Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, контрольная работа
Цель: формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Задачи проекта:
Учить детей эталонным представлениям о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов их положении в пространстве, проявлять заботу о себе и близких, а также об окружающей среде
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Как отмечалось выше, важнейшими
моментами сенсорного развития
детей являются усвоение
Для того чтобы ребенок начал
усваивать сенсорные эталоны
и способы обследования, он должен
быть к этому соответствующим
образом подготовлен. Сам
Известно, что восприятие детей
раннего возраста очень
Какие же действия ведут к
первоначальному выделению
В дошкольном возрасте
Сенсорное воспитание здесь
Ознакомление с каждым видом
эталонов имеет свои
На протяжении всего
Одновременно с формированием
эталонов происходит
Дети, с которыми последовательно
проводится работа по
Названные задачи решаются на
специальных занятиях по
Практика показывает, что к концу
дошкольного возраста действия
восприятия становятся
Отметим, что ребенок начинает
быстро узнавать знакомые
Если в дошкольном возрасте
не создать благоприятных
Итак, рассмотрим, какими знаниями
и умениями, приобретенными в
процессе восприятия, должны овладеть
дети к концу дошкольного
— различать форму предметов:
круглую, треугольную,
— измерять и сравнивать длину,
— различать основные цвета и оттенки;
— выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом);
— ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
— знать дни недели, последовательность частей суток и дней недели.
Основываясь на требованиях,
Как показывает наш, авторский,
Развитие моторики
Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах — таких примеров можно привести множество.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные следующим образом:
1. Совершенствование
2. Тактильно-двигательное
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного
5. Восприятие формы, величины, цвета.
6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
7. Восприятие пространства и
Итак, в каждом возрастном периоде
стоят свои задачи сенсорного
развития, и решать их следует
путем разработки и
2.1.Ораганизация
работы с детьми.
№ | Деятельность с детьми | Литература |
1 | «Я
– водолей!»
Игра
развивает координацию Материалы: поднос, лейка, миска, краски или пищевые красители, тряпочка |
М. Якимова серия «Ценный педагогический опыт», г. Новокузнецк 2009г. |
2 | «Живые
цветы!»
Игра развивает ловкость, аккуратность, глазомер Материалы: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные баночки, ножницы, лейка, тряпочка |
М. Якимова серия «Ценный педагогический опыт», г. Новокузнецк 2009г. |
3. | «Шнуровка»
Развивает координацию «рука-глаз», мелкую моторику, усидчивость, способность действовать по образцу. Материалы: листы картона с нарисованными на них линиями, составляющими узор, клубок шерстяных ниток и 1-2 толстых иголки. На линиях отмечены точками места, где нужно будет втыкать иголку. |
М. Якимова серия «Ценный педагогический опыт», г. Новокузнецк 2009г. |
4. | «Пересыпание
крупы ложкой»
Учить правильно держать ложку, развивает аккуратность, терпение, подготовка пишущих пальцев к письму. Материалы: поднос, две пиалы, в одной из них зерно (горох, кукуруза, рис), чайная ложечка. |
М. Якимова серия
«Ценный педагогический опыт», Региональная
система дошкольного г. Новокузнецк 2009г. |
5. | «Подбери
крышечку»
Игра развивает мелкую моторику, дает представление об окружающем мире. Материалы: бутылочки, пузырьки, баночки из под крупы с крышками разного размера |
М. Якимова Региональная
система дошкольного г. Новокузнецк 2009г |
6. | «Игра
в прищепки»
Игра развивает внимательность, усидчивость, мелкую моторику Материалы: разноцветные прицепки, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, вырезанные из картона |
М. Якимова Региональная
система дошкольного г. Новокузнецк 2009г |
7. | Игра
«Разложи по цвету»
Игра развивает мелкую моторику, учить классифицировать,сравнивать, цвет, математические способности Материал: поднос, баночки с прорезью на крышке, 4 цвета плоских пуговиц |
Дидактические
игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников
Под редакцией Л.А. Венгера, издание второе, переработанное. Москва Просвещение, 1978г. |
8. | «Расфасовка
фасоли»
Закрепление цветов – белый, черный, развитие мелкой моторики, обогащение словаря, усидчивость, подготовка к школе Материал: поднос, 2 коробочки, фасоль черная и белая, миски и савочки разных размеров и разных цветов |
Дидактические
игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников
Под редакцией Л.А. Венгера, издание второе, переработанное. Москва Просвещение, 1978г. |
9. | «Скручивание
салфетки»
Закрепление цветов, развитие мелкой моторики, воспитание этикета, аккуратности Материал: кольцо-модули, конструктор, салфетки (использованные обложки для книг) |
Дидактические
игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников
Под редакцией
Л.А. Венгера, издание второе, переработанное.
Москва Просвещение, 1978г. |
10. | «Выложи
узор»
Научить пользоваться пинцетом особый вид движений, развивать творчество, развитие мелкой моторики, координации, подготовка руки к письму Материал: панель от мозайки, вазочка с бусинами одного цвета, усложнение - пинцет |
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой, издание 3-е, исправленное. Москва, просвещение, 1977г. |
11. | «Вырезание
геометрических фигур»
Приобретает сложный навык работы с ножницами, умение и навык к письму, усидчивость Материал: поднос с картами-образцами, ножницы |
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой, издание 3-е, исправленное. Москва, просвещение, 1977г. |
12. | «Банки
с запахом»
Закрепление запаха, различия Материал: коробка с баночками два ряда с метками, баночки-парные ( запахи- кофе, кориандра, гвоздика и т.д.), можно другие |
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой, издание 3-е, исправленное. Москва |
13. | «Определи
на ощупь – найди
пару»
Тактильное восприятие Материал: коробка с образцами ткани (2 лоскутка шелка,2 лоскутка фланели, 2 лоскутка льна, 2 лоскутка драпа) |
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой, издание 3-е, исправленное. Москва |
14. | «Вкусовые
банки»
Закрепление вкуса, его различия Материал: 2 банки с раствором соленый, сладкий, 2 баночки со вкусом «кислый, горький» |
М. Якимова Региональная
система дошкольного г. Новокузнецк 2009г |
15. | «Три
квадрата»
Научить соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», « самый маленький» |
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка. Москва «Просвещение», 1988г. |
Информация о работе Развитие сенсорной сферы у детей дошкольного возраста