Развитие сенсорной сферы у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Цель: формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Задачи проекта:
Учить детей эталонным представлениям о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов их положении в пространстве, проявлять заботу о себе и близких, а также об окружающей среде

Работа содержит 1 файл

психология контрольная сенсорика.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

       Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

       Как отмечалось выше, важнейшими  моментами сенсорного развития  детей являются усвоение сенсорных  эталонов и овладение способами  обследования предметов. Сенсорные  эталоны — это общепринятые  образцы каждого вида свойств  и отношений предметов. Их относительно  немного, и человечество сумело  их упорядочить, свести к нескольким  разновидностям. Усвоение представлений  об этих разновидностях дает  возможность воспринимать окружающий  мир как бы сквозь призму  общественного опыта.

       Для того чтобы ребенок начал  усваивать сенсорные эталоны  и способы обследования, он должен  быть к этому соответствующим  образом подготовлен. Сам процесс  усвоения эталонов и овладения  способами обследования длительный, растянутый на несколько лет  и включает постепенный переход  к все более сложным формам восприятия.

       Известно, что восприятие детей  раннего возраста очень неустойчиво.  Ребенок различает некоторые  цвета, формы, величины, но ориентируется  на наиболее яркий, бросающийся  в глаза один признак, вовсе  не замечая другие, и по нему  отличает предмет от других  предметов. Восприятие маленького  ребенка носит предметный характер, т. е. все свойства предмета  не отделяются у ребенка от  предмета, он видит их слитно  с предметом. Характерные особенности  предмета еще не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленен, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.

       Какие же действия ведут к  первоначальному выделению свойств,  образованию элементарных представлений  о предметах? Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры.

       В дошкольном возрасте начинается  этап непосредственного усвоения  и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном  учреждении четко определен тот  объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети  каждой возрастной ступени.

       Сенсорное воспитание здесь тесно  переплетается с развитием мышления  ребенка, так как усвоение отдельных  тем (например, системы форм) выходит  за рамки сенсорного воспитания, что значительно усложняет эту  работу. При этом важно, чтобы  ознакомление с эталонами не  просто проходило путем их  показа и называния, а включало  действия детей, направленные  на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление  каждого эталона в памяти. В  момент действий с эталонами  от детей требуется запоминание  и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению  представлений о каждом эталоне  и к возможности выполнения  действий на их основе по  словесной инструкции.

       Ознакомление с каждым видом  эталонов имеет свои особенности,  поскольку с разными свойствами  предметов могут быть организованы  разные действия. Так, при ознакомлении  с цветами спектра, особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины, иными словами — создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т. д.

       На протяжении всего дошкольного  возраста происходит знакомство  детей с все более тонкими  разновидностями эталонных свойств.  Так, наблюдается переход от  ознакомления с соотношениями  предметов по общей величине  к ознакомлению с соотношениями  по отдельным протяженностям; от  ознакомления с цветами спектра  к ознакомлению с их оттенками.  Постепенно дети усваивают связи  и отношения между эталонами  — порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на округлые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др.

       Одновременно с формированием  эталонов происходит совершенствование  действий восприятия. Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственного восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее — к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т. е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета. На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т. д. — и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

       Дети, с которыми последовательно  проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое  количество признаков каждого  предмета. Это и есть та аналитическая  мыслительная деятельность ребенка,  которая в дальнейшем позволит  ему глубже вглядываться в  предметы и явления, замечать  в них существенные и несущественные  стороны, видоизменять их в  нужном направлении. В результате  систематического ознакомления  с предметами и их изображениями  у детей начинает формироваться  наблюдательность.

       Названные задачи решаются на  специальных занятиях по ознакомлению  с окружающим, в процессе дидактических  игр и упражнений, в продуктивных  видах деятельности (аппликация, рисование,  лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе,  в повседневной жизни детей.  Наиболее эффективными являются  те виды деятельности, которые  выдвигают перед восприятием  ребенка все более сложные  задачи и создают условия, способствующие  усвоению сенсорных эталонов.

       Практика показывает, что к концу  дошкольного возраста действия  восприятия становятся достаточно  организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное  представление о предмете. Образ  предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств  и качеств, информацией о возможных  разновидностях предмета.

