Развитие психоанализа в работах А. Адлера и К.Г. Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

В реферате рассмотрены теории К. Г. Юнга и А. Адлера как развитие психоаналитического подхода в психологии, и как предпосылки для рождения будущей глубокой психологии.

Содержание

Введение
1.1. Классический психоанализ З. Фрейда
1.2. История развития психоанализа
2. Индивидуальная психология А. Адлера
2.1. Биографический очерк
2.2. Основные понятия индивидуальной психологии А. Адлера
3. Карл Густав Юнг и аналитическая психология
3.1. Биографический очерк
3.2. Основные понятия аналитической психологии К. Г. Юнга
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Развитие психоанализа, во многом благодаря Адлеру, сменило ориентацию с естественно-научной, биологической на гуманитарную, социокультурную. В 20-30-е годы XX века Альфред Адлер был едва ли не самым популярным после З. Фрейда человеком в психоаналитическом движении. Австрийский психолог, врач, он создал свою версию психоанализа – индивидуальную психологию. Теория Адлера привлекла многочисленных поклонников, но уже в 40 – 50 гг. утратила свою популярность. Трудно возразить Дж. Брауну, который пишет: «Прекрасная интуиция А. Адлера иссякла в посредственности его последователей, потому что он распространил свою проповедь слишком широко и упростил проблемы, которые приобрели вид, непригодный для научного обсуждения». [12] Тем не менее, психоаналитики приняли ряд идей А. Адлера и, в частности, его общую трактовку соотношения неполноценности и превосходства. 
 

2.2. Основные понятия Индивидуальной психологии А. Адлера  

Индивидуальная  психология А. Адлера описывает человека как единую, самосогласующуюся и целостную личность, находящуюся в постоянном развитии. По А. Адлеру,  личность – это динамическая система, в которой все связано со всем, личность не есть простая сумма черт характера, обусловленных обстоятельствами рождения, детства и специального окружения. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство.  

1) Комплекс неполноценности и компенсация

В медицинской  практике А. Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т. д. Известно, что органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга: сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу; слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Существует и другой вид компенсации, больше всего интересующий А. Адлера – компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков. Применив свои наблюдения к психической деятельности человека, А. Адлер заметил, что, стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свой творческий потенции. Психолог назвал этот процесс компенсацией или сверхкомпенсацией. «Сверхкомпенсация – это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности.» [7] Именно в «комплексе неполноценности» А. Адлер видел источник неврозов.  

2) Социальность и социальный интерес

Условиями реальной компенсации, согласно А. Адлеру, служат:

  • стремление к превосходству, власти, дающее «запас упорства»,
  • социальное чувство, которое, подобно инстинкту, вызывает интерес к другим людям, общественным событиям, заставляет включиться в мир культуры.

Социальность, согласно Адлеру – естественная форма жизни человека. Все люди чувствуют себя неадекватными в каких-то ситуациях, каждый бывает придавлен трудностями жизни и не в состоянии справиться с ними «один на один». Поэтому самым сильным стремлением человека всегда было стремление объединяться в группы, быть членом общества. Даже на примере животных мы видим, что слабые особи, сбиваясь в стадо, способны защититься от сильных. Человек биологически слаб, и в этом первопричина социальной жизни. Вторая причина социальности – неравенство людей – тот факт, что многие не способны выжить в изоляции. Недостатки индивида вызывают потребность в других людях, а благодаря этой нужде появляются социальные изобретения. [7]

Социальный  интерес определяется А. Адлером как внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья. Социальная включенность позволяет осознать важнейшие жизненные проблемы, по сути дела, социальные, но осознаваемые как глубоко личностные. По А. Адлеру, личность развивается нормально только благодаря постоянной коррекции со стороны общества, а всякая «депривация», то есть лишение человека возможности пользоваться общественными благами, ведет к усилению чувства неполноценности и невротизму.  

3) Жизненный стиль

Согласно А. Адлеру, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство и совершенство, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей: например, выбор профессии, выработка стиля взаимоотношений с другими людьми, формирование способности к устойчивым любовно-дружеским отношениям, создание семьи. Психолог полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума, применяемой для компенсации чувства неполноценности. Определенное влияние на формирование жизненного стиля, по мнению А. Адлера, оказывает порядковая позиция в семье. Психолог различал четыре порядковые позиции, каждая из которых откладывает свой отпечаток на психику:

  • первенец,
  • единственный ребенок,
  • средний ребенок,
  • последний ребенок в семье.

«Нормальные люди идут своим путем, трудным или простым, находят приятную и, вместе с тем, осуществимую цель в жизни. Энергия их «воли к власти» тратится с пользой. Их чувство превосходства заслуженно, адекватно ситуации». [8] Как врача-психиатра и педагога А. Адлера больше всего интересуют случаи «псевдокомпенсации» – такие, в которых стремление к превосходству не находит социально оправданного применения, вызывает конфликты с окружением и может привести к «бегству в болезнь». [12] 

Основатель психоанализа – З. Фрейд, возражая австрийскому психологу, отмечал, что многие дети не только не чувствуют своей неполноценности, но, напротив, развивают нарциссизм, видят себя в «центре мира», в фокусе внимания окружающих, и что легче встретить человека излишне самоуверенного, чем страдающего комплексом неполноценности. Что же касается «природы человека», то, будучи уязвимой, ранимой она, по мнению З. Фрейда, обладает и огромным «запасом прочности», ресурсами, которые отсутствуют у других животных: например, человек обладает разумом, а при желании и тренировке может ходить по раскаленным углям, останавливать дыхание на продолжительный срок и т.п. В ответ на критику А. Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» - лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством». [6] Психолог полагал, что необходимо знать конечную цель устремлений человека, его бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.  

 

3. Карл Густав Юнг и аналитическая психология.

              В конечном итоге, большинство наших трудностей происходит от потери контакта с нашими инстинктами, со старой незабытой мудростью, накопленной в нас.

              К. Г. Юнг 

    1. Биографический  очерк. 
 

Карл Густав Юнг родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным (употребляя понятие, введенное К.Г. Юнгом) ребенком, но прекрасно учился. К.Г. Юнг жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал К.Г. Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями. [1, с. 96] 

К.Г. Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. После знакомства с «Толкованием сновидений» З. Фрейда К.Г. Юнг начал регулярно переписываться с ним, а со временем стал одним из доверенных лиц З. Фрейда и был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Но в период 1911–1912 годов между двумя выдающимися психологами обнаружились идейные разногласия. В 1912 г. публикуется работа К. Г. Юнга «Либидо, его метаморфозы и символы», во второй части которой были изложены несовпадающие с концепциями основателя психоанализа представления о либидо и инцестуозных желаниях. С этого момента идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года.  

В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии. На протяжении следующих четырех лет К. Г. Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что психолог отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству. Только к концу первой мировой войны К. Г. Юнг смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного». [11] 

Трагический эпизод в жизни К. Г. Юнга связан с обвинениями его в симпатиях к нацистам. Психолог со всей страстью отвергал эти нападки и был, в конце концов, реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь К. Г. Юнг посвятил путешествиям по всему миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание природы человека.

К. Г. Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария. 
 

    1. Основные  понятия аналитической психологии К. Г. Юнга
 

Одним из главных  расхождений с З. Фрейдом было отрицание К. Г. Юнгом теории сексуальности, как единственное выражение психической целостности личности. В своей работе «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912) психолог приводит многочисленные примеры неврозов, в которых на передний план выходили проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и т.д. В теории К. Г. Юнга расширяется подход и к «либидо». В отличие от З. Фрейда, который трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, К. Г. Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями – как, например, в религии или стремлении к власти. То есть в понимании К. Г. Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных – по мере того, как они возникают.

.

Крупным нововведением К. Г. Юнга является понятие о «коллективном бессознательном». Психолог провел четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным.  

1) Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.  

2) Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. [4]

  • Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании К. Г. Юнга, персона служит цели производить впечатление на других.
  • В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти.
  • В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание К. Г. Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона
  • Самость — наиболее важный архетип в теории К. Г. Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность.
 

Наиболее известным  вкладом К. Г. Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории К. Г. Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной.

Информация о работе Развитие психоанализа в работах А. Адлера и К.Г. Юнга