Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:16, контрольная работа
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям. Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.
Введение
Общее понятие о психоанализе.
Задачи психоанализа.
Проблемно-теоретические слои в психоанализе.
История психоанализа.
Становление психоанализа.
Развитие психоаналитического направления.
Главные проблемы психоаналитического направления.
Заключение
б) важность
понимания межличностных
в) Эдипов комплекс, образование Суперэго и “неполноценность” женщины – это культурные особенности;
г) не характер является результатом сексуального развития, а характер определяет сексуальное поведение.
Идеи неопсихоанализа имели значительное влияние на общественную жизнь, этику, культуру своего времени. Современные психоаналитики считают, что гнев, враждебность, зависимость и множество других побуждений могут быть также важны в формировании личности. Ведь если обратиться к истории, то можно представить себе, с каким контингентом пациентов имел дело Фрейд.
Безусловно, современные пациенты имеют трудности на сексуальной почве, на которые делался акцент у Фрейда, но и также имеются многие другие проблемы
– чувства гнева, одиночества, всевозможные зависимости, экзистенциальные проблемы типа недостаточность смысла собственной жизни и т.д.
После
Фрейда основное внимание психоанализа
было направлено на изучение того, как
человек входит в мир как отдельная
личность, обладающий самосознанием
и чувством положительного самоуважения.
В современных моделях
Главные
проблемы психоанализа.
Философия занимается, как известно методологией науки. Социальный психоанализ как одно из направлений социальной психологии опирается, прежде всего, на два методологических подхода: психосоциологический (в русле "психологической социальной психологии") и социопсихологический (в русле "социологической социальной психологии"). О них подробнее будет сказано особо. Но методология социального психоанализа не исчерпывается двумя этими, пусть основными, подходами. Мы считаем необходимым применять в совокупности: субстратный (субстратно-атрибутивный) подход, методы социальной детерминации, историзма, метод "иерархического персонализма" (Н.Лосского, примененного им при изучении русского характера) и другие.
Для понимания двух основных методологических подходов - психосоциологического и социопсихологического - следует указать прежде всего на три теоретические проблемы. Первая - что есть субстрат бессознательного, вторая проблема - как осуществить эмпирический замер перехода от индивидуального бессознательного - к коллективному (социальному) бессознательному и обратно. И третья - что является единицей, "кирпичиком" психоанализа. Все они взаимосвязаны одним методологическим мотивом: как изучать надличностную, то есть социальную психику.
Субстрат
бессознательного как одного из компонентов
психики человека находится, естественно,
в структуре этой психики. Но что
есть субстрат самой психики? Есть на
сегодня несколько точек
Одной из них таким субстратом являются
два полушария мозга, по другой - нервная
система и ее функции, по третьей, клетка
человеческого организма, по четвертой
- игольчатая железа и т.д. На наш взгляд,
субстратом первого, т.е. самого исходного,
порядка являются два полушария человеческого
мозга и их взаимодействие. Далее уже субстратом
второго, третьего порядка может выступать
нервная система и продукты, которые несут
на себе все "приметы дикарского состояния
души" другие органы. И, правы, все-таки,
те ученые, которые доказывают (например,
по фактам инсульта и паралича левой или
правой части тела, что одно полушарие
- левое - выполняет главным образом рациональную
работу, другое - правое - в нем источник
иррациональной работы. Бывают этносы
с рациональной, расчетливой доминантой
характера, мышления и поведения (например,
немцы, датчане), а другие - с иррациональной
доминантой (известно из множества публикаций,
что русские - иррациональная нация). Но
здесь также недопустимо противопоставление,
важно видеть единство и взаимодействие
двух полушарий.
Если сказанное выразить топографически
в виде двух полушарий-кругов и наложить
на них структуру душевной жизни, по Фрейду,
то мы получим любопытную картину. Получается,
что иррациональный субстрат осуществляет
работу бессознательной сферы психики
человека, выполняет функцию "Оно",
а рациональный - обеспечивает сознательную
сферу, выполняет функцию "Я", т.е.
сознания, где существует примат рационального
"схватывания" реальности. Взаимодействие
этих двух субстратов - зона "пересечения"
полушарий - это сфера "кипящего котла",
где происходит сплав рационального и
иррационального, перетекание, трансформация
сознательного в бессознательное и наоборот.
Здесь находится решетка "Сверх-Я",
здесь работают механизмы "вытеснения"
и "сопротивления". Но это относится
к индивидуальной психике (к общему психоанализу),
а как быть с психикой социума (т.е. применительно
к социальному психоанализу).
Для
перехода от индивидуального
Юнг описывает этот "переход" так:
у Фрейда бессознательное выступает "в
качестве действующего субъекта", по
сути, оно остается "местом скопления
именно вытесненных содержаний... и с этой
точки зрения бессознательное имеет личностную
природу". И далее делает вывод: "Конечно,
поверхностный слой бессознательного
является в известной степени личностным
бессознательным. Однако этот слой покоится
на другом, более глубоком, ведущим свое
происхождение и приобретаемом уже не
из личного опыта. Это врожденный более
глубокий слой и является так называемым
коллективным бессознательным. Я выбрал
термин "коллективное", - подчеркивает
Юнг, - поскольку речь идет о бессознательном,
имеющим не индивидуальную, а всеобщую
природу" . И оно, по Юнгу, включает в
себя, "в противоположность личностной
душе содержания и образы поведения",
которые присутствуют "повсюду и у всех
индивидов" и являются "одними и теми
же. Другими словами, - заключает он, - коллективное
бессознательное идентично у всех людей
и образует тем самым всеобщее основание
душевной жизни каждого, будучи по природе
сверхличным" . Практически здесь Юнгом
применяется тот же подход что и Лосским
при вычленении общих черт у отдельных
представителей русского этноса. Или выделяет
то же методологическое основание, которое
мы знаем из учебников по философии, в
частности, соотношение, взаимосвязь и
специфика индивидуального, коллективного
и общественного сознания.
И еще раз вернемся к К.Юнгу.
В
докладе "Об отношении аналитической
психологии к поэтико-художественному
творчеству" он идею соотношения
и специфики "личного бессознательного"
и "коллективного
"Выражением
архетипов являются мифы, сказки,
символы. Изучив их
В
развитии этого положения подчеркнем,
что субстратно вырастая из "личностного
бессознательного", оформляясь в архетипическое
содержание, "коллективное бессознательное"
впоследствии (для новых поколений индивидов)
оказывает воздействие на формирование
первого, т.е. каждого индивидуального
бессознательного в процессе социализации.
И здесь же заметим, что К.Юнгом решается
проблема "типического". Это к вопросу
о возможности изучения "коллективного
бессознательного". К.Юнг, можно сказать,
является методологом в разработке "психологических
типов , чем мы ниже также воспользуемся,
но под своим углом зрения.
И, наконец, пожалуй, о самом главном в
философском основании психоанализа,
как общего, так и социального, т.е. о единице,
"кирпичике" психоаналитической
теории. Только отсюда, на наш взгляд, представляется
далее возможным определение объекта
и предмета социального психоанализа.
Данная
проблема разрабатывается рядом
наших философов. Так Н.С.Автономова
при обосновании специфики "психоаналитического
объекта" справедливо отмечает, что
"бессознательным в
Автономова
Н.С. выделяет три критерия, считая что
бессознательное строится "на трех
сценах": 1) начало кристаллизации факта
("первая сцена" и "первое вытеснение")
- это, например, сильное переживание детства;
2) подкрепление задним числом (непрерывности
между "сценами" нет, события разделяют
долгие годы, нет импульса - раздражителя);
3) "заготовка" Данный аспект этой
проблемы рассматривается в работе Бориса
Егорова становится настоящим фактом,
если он представляет в ясности понимания
и осознания и, вследствие этого, может
прекратить свое травмирующее воздействие.
Прошлый факт становится травмой в будущем,
но перестает быть ею в еще более отдаленном
будущем (например, отечественная война
-В.П.).
Заключение
Психоанализ учит нас рассеивать мрак нашего незнания и овладевать этими управляющими нами грубыми силами. Однако, чтобы ими овладеть, их покорить, нужно научиться понимать их язык, понимать значение, смысл того, что они обнаруживают и показывают. Таким образом, выясняется, что наше бессознательное, как примитивное, архаическое мышление, согласно биогенетическому закону, представляющее собой первоначальный стадий мироотношений человека, находится в непримиримом противоречии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которые делают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека. Отсюда следует, что те, у кого преобладает такое архаическое мышление, именно окажутся людьми наиболее анти или асоциальными. Действительно, Фрейду удалось доказать, что мышление душевнобольных и невротиков, в большей или меньшей степени в необщественных, отличается как раз такими чертами, которые сближают их с примитивными людьми. Фрейду удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки у истериков) соответствуют те процессы, которые наблюдаются у здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение. Ближайшее ознакомление с процессами сновидений обнаружило, во-первых, что мышление во сне отличается особенностями так называемого примитивного
мышления, символического мышления, к которому нормальный человек обращается в жизни в исключительно редких случаях. Если практическое повседневное отношение к снам и к истерии может успокоиться на таком распознавании, не делающем ему чести, то наука, для которой нет ничего глупого или умного, должна все обратить в предмет своего исследования,
тщательно наблюдать то, что для ненаучного, некритического ума так ясно и так просто разрешимо. Наука, пользуясь психоанализом, стала изучать эти «глупости» и обнаружила в них много ценного и важного, такого, что проливает свет на очень многие явления, остававшиеся до сих пор загадочными или малозначительными. Поскольку психоанализ исходит из этого примитивного, символического мышления,
- он
оперирует с такими явлениями,
от которых точные науки и
естествознание отклонялись, не удостаивая
их внимания. Ведь, действительно, явления,
выражающиеся в форме символического
мышления, требуют перевода своего на
обычный язык понятий, причем они теряют
в этом процессе перевода столько, сколько,
например, теряет художественное литературное
произведение в простой безыскусственной
передаче; при этом в сущности от первоначального
произведения не остается ничего, кроме
весьма незначительного содержания, вызывающего
удивление перед тем, как такая фабула
или сюжет могли вызвать в нас какое-либо
переживание, таким оно представляется
бледным и незначительным в передаче.
Информация о работе Развитие психоаналитического направления во второй половине ХХ века