Развитие психоанализа в работах А. Адлера и К.Г. Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

В реферате рассмотрены теории К. Г. Юнга и А. Адлера как развитие психоаналитического подхода в психологии, и как предпосылки для рождения будущей глубокой психологии.

Содержание

Введение
1.1. Классический психоанализ З. Фрейда
1.2. История развития психоанализа
2. Индивидуальная психология А. Адлера
2.1. Биографический очерк
2.2. Основные понятия индивидуальной психологии А. Адлера
3. Карл Густав Юнг и аналитическая психология
3.1. Биографический очерк
3.2. Основные понятия аналитической психологии К. Г. Юнга
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

московский  городской

психолого-педагогический университет 

Факультет дистанционного обучения 
 
 
 

Общая психология 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Тема: Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.К. Г. Юнга 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Ф.И.О. студента: Ххххх Хххх Ххх

              Ф.И.О. и звание преподавателя: Доцент Ничикова Елена Викторовна

              Курс 1, семестр 1

              Форма обучения: заочно-дистанционная 
               
               

Москва, 2008 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

                В Европе в 1911—1913 годах было две волны отхода от психоанализа, возглавлявшихся людьми, которые до тех пор играли важную роль в молодой науке, это Адлер и К. Г. Юнг. Оба выглядели довольно опасными и быстро снискали себе многих приверженцев.           

                З.Фрейд 

Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ»  впервые был использован австрийским  невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года . В противоположность господствовавшему  тогда в психологии взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул теорию, что люди находятся в состоянии бессознательного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях. Вместо того чтобы ставить в центр психической жизни сознание, З.Фрейд сравнивал психику «с айзбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды» [1], подчеркивал значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека и полагал, что значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию. «З. Фрейд был первым психологом, который в противоположность распространенной прежде традиции исследовал все богатство человеческих страстей – любовь, ненависть, тщеславие, жадность, ревность и зависть». [4] Он  также предложил первую развернутую теорию личности и метод наблюдения не только здорового подготовленного человека, но и лечения невротических расстройств, «предложил трудный, но притягательный путь к пониманию таких аспектов психической жизни, которые считались темными, скрытыми.» [1]

Названный психоанализом  подход З. Фрейда был принят противоречиво: вызвал необычный интерес широкой общественности, но и шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве. Тем не менее, новые методы привлекали и воодушевляли многих ученых: некоторые из них становились последователями, другие со временем отделялись и погружались в создание собственной, дополняющей или антагонистичной теории.

Два наиболее выдающихся ученых, разошедшихся с З. Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы З.Фрейда, внесли свой вклад в дополнение и усовершенствование как ученики и последователи. Однако со временем принципиально разошлись с З.Фрейдом и, пересмотрев психоанализ в совершенно разных направлениях, создали самостоятельные теории, которые могли бы соперничать с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения. Это «индивидуальная психология» А. Адлера и «аналитическая психология» К. Г. Юнга. Целью данной работы является беспристрастное обозрение теорий А. Адлера и К. Г. Юнга, их  отличительных особенностей в сравнении с психоанализом Фрейда. Обозрение уникальной сути каждой теории, с акцентом на нововведениях относительно классического психоанализа З. Фрейда и психологии того времени в целом.

В данном  реферате теории К. Г. Юнга и А. Адлера будут рассмотрены как развитие психоаналитического подхода в психологии, и как предпосылки для рождения будущей глубокой психологии.  
 

 

1. Психоанализ

    1. . Классический психоанализ З. Фрейда

Прежде чем  перейти к рассмотрению путей  развития психоанализа в работах  А. Адлера и К. Г. Юнга, необходимо раскрыть основные понятия классического «фрейдовского» психоанализа.  

Учение З. Фрейда прославилось прежде всего тем, что  проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, первоначально разработан З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. В процессе естественного развития метод был переработан в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений), под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству «Я», включенного в окружающий его мир. Сам человек, полагал З. Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций». За действие вытесненных «комплексов» принимаются забывания, оговорки, грезы, ложные поступки, неврозы (истерии), и лечение их проводится таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Исследуя свои собственны сновидения, З. Фрейд пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.  

Следуя биологическому стилю мышления, З. Фрейд выделял  два инстинкта, движущие поведением: 

  • инстинкт  самосохранения,
  • сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида.
 

В классическом психоанализе сексуальному («либидо») отводится центральную роль, а человеческую душевную жизнь рассматривается в целом как сфера господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в  своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. З. Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях, связанных с разными возрастными этапами: 

  • оральной, 
  • анальной,
  • фаллической,
  • генитальной.
 

В зависимости  от протекания каждой стадии, могут  сформироваться разнообразные «фиксации», вызывающие психологические нарушения.

