6
1 Социально-психологические особенности воспитанников
детских домов ………………………………………………………….. 6
2 Социально-психологическая помощь детям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации…………………………………………………… 9
Заключение …………………………………………………………….. 12
Приложение 1 ………………………………………………………….. 14
Приложение 2 ………………………………………………………….. 18
Приложение 3 …………………………………………………………..
21
В
рамках образовательного процесса любого
вуза наряду с изучением теоретических
дисциплин предусмотрено
Целями производственной практики являются: освоение форм и способов деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями работы психологической службы учреждения, применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения для решения конкретных практических задач, овладение общими профессиональными умениями и навыками.
К
задачам практики можно отнести следующие:
ознакомление с особенностями структуры
и деятельности учреждения, отработка
навыков проведения экспериментально-
Я проходила производственную практику в Государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Юность» Ефремовского района Тульской области».
Сроки прохождения практики: с 4 апреля 2011 г. по 8 мая 2011 г. Продолжительность практики 5 недель, что составляет 200 часов.
Для достижения вышеуказанных целей под руководством методиста отделения диагностики и педагога-психолога я выполнила следующие задания:
1) знакомство с сотрудниками Центра;
2) изучение устава Центра;
3) изучение документации психолога;
4) проведение групповых занятий;
5)ознакомление с методиками, применяемыми для обследования воспитанников;
6) изучение коррекционно-развивающих методик для детей дошкольного возраста;
7)
анализ эффективности проводимых мероприятий.
Детство
- период, когда закладываются
К сожалению, в нашей стране ежегодно выявляются сотни тысяч детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в детские дома или школы-интернаты. Ситуация сиротства оставляет глубокий отпечаток на жизни ребенка, а затем и взрослого человека. В условиях детского дома сложно создать все необходимые условия для всестороннего развития детей. Поэтому у воспитанников «сиротских» учреждений возникают серьезные нарушения в личностном развитии, в общении с окружающими.
Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку - это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям.
Психологи выделяют следующие трудности детей, брошенных своими родителями:
1. Плохой самоконтроль – неумение концентрироваться, предвидеть результаты своих поступков, их влияние на других людей.
2. Низкая самооценка – дети не умеют принимать себя, их поступки не приносят им удовлетворения; они не умеют работать в одиночку и не считают, что способны измениться.
3. Не развитые коммуникативные умения ввиду недостатка доверия к другим людям, желания всё контролировать сами, и вместе с тем требовать повышенного внимания.
4. Бедность в эмоциональном выражении – не способность выражать чувства социально-приемлемым образом, эмоциональная глухота к чувствам других людей.
5.Трудности в развитии абстрактного мышления – дети-сироты с трудом прослеживают причинно-следственные связи, не умеют предвидеть или планировать, плохо воспринимают обобщённые понятия.
6. Плохая моторика, движения неловкие.
Данный список включает в себя затруднения, затрагивающие все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) развития, что говорит об общей задержке развития этих детей и его серьёзных деформациях. Дети-сироты к юношескому возрасту не осваивают практически ни одной из составляющих личностного саморазвития, застревая на инфантильных стадиях психического и интеллектуального развития.
Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом «задержка психического развития». Это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими людьми и с миром в целом.
Дети, лишенные материнской ласки, заботы, часто отстают в развитии, они ожесточенны, замкнуты, испытывают состояние психической депривации.
Психическая депривация (англ. deprivation - утрата, лишение) - состояние психической дезадаптации, при котором человек в силу различных причин не может длительное время удовлетворять свои основные личностные потребности. Общая психическая депривация формируется с самого рождения и до 3 лет у детей, лишенных взаимодействия с близкими людьми и не имеющих контактов с родственниками. В этих случаях развитие отличается грубой диспропорцией всех сторон развития ребенка.
Дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.
Особая психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.
У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.
Таким образом, существуют значительные проблемы развития личности большинства воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности.
Сложное материальное положение многих семей иногда не позволяет родителям удовлетворить важнейшие потребности ребенка и приводит к семейной депривации, сопровождающейся нарушениями в развитии основных сфер личности, особенно эмоциональной и социальной. Для помощи детям, оказавшимся в трудных условиях, создаются и эффективно функционируют специальные учреждения.
Социально-
Основные задачи Центра - профилактика безнадзорности и беспризорности, социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Основными направлениями деятельности Центра являются:
-
предоставление проживания
-
участие в выявлении и
-
оказание социальной, педагогической,
психологической, правовой и
- разработка и реализация программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних;
-
организация медицинского
- содействие органам опеки и попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Предмет деятельности Центра - социально-психологическая реабилитация и адаптация несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет.
Важнейшим условием эффективной социально-психологической реабилитации воспитанников является деятельность педагога-психолога, которая строится по следующим направлениям: диагностика; коррекционно-развивающая работа; консультирование; просветительная работа; экспертная работа; организационно-методическая работа; инновационная деятельность.
Информация о работе Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов