Развитие психоанализа в работах А. Адлера и К.Г. Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

В реферате рассмотрены теории К. Г. Юнга и А. Адлера как развитие психоаналитического подхода в психологии, и как предпосылки для рождения будущей глубокой психологии.

Содержание

Введение
1.1. Классический психоанализ З. Фрейда
1.2. История развития психоанализа
2. Индивидуальная психология А. Адлера
2.1. Биографический очерк
2.2. Основные понятия индивидуальной психологии А. Адлера
3. Карл Густав Юнг и аналитическая психология
3.1. Биографический очерк
3.2. Основные понятия аналитической психологии К. Г. Юнга
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

1) Экстраверсия.

    В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.

2) Интроверсия.

    Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. 

В отличие от З. Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, К. Г. Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.. С точки зрения К. Г. Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Психолог придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Согласно К. Г. Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. «Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций». [9, с. 127] В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Психолог полагал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей. 

Аналитическая психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня.  

 

Заключение 

В 1914 году была опубликована работа З. Фрейда «Об истории психоаналитического  движения», в которой содержалась  критика модификаций психоанализа, предпринятых А. Адлером и К. Г. Юнгом. Основатель психоанализа не разделял опасения тех, кто полагал, что «измена» со стороны людей, сыгравших значительную роль в развитии психоаналитического движения, может оказаться роковой для этого движения. «Психоанализ, — подчеркивал З.Фрейд, — переживет эту потерю и завоюет новых сторонников. Я могу лишь на прощание пожелать, чтобы судьба благосклонно вознесла на поверхность тех, кто стал тяготиться пребыванием в подземном мире психоанализа. Остальным же пусть будет позволено без помех завершить свои труды в глубинах». [5, с. 200] 
Дальнейшее развитие психоаналитического движения показало, что число сторонников психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место  в культуре ХХ столетия. Вместе с тем обнаружившиеся в этом движении идейные разногласия породили волну новых модификаций психоанализа, в результате чего классические представления З. Фрейда о психическом аппарате оказались в центре дискуссий. В процессе психоаналитических дискуссий возникло множество различных школ и направлений, представители которых претендовали на единственно верное толкование идейного наследия З. Фрейда или же отстаивали необходимость синтеза классических психоаналитических идей с иными учениями с целью создания какой-либо новой разновидности психоанализа.  

Психоанализ имеет  огромное значение для наук о человеке, в том числе

и для исследования различных аспектов научного и художественного

творчества, психологии, медицины, морали, религии. Сегодня психоаналитические идеи оказывают серьезное влияние на различные сферы образования, культуры и науки. Психоаналитическая философия распространена во всем мире. Она существует во множестве вариантов – "психологическая философская антропология" (Л.Бинсвангер), "экзистенциальный психоанализ" (Ж.-П.Сартр, Э.Фромм), синтетические представления о человеке, основанные на сочетании идей психоанализа с феноменологическим учением Э.Гуссерля (Л.Раухала), психоаналитическая герменевтика (А.Лоренц, Ю.Хабермас), структурный психоанализ (К.Леви-Строс, Ж.Лакан). Нашли собственных последователей и индивидуальная и аналитическая психология. Например, существует юнгианство как отдельное направление в психологии.  

Задолго до проделанной сейчас работы мне был изначально близок и интересен подход К. Г. Юнга. И, тем не менее, можно найти много созвучий и со взглядами З. Фрейда, и с некоторыми доводами А. Адлера. И потому хотелось бы подчеркнуть, что изначальный посыл и суть реферата была в рассмотрении уникальности и особенностей теорий А. Адлера и К. Г. Юнга. «По существу сравнения вообще применяются для более точного различения свойств; так зоолог, решив дать четкое и исчерпывающее описание жирафа, сказал, что «он выше слона, но не так массивен». [14, с. 137] Теории З. Фрейда, А. Адлера и К. Г. Юнга представляются мне взглядом на одну и ту же проблему с трех разных уровней восприятия: соответственно, физического, инстинктивного; ментального, социального; духовного, почти религиозного. Ни в коем случае не хотелось бы рассматривать их как антагонистичные, скорее, как просто уникальные, окрашенные индивидуальностью своих авторов.  

 

Список  литературы 

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. / Серия «Мастера психологии. Спб., 2006.
  2. Маклаков А. Общая психология: Учебник для вузов. / Серия «Учебник нового века». Спб., 2003.
  3. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология. Карл Юнг и Альфред Адлер. М., 2007.
  4. Овчаренко В. И. Классический и современный психоанализ. Программы курсов и спецкурсов. / Электронная версия с изменениями и дополнениями. М., 2000.
  5. Фрейд З. К истории психоаналитического движения // По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992.
  6. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост.
  7. Сидоренко Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний А. Адлера. СПб., 1993
  8. Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.
  9. Юнг К.Г. Аналитическая психология, прошлое и настоящее. Москва, 1995.
  10. Юнг К.Г. Душа и миф, шесть архетипов Киев—Москва, 1997.
  11. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.
  12. Марцинковская, Т. Д. История психологии. М., 2003
  13. Фрейд. З. "Введение в психоанализ: Лекции". М, 1989.
  14. Честертон К.Г. По обе стороны зеркала – предисловие к Алисе в зазеркалье Льюиса Кэрролла / Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. http://www.lib.ru/CARROLL/

Информация о работе Развитие психоанализа в работах А. Адлера и К.Г. Юнга