Развитие сенсорной сферы у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Цель: формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Задачи проекта:
Учить детей эталонным представлениям о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов их положении в пространстве, проявлять заботу о себе и близких, а также об окружающей среде

Работа содержит 1 файл

психология контрольная сенсорика.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

Введение. 

И сотворили школу  так, как велел  им дьявол.

Ребенок любит природу, поэтому  его замкнули в  четырех стенах. Ребенку

нравится  сознавать, что его  работа имеет какой-то смысл, поэтому все  устроили так, чтобы  его активность не приносила никакой  пользы. Он не может  оставаться без движения – его принудили  к неподвижности. Он любит работать руками,  а его  стали обучать  теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали  молчать. Он стремится  понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему они  даются в готовом  виде.

… И тогда дети научились  тому, чему они никогда  бы не научились в  других условиях. Они  научились лгать  и притворяться…  Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они  становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы  и даже вопреки  ей…

Адольф  Ферьер

      В настоящее время глубинного  реформирования образования в  России актуальными становятся  направления в педагогике, которые  ставят цели воспитания свободной, творческой саморазвивающейся личности. В частности, актуализируются идеи педагогики Марии Монтессори, заключающейся в организации свободной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в развивающейся предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия педагога на детей.

       Гуманистическая направленность  современного образования выдвигает  требования более полной реализации  идеи дифференциации и индивидуализации  обучения, учитывающего готовность  детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического  здоровья детей, компенсаторные  возможности их организма, индивидуально-типологические  особенности.

       Сенсорное воспитание, направленное  на формирование полноценного  восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является  чувственный опыт. Успешность умственного,  физического, эстетического воспитания  в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития  детей, то есть от того, насколько  совершенно ребенок слышит, видит,  осязает окружающее.

  

Тип проекта

    По   доминирующей   в   проекте   деятельности: познавательный.

    По  содержанию: познавательно — поисковый.

    По  числу участников проекта: коллективный (дети 2 младшей группы, родители    воспитанников, воспитатели групп, музыкальный работник).   

    По  времени проведения: продолжительный.

    По  характеру контактов: в рамках ДОУ и семьи. 

Цель: формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Задачи  проекта:

  1. Учить детей эталонным представлениям о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов их положении в пространстве, проявлять заботу о себе и близких, а также об окружающей среде
  2. Совершенствовать и расширять активный словарный запас, работу разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного и т.п.
  3. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений.

Задачи  для воспитателей:

- предоставить  каждому ребенку возможность  развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускул  рук;

- расширять  возможности детей в проявлении  и развитии двигательной активности, тренировке в овладении своим  телом;

- укреплять  здоровье детей;

- упражнять  детей в проявлении заботы  о себе: одеваться и раздеваться,  застегивать и расстегивать одежду, причесываться, чистить обувь,  мыть руки,  стирать и гладить  и прочие самостоятельные действия  по самообслуживанию;

- упражнять  детей проявлять заботу об  окружающей среде: подметания  пола, накрывания на стол, уборка  мусора, уход за животным, посадка  и поливание цветов и т.д.;

- предоставить  возможность каждому ребенку  индивидуально развивать свою  сенсорную сферу: слух, зрение, обоняние, осязание;

- развивать  способность эстетического восприятия  культурной среды, музыкальный  слух, чувство цвета, ритма и  формы;

- совершенствовать  и расширять активный словарный  запас;

- развивать  умение наблюдать, сравнивать, анализировать,  выделять характерные существенные  признаки предметов и явлений,  группировать их по этим признакам;

- предоставить  возможность для развития художественно-творческих  способностей детей: резанье ножницами,  склеивание, складывание бумаги, работа  с кистью, мелками, красками, карандашами,  работа с тканью, природным материалом, деревом;

- способствовать  развитию музыкального слуха  детей в ритмике их движений;

- поддерживать  доброжелательную атмосферу в  группе детей;

- способствовать  проявлению внутренней свободы  и дисциплины в обращении с  другими людьми

Задачи  для родителей:

- ознакомительный  материал;

- помочь  детям активизировать словарный  запас;

- помочь  детям в обогащении чувственного  опыта;

- помочь  детям в постановке и достижении  целей;

- помочь  детям обрести независимость  и самостоятельность

Участники проекта: 3-4 года, 2 младшая группа

Длительность  проекта:

Стратегия осуществления проектной  деятельности:

     Данный  проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад № 118» комбинированного вида: в специально организованной деятельности:

    совместной  деятельности педагога и ребенка;

    совместной  деятельности педагога, ребенка и  семьи;

    в самостоятельной  детской деятельности. 

Ожидаемые результаты:

  1. Создать условия для активизации умственных процессов: восприятия наглядно-образного мышления, продуктивного воображения (творчество) и памяти.
  2. Сформировать высокий уровень мышления, а именно таких аспектов, как быстрота, ловкость, гибкость, оригинальность, восприимчивость.
  3. Обучить логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению и обобщению, суждениям и умозаключениям.

Обучение  этим операциям идет в игре, а  это основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок познает себя, свои силы, проявляет самостоятельность, инициативу, творчество, что способствует развитию высокого уровня и активности мышления, интеллекта в целом.

                  

       Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка

        Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

       Сенсорное воспитание создает  необходимые предпосылки для  формирования психических функций,  имеющих первостепенное значение  для возможности дальнейшего  обучения. Оно направлено на развитие  зрительного, слухового, тактильного,  кинетического, кинестетического  и других видов ощущений и  восприятий.

       Непосредственное, чувственное познание  действительности является первой  ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» — чувства, «моторика» — движение) развития.

       Наиболее целостное отражение  предметов (объектов, явлений) возникает  при воздействии физических раздражителей  на рецепторные поверхности органов  чувств. Изначально вызываются ощущения  какой-нибудь одной модальности,  которые затем объединяются и  интегрируются в целостный образ.  Например, формирование образа иллюстрированного  журнала может начаться с тактильных  ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется  образ компонентами зрительной  модальности: сочетание цветов, яркость,  красочность, расположение текста  и иллюстраций и др. В структуру  образа могут быть включены  ощущения запаха типографской  краски и шелеста перелистываемых  страниц. Так конструируются образы  предметов и объектов действительности, моделируются различные явления.

       Восприятие представляет собой  процесс непосредственного контакта  с окружающей средой. Физиологической  основой восприятия является  условно-рефлекторная деятельность  внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

       Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

       Представления, которые формируются  у детей при получении непосредственного  чувственного опыта, обогащении  впечатлениями, приобретают обобщенный  характер, выражаются в элементарных  суждениях. Они поддерживаются  теми знаниями, которые дети получают  об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.  Источником расширения сенсорного  опыта является окружающая детей  природа, бытовой труд, строительство,  техника и др.

       Познание ребенком окружающего  мира и его объектов, их основополагающих  геометрических, кинетических и  динамических свойств, законов  пространства и времени происходит  в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

       Создание целостного образа, учитывающего  все свойства предмета, возможно  лишь в том случае, если ребенок  овладел поисковыми способами  ориентирования при выполнении  задания. С этой целью следует  научить его планомерному наблюдению  за объектом, рассматриванию, ощупыванию  и обследованию.

       В процессе обучения ребенок  должен овладеть своеобразными  чувственными мерками, которые  сложились исторически, — сенсорными  эталонами — для определения  отношений выявленных свойств  и качеств данного предмета  к свойствам и качествам других  предметов. Только тогда появится  точность восприятия, сформируется  способность анализировать свойства  предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Информация о работе Развитие сенсорной сферы у детей дошкольного возраста