С  современной  точки  зрения, «психосексуальное развитие человека продолжается всю жизнь, в  ходе  решения задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей... В конечном итоге, последней стадией психосексуального развития человека является продуктивная и здоровая старость». [1, c. 143]  

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает  организацию психической жизни  в виде модели, состоящей из различных психических инстанций, обозначенных терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).  

1) Оно

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).  

2) Я (Эго)

Я (Эго) следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.  

3) Сверх-Я (Супер-Эго)

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно З. Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью, и такая неосознанная привязанность к отцу, желание оправдать его ожидания – явление, названное З. Фрейдом «Эдиповым комплексом».  

Если Я (эго) примет решение или совершит действие в  угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. [13]  

1.2. История развития психоанализа

История становления  и развития психоаналитического движения характеризуется периодами активного распространения психоаналитических идей по всему миру, периодами запрета и непринятия, реформаторскими тенденциями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.

Первая фундаментальная, знаменовавшая собой открытие психоанализа, работа З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) была напечатана небольшим тиражом — 600 экземпляров, для распродажи которых потребовалось восемь лет.

С осени 1902 начались регулярные  дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников получил название «Психологическое общество по средам». На протяжении последующих пяти лет в этот кружок вошли люди, ставшие позднее известными психоаналитиками. Среди них были Пауль Федерн, Эдуард Хичман, Отто Ранк, ИсидорЗадгер. Первыми зарубежными гостями кружка стали Макс Эйтингон, Людвиг Бинсвангер, Карл Густав Юнг, Карл Абрахам, Эрнест Джонс, Абрахам Брилл, Шандор Ференци.  

Весной 1908 года «Психологическое общество по средам»  превратилось в «Венское психоаналитическое объединение», члены которого вели дискуссии по актуальным проблемам психоанализа. К тому времени З. Фрейд опубликовал целый ряд крупных работ и статей по психотерапии, сексуальной этиологии неврозов, навязчивым действиям и религиозным обрядам. Например, в эти годы были написаны такие работы, как: «Психопатология обыденной жизни» (1901),«Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907).

В апреле 1908 года в Зальцбурге состоялась «Встреча по фрейдовской психологии», в последствии получившая название «I Международного психоаналитического конгресса». На «II Международном психоаналитическом конгрессе» в марте 1910 года в Нюрнберге было принято решение о создании международного объединения психоаналитиков с соответствующими отделениями в разных странах. Целью ассоциации было признано «сохранение и развитие основанной З.Фрейдом психоаналитической науки» и «обоюдная поддержка в усилиях по приобретению и распространению психоаналитических знаний». По рекомендации З. Фрейда президентом Международной психоаналитической ассоциации был избран К. Г. Юнг. Президентами отделений ассоциации стали: в Берлине – К. Абрахам, в Вене – А. Адлер, в Цюрихе – Л. Бинсвангер.

Психоанализ получил распространение в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы. Вместе с тем в истории развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями и личными обидами, в конечном счете, приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.  
 

 

    

 

2. Индивидуальная психология А. Адлера 

  2.1. Биографический очерк  

Альфред Адлер родился в 1870 году на окраине  Вены. Он был вторым ребенком в семье  небогатого еврейского торговца зерном, имевшего шесть детей. В детстве  мальчик часто болел. Ранние воспоминания, которые впоследствии станут играть важную роль при построении А. Адлером его теории личности, были связаны с болезнью и смертью близких, картинами похорон.  

Окончив Венский университет, Адлер становится врачом-офтальмологом. Он практикует как терапевт, увлекается социалистическими идеями и публикует несколько статей по санитарной гигиене, в которых анализируются условия труда и экономические отношения с точки зрения их воздействия на здоровье человека. Идея о том, что медицинское просвещение и профилактика более эффективны в борьбе с болезнями, чем само врачевание, не оставляла его до конца жизни. 

Интерес к психиатрии, возникший на фоне личных переживаний  и занятий медициной, расположил А. Адлера к возникшему психоаналитическому движению, вокруг которого велись бурные дебаты. Психолог защищал З. Фрейда в печати и был приглашен в психоаналитический кружок. С самого начала А. Адлер пользовался особым расположением З. Фрейда, стал Президентом психоаналитической ассоциации, соредактором психоаналитического журнала.

Но в начале 1911 года в Венском психоаналитическом обществе А. Адлер выступил с изложением своих идей, содержащих критику отдельных положений учения З. Фрейда о психической деятельности человека. Почувствовав, что концепция А. Адлера, привлекающая своей простотой и жизненной правдой, начинает конкурировать с его сексуальной концепцией неврозов и развития личности, З. Фрейд начинает резко критиковать его. Откровенные дискуссии завершились выходом А. Адлера вместе с девятью другими членами кружка, в котором было тогда 23 человека, из Венского психоаналитического общества и образованием «Общества свободного психоанализа». Позднее отошедшее от З. Фрейда и возглавленное А. Адлером направление получило название индивидуальной психологии.  

Информация о работе Развитие психоанализа в работах А. Адлера и К.Г. Юнга