       Отметим, что ребенок начинает  быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные  перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие стало внутренним психическим процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление, в свою очередь, направлено не на познание внешних особенностей и свойств объектов, как при восприятии, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, на установление причинно-следственных отношений, родовых, видовых и некоторых других внутренних взаимозависимостей. Восприятие также способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти психические процессы начнут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление; восприятие будет выполнять сопутствующую функцию, но при этом продолжать совершенствоваться, оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением, речью.

       Если в дошкольном возрасте  не создать благоприятных условий  для развития восприятия, то связанные  с ним психические процессы  будут формироваться в замедленном  темпе, что затруднит освоение  учебной деятельности в младшем  школьном возрасте.

       Итак, рассмотрим, какими знаниями  и умениями, приобретенными в  процессе восприятия, должны овладеть  дети к концу дошкольного возраста:

       — различать форму предметов:  круглую, треугольную, четырехугольную,  многоугольную;

       — измерять и сравнивать длину,  ширину, высоту предметов с помощью  условной мерки;

       — различать основные цвета  и оттенки;

       — выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом);

       — ориентироваться на листе  бумаги (слева, справа, вверху, внизу,  в середине);

       — знать дни недели, последовательность  частей суток и дней недели.

       Основываясь на требованиях, которые  предъявляет современная школа  к ребенку, поступающему в первый  класс, становится ясно, что этих  знаний и умений недостаточно. Более полному представлению  о предметах, объектах и явлениях  окружающего мира способствуют  знания так называемых «особых  свойств» предметов; сюда относятся  понятия веса, вкуса, запаха. Без  развития тактильных ощущений  многие качества и свойства  предмета (например, фактура материала)  просто не могут быть познаны,  а отсутствие умения ориентироваться  на листе бумаги (и другой ограниченной  поверхности) может вызвать определенные  школьные трудности.

       Как показывает наш, авторский,  опыт практической деятельности, сенсорное развитие следует осуществлять  в тесном единстве с психомоторным  развитием. Чтобы взять предмет  одной рукой, ребенок должен  быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение.

       Развитие моторики обеспечивает  развитие других систем. Для того  чтобы эффективно определять  форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо  развитые скоординированные движения  мышц обеих рук, мышц глаз  и мышц шеи. Таким образом,  три группы мышц обеспечивают  функцию восприятия.

       Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах — таких примеров можно привести множество.

       Данные факты позволяют вести  речь о единении процессов  сенсорного и психомоторного  развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные следующим образом:

       1. Совершенствование двигательных  функций (развитие и совершенствование  общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков).

       2. Тактильно-двигательное восприятие.

       3. Развитие слухового восприятия.

       4. Развитие зрительного восприятия.

       5. Восприятие формы, величины, цвета.

       6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

       7. Восприятие пространства и времени.

       Итак, в каждом возрастном периоде  стоят свои задачи сенсорного  развития, и решать их следует  путем разработки и использования  наиболее эффективных средств  и методов сенсорного воспитания  с учетом последовательности  формирования функции восприятия  в онтогенезе.

         

    1. Этапы проекта:

    2.1.Ораганизация  работы с детьми. 

    Деятельность  с детьми Литература
    1 «Я – водолей!»

    Игра  развивает координацию движений, аккуратность; формирует представление  об объемах, обучает бытовым навыкам.

    Материалы: поднос, лейка, миска, краски или пищевые  красители, тряпочка

    М. Якимова серия  «Ценный педагогический опыт», г. Новокузнецк 2009г.
    2 «Живые цветы!»

    Игра  развивает ловкость, аккуратность, глазомер

    Материалы: живые цветы, маленькое ведро, совок  для мусора, разные баночки, ножницы, лейка, тряпочка

    М. Якимова серия  «Ценный педагогический опыт», г. Новокузнецк 2009г.
    3. «Шнуровка»

    Развивает координацию «рука-глаз», мелкую моторику, усидчивость, способность действовать  по образцу.

    Материалы: листы картона с нарисованными  на них линиями, составляющими узор, клубок шерстяных ниток и 1-2 толстых  иголки. На линиях отмечены точками  места, где нужно будет втыкать иголку.

