Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:21, отчет по практике

Описание работы

Целями производственной практики являются: освоение форм и способов деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями работы психологической службы учреждения, применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения для решения конкретных практических задач, овладение общими профессиональными умениями и навыками.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 4

Основная часть ………………………………………………………… 6

1 Социально-психологические особенности воспитанников

детских домов ………………………………………………………….. 6

2 Социально-психологическая помощь детям, оказавшимся в трудной

жизненной ситуации…………………………………………………… 9

Заключение …………………………………………………………….. 12

Приложение

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВ. ПРАКТИКЕ.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал  Тульский 
 
 
 
 

Отчет по практике

Вид практики: производственная 

ТЕМА: «Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов»

Выполнил  студент 

                                   фамилия, имя, отчество

№ контракта

Направление подготовки психология

№ группы

№ семестра 9

Подпись студента ________ Дата сдачи отчета « ____ » ___________ 20____г.

                                 подпись

Отчет принят: ______________________________________________________

Ф.И.О. ответственного лица, должность 

« ____ » ___________ 20____г.

Оценка ______________________________________________  ____________

                                                Ф.И.О. преподавателя-экаменатора АЦ                                              подпись

« ____ » ___________ 20____г.

Содержание

 

     Введение ……………………………………………………………….. 4

     Основная  часть ………………………………………………………… 6

     1 Социально-психологические особенности воспитанников    

     детских домов ………………………………………………………….. 6

     2 Социально-психологическая помощь детям, оказавшимся в трудной  

     жизненной ситуации…………………………………………………… 9

     Заключение …………………………………………………………….. 12

          Приложение 1 ………………………………………………………….. 14

          Приложение 2 ………………………………………………………….. 18

          Приложение 3 ………………………………………………………….. 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     В рамках образовательного процесса любого вуза наряду с изучением теоретических  дисциплин предусмотрено прохождение  различных практик. Учебным планом СГА на 9 семестр мне предписано прохождение производственной практики. Она, на мой взгляд, имеет важное значение в подготовке специалистов по направлению «психология», так как помогает взглянуть на работу психолога как бы «изнутри», самостоятельно применить полученные за время обучения знания в реальных условиях работы.

     Целями производственной практики являются: освоение форм и способов деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями работы психологической службы учреждения, применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения для решения конкретных практических задач, овладение общими профессиональными умениями  и навыками.

     К задачам практики можно отнести следующие: ознакомление с особенностями структуры и деятельности учреждения, отработка навыков проведения экспериментально-психологического исследования, отработка умений анализа и интерпретации полученных данных, составления заключений, отработка навыков построения программы и проведения психокоррекционных мероприятий и психологической консультации.

     Я проходила производственную практику в Государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Юность» Ефремовского района Тульской области».

     Сроки прохождения практики: с 4 апреля 2011 г. по 8 мая 2011 г. Продолжительность практики 5 недель, что составляет 200 часов.

     Для достижения вышеуказанных целей под руководством методиста отделения диагностики и педагога-психолога я выполнила следующие задания:

     1) знакомство с сотрудниками Центра;

     2) изучение устава Центра;

     3) изучение документации психолога;

     4) проведение групповых занятий;

     5)ознакомление с методиками, применяемыми для обследования воспитанников;

     6) изучение коррекционно-развивающих методик для детей дошкольного возраста;

     7) анализ эффективности проводимых мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть

1 Социально-психологические особенности воспитанников детских домов

 

     Детство - период, когда закладываются фундаментальные  качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным.

     К сожалению, в нашей стране ежегодно выявляются сотни тысяч детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в детские дома или школы-интернаты. Ситуация сиротства оставляет глубокий отпечаток на жизни ребенка, а затем и взрослого человека. В условиях детского дома сложно создать все необходимые условия для всестороннего развития детей. Поэтому у воспитанников «сиротских» учреждений возникают серьезные нарушения в личностном развитии, в общении с окружающими.

      Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков  общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей  в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку - это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям.

      Психологи выделяют следующие трудности детей, брошенных своими родителями:

     1. Плохой самоконтроль – неумение концентрироваться, предвидеть результаты своих поступков, их влияние на других людей.

     2. Низкая самооценка – дети не умеют принимать себя, их поступки не приносят им удовлетворения; они не умеют работать в одиночку и не считают, что способны измениться.

     3. Не развитые коммуникативные умения ввиду недостатка доверия к другим людям, желания всё контролировать сами, и вместе с тем требовать повышенного внимания.

     4. Бедность в эмоциональном выражении – не способность выражать чувства социально-приемлемым образом, эмоциональная глухота к чувствам других людей.

     5.Трудности в развитии абстрактного мышления – дети-сироты с трудом прослеживают причинно-следственные связи, не умеют предвидеть или планировать, плохо воспринимают обобщённые понятия.

     6. Плохая моторика, движения неловкие.

     Данный  список включает в себя затруднения, затрагивающие все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) развития, что говорит об общей задержке развития этих детей и его серьёзных  деформациях. Дети-сироты к юношескому возрасту не осваивают практически ни одной из составляющих личностного саморазвития, застревая на инфантильных стадиях психического и интеллектуального развития.

     Отсутствие  должного внимания к интеллектуальному  развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом «задержка психического развития». Это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими людьми и с миром в целом.

     Дети, лишенные материнской ласки, заботы, часто отстают в развитии, они ожесточенны, замкнуты, испытывают состояние психической депривации.

     Психическая депривация (англ. deprivation - утрата, лишение) - состояние психической дезадаптации, при котором человек в силу различных причин не может длительное время удовлетворять свои основные личностные потребности. Общая психическая депривация формируется с самого рождения и до 3 лет у детей, лишенных взаимодействия с близкими людьми и не имеющих контактов с родственниками. В этих случаях развитие отличается грубой диспропорцией всех сторон развития ребенка.

       Дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

      Особая  психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором  ребенок мог бы побыть один, передохнуть  от взрослых и других детей.

          У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.

         Таким образом, существуют значительные проблемы развития личности большинства воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности.

         2 Социально-психологическая помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

     Сложное материальное положение многих семей  иногда не позволяет родителям удовлетворить важнейшие потребности ребенка и приводит к семейной депривации, сопровождающейся нарушениями в развитии основных сфер личности, особенно эмоциональной и социальной. Для помощи детям, оказавшимся в трудных условиях, создаются и эффективно функционируют специальные учреждения.

     Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Юность» города Ефремова был основан 16 ноября 1999 года.

     Основные  задачи Центра - профилактика безнадзорности и беспризорности, социально-психологическая  реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации.

     Основными направлениями деятельности Центра являются:

     - предоставление проживания несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную  ситуацию;

     - участие в выявлении и устранении  причин и условий, послуживших  причиной беспризорности и безнадзорности;

     - оказание социальной, педагогической, психологической, правовой и иной  помощи несовершеннолетним и  их родителям (иным законным  представителям) в ликвидации трудной  жизненной ситуации, содействие  возвращению несовершеннолетних  в семьи;

     - разработка и реализация программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних;

     - организация медицинского обслуживания  и обучения воспитанников, содействие  их профессиональной ориентации  и получению ими специальности;

     - содействие органам опеки и  попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

     Предмет деятельности Центра - социально-психологическая  реабилитация и адаптация несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет.

         Важнейшим условием эффективной социально-психологической реабилитации воспитанников является деятельность педагога-психолога, которая строится по следующим направлениям: диагностика; коррекционно-развивающая работа; консультирование; просветительная работа; экспертная работа; организационно-методическая работа; инновационная деятельность.

Информация о работе Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов