Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:21, отчет по практике

Описание работы

Целями производственной практики являются: освоение форм и способов деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями работы психологической службы учреждения, применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения для решения конкретных практических задач, овладение общими профессиональными умениями и навыками.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 4

Основная часть ………………………………………………………… 6

1 Социально-психологические особенности воспитанников

детских домов ………………………………………………………….. 6

2 Социально-психологическая помощь детям, оказавшимся в трудной

жизненной ситуации…………………………………………………… 9

Заключение …………………………………………………………….. 12

Приложение

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВ. ПРАКТИКЕ.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

         Гордостью педагогов-психологов  является специально оборудованная

сенсорная комната (комната психологической разгрузки)- это особым образом организованная в Центре окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

     В сенсорной комнате с помощью  различных элементов создается  ощущение комфорта и безопасности. Это помогает быстрому установлению теплого контакта между психологом и ребенком.

     Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворенности, защищенности. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна. В ней можно проводить специальные занятия, использовать для релаксации, повышать эффективность мероприятий, направленных на улучшение психологического и физического состояния ребенка.

          Моя практика проходила в группе  детей дошкольного возраста. Я  подготовила и провела два  занятия: «Времена года» (Приложение 1) и «Что мы знаем о нашем настроении» (Приложение 2). Совместно с руководителем практики мы проанализировали возникшие трудности, ошибки в проведении занятий; оценили эффективность примененных методик.

       При проведении занятия  по  изучению времен года выяснилось, что дети в основном правильно называли времена года по картинкам, внимательно слушали, проявляли активность. Сложности возникли ближе к концу занятия, так как дети устали, их внимание рассеялось, а двигательная активность возросла. Из этого я сделала вывод, что детям нужны менее продолжительные занятия для лучшей концентрации внимания.

     Второе занятие на тему: «Что мы знаем о нашем настроении» проходило в сенсорной комнате. Дети расположились так, как им было удобно, был включен неяркий рассеянный свет, негромкая  музыка, благодаря этому установилась доверительная атмосфера. В игровой форме я рассказала детям о плохом и хорошем настроении, по картинкам дети угадывали эмоции на лицах людей, отвечали на вопросы.  Занятие в сенсорной комнате проходило более эффективно, благодаря располагающей к общению атмосфере. Трудностей в процессе проведения занятия не возникло.

     Значительное  время я уделяла изучению годового плана работы, методик, применяемых для психологической диагностики детей (Приложение 3), журналов, в которые заносятся данные о ежедневной работе психологов.

     При поступлении ребенка проводится первичная диагностика состояния  основных психических функций, которая  повторяется через три месяца, затем через шесть месяцев. По результатам обследования составляется план коррекционно-развивающих мероприятий для каждого ребенка. Повторные тестирования позволяют проследить динамику улучшения состояния ребенка.

    Заключение

     У детей-сирот существует огромное количество проблем. Дети, лишенные материнской любви, испытывают семейную депривацию, отстают в нервно-психическом, психосоциальном, физическом развитии. Эти изменения личности остаются на всю жизнь. Очень тяжело ребенок переносит смену одного учреждения другим, что плохо отражается на его психике, характере, вызывает стресс, нервные срывы. Детям приходится снова адаптироваться к другой обстановке, поэтому они бывают ожесточены, очень замкнуты.

     Задача педагога-психолога -  помочь ребенку почувствовать себя лучше в непривычной обстановке, установить контакты с другими детьми, с воспитателями и в конечном итоге адаптировать ребенка к непростой для него, часто враждебной действительности.

           В процессе прохождения производственной практики я овладела следующими умениями:

     1.Умение  устанавливать взаимоотношения и контакты с людьми.

     2.Умение  проводить психологические наблюдения, обработку собранного материала.

      3.Умение применять на практике  теоретические знания изученных  дисциплин.

     4.Умение  анализировать и давать объективную оценку своей профессиональной деятельности и деятельности психологической службы учреждения.

     5.Умение  формулировать цели и задачи  своей деятельности, планировать свою работу для достижения поставленных целей.

     Для повышения эффективности диагностики и реабилитации детей я предлагаю периодически пополнять набор методик, разрабатываемых учеными с использованием последних достижений отечественной и зарубежной науки, использовать развивающие видеоматериалы для проведения занятий в группах.

     Педагоги  социально-реабилитационного центра - люди высокопрофессиональные и самое главное, неравнодушные к чужой боли, особенно детской. Главный урок, который я получила, проходя эту практику - это урок доброты и милосердия  к тем, кому это жизненно необходимо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Конспект  занятия с детьми старшего дошкольного  возраста.

Тема: «Времена года»

     Цель: развивать у детей коммуникативные навыки (умение общаться со взрослыми, высказывать свое мнение, суждение).