    М. Якимова серия  «Ценный педагогический опыт», г. Новокузнецк 2009г.
    4. «Пересыпание  крупы ложкой»

    Учить правильно держать ложку, развивает аккуратность, терпение, подготовка пишущих пальцев к письму.

    Материалы: поднос, две пиалы, в одной из них  зерно (горох, кукуруза, рис), чайная

    ложечка.

    М. Якимова серия  «Ценный педагогический опыт», Региональная система дошкольного образования: сенсорное воспитание детей в  адаптивном Монтессори – образовательном пространстве      

    г. Новокузнецк 2009г.

    5. «Подбери  крышечку»

    Игра  развивает мелкую моторику, дает представление  об окружающем мире.

    Материалы: бутылочки, пузырьки, баночки из под крупы с крышками разного размера

    М. Якимова Региональная система дошкольного образования:Сенсорное воспитание детей в адаптивном Монтессори – образовательном пространстве      

    г. Новокузнецк 2009г

    6. «Игра в прищепки»

    Игра  развивает внимательность, усидчивость, мелкую моторику

    Материалы: разноцветные прицепки, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат,  вырезанные из картона

    М. Якимова Региональная система дошкольного образования:Сенсорное воспитание детей в адаптивном Монтессори – образовательном пространстве      

    г. Новокузнецк 2009г

    7. Игра  «Разложи по цвету»

    Игра  развивает мелкую моторику, учить  классифицировать,сравнивать, цвет,

    математические  способности

    Материал: поднос, баночки с прорезью на крышке, 4 цвета плоских пуговиц 

    Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

    Под редакцией  Л.А. Венгера, издание второе, переработанное. Москва Просвещение, 1978г.

    8. «Расфасовка фасоли»

    Закрепление цветов – белый, черный, развитие мелкой моторики, обогащение словаря, усидчивость, подготовка к школе

    Материал: поднос, 2 коробочки, фасоль черная и  белая, миски и савочки разных размеров и разных цветов

    Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

    Под редакцией  Л.А. Венгера, издание второе, переработанное. Москва Просвещение, 1978г.

    9. «Скручивание  салфетки»

    Закрепление цветов, развитие мелкой моторики, воспитание этикета, аккуратности

    Материал: кольцо-модули, конструктор, салфетки (использованные обложки для книг)

    Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

    Под редакцией  Л.А. Венгера, издание второе, переработанное. Москва Просвещение, 1978г. 

    10. «Выложи узор»

    Научить пользоваться пинцетом особый вид движений, развивать творчество, развитие мелкой моторики, координации, подготовка руки к письму

    Материал: панель от мозайки, вазочка с бусинами  одного цвета, усложнение - пинцет

    Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой, издание 3-е, исправленное. Москва, просвещение, 1977г.
    11. «Вырезание  геометрических фигур»

    Приобретает сложный навык работы с ножницами, умение и навык к письму, усидчивость

    Материал: поднос с картами-образцами, ножницы

    Дидактические игры и занятия с детьми раннего  возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой, издание 3-е, исправленное. Москва, просвещение, 1977г.
    12. «Банки  с запахом»

    Закрепление запаха, различия

    Материал: коробка с баночками два ряда с метками, баночки-парные ( запахи- кофе, кориандра, гвоздика и т.д.), можно другие

    Дидактические игры и занятия с детьми раннего  возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой, издание 3-е, исправленное. Москва
    13. «Определи на ощупь – найди  пару»

    Тактильное  восприятие

    Материал: коробка с образцами ткани (2 лоскутка шелка,2 лоскутка фланели, 2 лоскутка льна, 2 лоскутка драпа)

    Дидактические игры и занятия с детьми раннего  возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой, издание 3-е, исправленное. Москва
    14. «Вкусовые банки»

    Закрепление вкуса, его различия

    Материал: 2 банки с раствором соленый, сладкий, 2 баночки со вкусом «кислый, горький»

    М. Якимова Региональная система дошкольного образования:Сенсорное воспитание детей в адаптивном Монтессори – образовательном пространстве      

    г. Новокузнецк 2009г

    15. «Три  квадрата»

    Научить соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», « самый  маленький»

    Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка. Москва «Просвещение», 1988г.

Информация о работе Развитие сенсорной сферы у детей дошкольного возраста