Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, контрольная работа
Цель: формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Задачи проекта:
Учить детей эталонным представлениям о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов их положении в пространстве, проявлять заботу о себе и близких, а также об окружающей среде
Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Включенные в обследование
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.
Если человеку предложить
Рефлекторная концепция
Большую роль играют мышечные
ощущения в формировании
Сопровождая осязательные
Отечественная наука выделяет
два основных сенсомоторных
Обследование — специально
Развитие сенсорных действий
ребенка происходит не само
собой, а лишь в ходе усвоения
общественного сенсорного
Обследование может идти по
контуру (плоскостные предметы) или
по объему (объемные предметы); оно
зависит от деятельности, которой
будет заниматься ребенок.
На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.
При подготовке к другим видам
деятельности, например к труду,
отбираются и соответствующие
способы обследования. Так, чтобы
определить свойства бумаги и
ткани, детям предлагается
Важно, чтобы дети научились
выделять существенные
Общая схема обследования
— восприятие целостного
— выделение его главных
— определение
— выделение мелких деталей
(частей) и определение их величины,
соотношения, расположения и т.
— повторное целостное
Сравнение — это и
Таким образом, сравнение —
это своеобразный механизм
Эффективность аналитико-
Перцептивные действия (А. В. Запорожец) ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.
Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.
Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1) формирование и
2) формирование и
К концу дошкольного возраста
у нормально развивающихся
При этом подчеркнем, что большое
значение для психического
На основании вышеизложенного мы можем определить профиль восприятия следующим образом:
— наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;
— проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте);
— действия собственно
— опора на имеющийся опыт;
— создание обобщенного образа объекта и закрепление его в слове.
Особое внимание в процессе
сенсорного воспитания должно
уделяться планированию
Итак, сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент
общего умственного развития
ребенка, а с другой — имеет
самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие
Возрастные особенности сенсомоторного развития детей
Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Рассмотрим, как взаимосвязаны указанные процессы и что подразумевается под сенсомоторным развитием.
На каждом возрастном этапе
ребенок оказывается наиболее
чувствительным к тем или иным
воздействиям. Чем меньше ребенок,
тем большее значение имеет
в его жизни чувственный опыт.
На этапе раннего детства
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова). Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Информация о работе Развитие сенсорной сферы у детей дошкольного возраста