Развитие сенсорной сферы у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Цель: формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Задачи проекта:
Учить детей эталонным представлениям о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов их положении в пространстве, проявлять заботу о себе и близких, а также об окружающей среде

Работа содержит 1 файл

психология контрольная сенсорика.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

       Усвоение сенсорных эталонов  — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра,  пространственных и временных  ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

       Включенные в обследование предмета  движения руки организуют зрительное  и кинестетическое восприятие  детей, способствуют уточнению  зрительных представлений о форме  предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление  с формой, величиной, пространственными  и иными характеристиками предметов  невозможно без интеграции движений  рук и глаз.

       Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.

       Если человеку предложить определить  форму невидимого предмета только  с помощью пассивного осязания  — водить предметом по его  коже, то возникающий образ не  будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность  активно осязать предмет, проводить  с ним различные манипуляции,  то создается правильное отражение  формы этого предмета. Неслучайно  первая стадия развития мышления  ребенка названа стадией сенсомоторного  интеллекта.

       Рефлекторная концепция психики,  предложенная И. М. Сеченовым  (1953), убедительно объясняет значение  психомоторики в процессе восприятия  пространства и времени. Доказано, что пространственное восприятие  обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кинестетического (двигательного) анализаторов.

       Большую роль играют мышечные  ощущения в формировании второй  сигнальной системы. Слуховое  восприятие речи осуществляется  при участии движений: у слушающего  человека можно обнаружить непроизвольные  движения речевого аппарата с  беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.

       Сопровождая осязательные ощущения  при ощупывании и хватании  предметов, при прослеживании  движущихся предметов и поисковых  движениях глаз, при повороте  головы в сторону звуковых  сигналов, при настройке мышц  гортани на тональность слышимого  звука, мышечные ощущения усиливают  другие ощущения и способствуют  их синтезу. В мозгу ребенка  между звуками слышимой речи  и мышечными ощущениями при  произнесении слов возникают  соответствующие связи, которые  участвуют в формировании громкой  речи.

       Отечественная наука выделяет  два основных сенсомоторных метода  — обследование и сравнение.

       Обследование — специально организованное  восприятие предмета (объекта) с  целью использования его результатов  в какой-либо практической деятельности.

       Развитие сенсорных действий  ребенка происходит не само  собой, а лишь в ходе усвоения  общественного сенсорного опыта,  под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса  значительно повышается, если ребенка  специально обучают способом  обследования предметов с применением  соответствующих сенсорных эталонов.

       Обследование может идти по  контуру (плоскостные предметы) или  по объему (объемные предметы); оно  зависит от деятельности, которой  будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру,  мы выделяем его плоскостной  образ из объема, познаем ту  форму, которая становится основной  в рисовании.

       На ощупь познается объемная  форма предметов, ощупывающие  движения ложатся в основу  изображения предмета в лепке.

       При подготовке к другим видам  деятельности, например к труду,  отбираются и соответствующие  способы обследования. Так, чтобы  определить свойства бумаги и  ткани, детям предлагается послушать,  что происходит, когда мнут бумагу  и ткань, попробовать разорвать  лист бумаги и кусочек ткани,  постирать в воде кукольное  платье из бумаги и из ткани.  А для того чтобы сформировать  полноценный образ лимона, кроме  названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать  или попробовать.

       Важно, чтобы дети научились  выделять существенные признаки, значимые для той или иной  деятельности.

       Общая схема обследования предполагает  определенный порядок:

       — восприятие целостного облика  предмета;

       — выделение его главных частей  и определение их свойств (форма,  величина и т. д.);

       — определение пространственных  взаимоотношений частей относительно  друг друга (выше, ниже, слева и  т. д.);

       — выделение мелких деталей  (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т.  д.;

       — повторное целостное восприятие  предмета.

       Сравнение — это и дидактический  метод, и одновременно мыслительная  операция, посредством которых устанавливаются  черты сходства и различия  между предметами (объектами) и  явлениями. Сравнение может идти  путем сопоставления предметов  или их частей, путем наложения  предметов друг на друга или  приложением предметов друг к  другу, ощупывания, группировки по  цвету, форме или другим признакам  вокруг образцов-эталонов, а также  путем последовательного осмотра  и описания выделенных признаков  предмета, способом выполнения планомерных  действий. Первоначально выделенное  лишь общее представление о  предмете затем сменяется более  определенным и детальным восприятием.

       Таким образом, сравнение —  это своеобразный механизм обследования  предмета, который помогает установлению  соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению,  по некоторым другим свойствам,  а в результате решает задачу  усвоения общепринятой системы  сенсорных эталонов. Подчеркнем, что  сравнение, являясь компонентом  осмысленного восприятия предметов  (объектов, явлений), способствует формированию  правильных представлений о них,  создает основу для обобщения  и систематизации знаний.

       Эффективность аналитико-синтетической  деятельности в процессе восприятия  зависит от овладения ребенком  разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что перцепция — психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств.

       Перцептивные действия (А. В. Запорожец) ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.

       Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.

       Итак, развитие восприятия сенсорных  эталонов включает в себя два  основных компонента:

       1) формирование и совершенствование  представлений о разновидностях  свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;

       2) формирование и совершенствование  самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.

       К концу дошкольного возраста  у нормально развивающихся детей  должна сформироваться система  сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

       При этом подчеркнем, что большое  значение для психического развития  имеет закрепление чувственного  опыта в слове. Речь служит  орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции  деятельности. Использование всего  многообразия приемов, облегчающих  восприятие (показ предметов, стимулирующие  реплики и направляющие внимание  вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации  и др.), побуждает детей к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Словесные обозначения свойств и качеств предметов, явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

       На основании вышеизложенного  мы можем определить профиль  восприятия следующим образом:

       — наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;

       — проявление внимания (произвольного  сосредоточения на объекте);

       — действия собственно восприятия (перцептивные действия);

       — опора на имеющийся опыт;

       — создание обобщенного образа  объекта и закрепление его  в слове.

       Особое внимание в процессе  сенсорного воспитания должно  уделяться планированию предстоящей  деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.

       Итак, сенсорное развитие, с одной  стороны, составляет фундамент  общего умственного развития  ребенка, а с другой — имеет  самостоятельное значение, так как  полноценное восприятие является  базовым для успешного овладения  многими видами деятельности. 

Возрастные  особенности  сенсомоторного развития детей

       Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Рассмотрим, как взаимосвязаны указанные процессы и что подразумевается под сенсомоторным развитием.

       На каждом возрастном этапе  ребенок оказывается наиболее  чувствительным к тем или иным  воздействиям. Чем меньше ребенок,  тем большее значение имеет  в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление  со свойствами предметов играет  определяющую роль. Н. М. Щелованов (1976) называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

       Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова). Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Информация о работе Развитие сенсорной сферы у детей дошкольного возраста