     Задачи: формирование у детей представления о временах года, развитие наглядно-образного мышления, памяти, умений сравнивать, выделять основные признаки, обращать внимание на детали.

     Оборудование: картинки с изображениями четырех времен года формата не менее А-4.

     Ход занятия

     1. В самом начале необходимо успокоить детей, настроить их на предстоящую деятельность:

   - послушаем звуки в группе.

   - послушаем, о чем говорят рыбки в аквариуме.

   - послушаем звуки на улице.

   - послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).

     2.Ритуал  приветствия.

     Комплименты 

       Сидя в  кругу, все берутся  за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько  добрых слов, за что-то похвалить.  Принимающий комплимент кивает  головой и говорит: «Спасибо, мне  очень приятно!» Затем он произносит  комплимент своему соседу. При  затруднении психолог может сам сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

       Во время ритуала психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей. 

     3. Беседа «Времена года».

     Психолог  спрашивает у детей:

     -  «Какое сейчас время года?»

     - «Вы любите лето?», «Чем оно  вам нравится?», «Чем вы любите  заниматься летом?» 

     -  «А чем можно заниматься зимой?»

     - «А какие еще времена года  вы знаете?» и т.д. (Психолог  задает вопросы, располагающие детей к беседе).

     Давайте их рассмотрим.

     Далее нужно прочитать стихотворения, сопровождая их показом картинок с изображением времен года. После  каждого стихотворения целесообразно  задавать детям вопросы, типа: «О чем  это стихотворение?», «Как мы можем узнать, какое время года нарисовано на картинке, описано в стихотворении?» 

ЗИМА

Если  ветер злющий кружит, 
Застеклились за ночь лужи, 
А меня упаковали 
В сто одёжек неуклюжих, 
На деревьях, на карнизах 
Кружева да бахрома, 
Это значит - на снежинках 
Опустилась к нам ЗИМА.
 

ВЕСНА

К нам  весна шагает 
Быстрыми шагами, 
И сугробы тают под её ногами. 
Чёрные проталины 
На полях видны. 
Видно очень тёплые ноги у весны.

ЛЕТО

Солнце  льётся на полянку, 
Солнце яркое печёт. 
На поляне земляника 
Краснощёкая растёт! 
Позову свою подружку. 
Наберём мы ягод кружку!
 

ОСЕНЬ

Ходит осень  по дорожке, 
Промочила в лужах ножки. 
Льют дожди  
И нет просвета. 
Затерялось где-то лето. 
Ходит осень, 
Бродит осень. 
Ветер с клёна листья  
Сбросил. 
Под ногами коврик новый, 
Жёлто-розовый – 
Кленовый.

     Детям предлагают рассмотреть картинки, на которых изображены времена года. Затем их просят показать, где зима, весна и т.д. Просят объяснить, как, по каким признакам они догадались, что на картинке именно то время года, а не другое. 

     4. Подведение итогов занятия.

     Вопросы к детям:

     - О чем мы сегодня говорили?

     - Что нового вы узнали?

     - Какие есть времена года?

     - Как можно определить время  года?

     - Какое время года тебе нравится? (Дать высказаться каждому ребенку).

     Психолог: «Любое время года хорошо по-своему! Лето радует нас своим теплом, зима - снегом, весна и осень своими красками. Самое главное, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. Скажите, а как можно поднять настроение?» (Ответы детей).

     Я предлагаю вам игру, которая называется «Пожелания».

     4.Ритуал  окончания занятия.

     Все участники игры стоят в кругу. Соединяя руки в общем рукопожатии, желают друг другу и всем людям  что-нибудь хорошее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект  занятия с детьми старшего дошкольного  возраста.

Тема: «Что мы знаем о  нашем настроении»

     Цель  занятия: создать хорошее эмоциональное настроение у детей, закрепить понятие об эмоциях и настроении.

     Задачи: обучение детей ориентированию в многообразии человеческих эмоций, настроений; обогащение эмоционального словаря дошкольников; развитие умения понимать и изображать эмоциональные состояния человека посредством мимики, пантомимики, речи; развитие воображения, творческого мышления, уверенности в себе, артистических способностей.

     Оборудование: фотографии людей с различным настроением или схематические изображения эмоций (веселое, грустное, удивленное, злое).

Ход занятия

        1. В самом начале необходимо успокоить детей, настроить их на предстоящую деятельность:

   - послушаем звуки в группе.

   - послушаем, о чем говорят рыбки в аквариуме.

   - послушаем звуки на улице.

   - послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).

     2.Ритуал  начала занятия

     Упражнение  «Доброе животное» 

     Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.»   

Информация о работе Развитие социально-психологической адаптивности у воспитанников детских домов