Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:16, контрольная работа
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям. Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.
Введение
Общее понятие о психоанализе.
Задачи психоанализа.
Проблемно-теоретические слои в психоанализе.
История психоанализа.
Становление психоанализа.
Развитие психоаналитического направления.
Главные проблемы психоаналитического направления.
Заключение
В
марте 1910 года в Нюрнберге состоялся
II Международный
Психоанализ получил свое распространение в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы.
Одновременно с распространением психоаналитических идей в различных странах мира происходило использование их не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Инициированные З. Фрейдом, исследования ряда психоаналитиков касались проблем этнопсихологии, психоистерии, психобиографии, педагогики. В начале 1912 года О. Ранком и Г. Заксом был основан новый журнал «Имаго», посвященный применению психоанализа в гуманитарных науках.
Вместе с тем в истории развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями и личными обидами, в конечном счете приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.
В
начале 1911 года в Венском психоаналитическом
обществе А. Адлер выступил с изложением
своих идей, содержащих критикуотдельных
положений учения З. Фрейда о психической
деятельности человека. Откровенные дискуссии
завершились образованием «Общества свободного
психоанализа» и выходом А. Адлера, а также
нескольких его сторонников, включая Ф.
Грюнера, Г. Грюнера, П. Клемперера и других,
из Венского психоаналитического общества.
Позднее отошедшее от З. Фрейда и возглавленное
А. Адлером направление получило название
индивидуальной психологии.
В период 1911–1912 годов обнаружились идейные
разногласия между К. Г. Юнгом и З. Фрейдом.
После публикации работы К. Г. Юнга «Либидо,
его метаморфозы и символы» (1912), во второй
части которой были изложены несовпадающие
с концепциями основателя психоанализа
представления о либидо и инцестуозных
желаниях, идейные разногласия настолько
обострились, что, усиленные кризисом
в личных отношениях, переросли в окончательный
разрыв, который произошел в начале 1913
года. В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался
от должности президента Международной
психоаналитической ассоциации, объявил
о своем выходе из этого объединения и
в дальнейшем стал разрабатывать направление,
получившее название аналитической психологии.
В
1914 году была опубликована работа З. Фрейда
«Об истории
Дальнейшее развитие психоаналитического движения показало, что число сторонников психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место в культуре ХХ столетия. Вместе с тем обнаружившиеся в этом движении идейные разногласия породили волну новых модификаций психоанализа, в результате чего классические представления З. Фрейда о психическом аппарате, комплексе Эдипа, комплексе кастрации, зависти к пенису, нарциссизме, этиологии психических заболеваний, агрессивности, влечении к смерти, технике психоаналитической терапии и многие другие оказались в центре дискуссий.
По
мере психоаналитических дискуссий
происходило возникновение
В предлагаемой читателям хрестоматии представлен материал, способствующий, надеюсь, пониманию динамики развития психоаналитических идей и концепций. Содержащиеся в ней тексты могут служить наглядной иллюстрацией того, как и каким образом происходило развитие психоанализа. И если в данном предисловии в предельно кратком виде дана хронология событий международного признания психоанализа и появления первых расколов в психоаналитическом движении, то в представленных в хрестоматии текстах читатели имеют возможность познакомиться с содержательными психоаналитическими идеями и концепциями, отражающими концептуальные изменения в теории и практике психоанализа.
Было
бы наивно полагать, что в подобного
рода хрестоматии могут найти отражение
все изменения, имевшие место в теории
и практике более чем столетнего периода
развития психоанализа. Данная хрестоматия
на это и не претендует. В ней содержатся
такие материалы, которые позволяют зафиксировать
предельно общие контуры развития психоанализа.
С этой целью в хрестоматии представлены
тексты, относящиеся к классическому психоанализу
(З.Фрейд), первым последователям З. Фрейда
(О. Ранк, Г. Закс, К. Абрахам, Э. Джонс, Ш.
Ференци), индивидуальной психологии (А.
Адлер), аналитическойпсихологии (К. Г.
Юнг), характероанализу (В. Райх), психоаналитической
психологии Я (А. Фрейд), гуманистическому
психоанализу (К. Хорни, Э. Фромм),экзистенциальному
психоанализу (Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер)
и структурному психоанализу (Ж. Лакан).
Тексты расположены в перечисленном выше
порядке, чему соответствует последовательность
выделенных разделов хрестоматии. Кроме
того, в хрестоматии соблюдена хронология
по времени публикации текстов.
В конце хрестоматии даны краткие биографические
сведения об авторах, с текстами которых
читатели имеют возможность ознакомиться,
а также список литературы, ориентированный
на более глубокое и обстоятельное изучение
психоаналитических идей и концепций.
Развитие психоанализа.
Фрейда
окружало множество учеников. Неудовлетворенность
психоаналитическими методами и
необходимость пересмотра ряда постулатов
ортодоксального фрейдизма
Первым нововведением Юнга было понятие о “коллективном бессознательном”. Он провёл четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда- то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.
Юнг
отрицает теорию сексуальности Фрейда,
как единственное выражение психической
целостности личности и приводит
многочисленные примеры неврозов, в
которых на передний план выходили
проблема социальной адаптации, давление
трагических обстоятельств
Адлер
преобразовал исходную теорию психоанализа,
выделив в качестве фактора развития
личности чувство неполноценности.
Стремясь преодолеть чувство неполноценности
и самоутвердиться среди
В
конце 30-х годов возник неофрейдизм,
идея которого состояла главным образом
в соединении традиционного психоанализа
с социологическими теориями. Подвергнув
критике ряд положений
Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления – это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Хорни, Фромм и Салливен отвергли постулаты об однозначно анатомической детерминации различий между полами, о стадиях психосексуального развития и эдиповом комплексе и сделали упор на важность межличностных взаимоотношений и социокультурного влияния на личность.
На идеи Карен Хорни во многом повлияло следующее:
. сопротивление антифеминизму Фрейда;
. принципы марксизма и социализма;
. индивидуальная психология Альфреда Адлера;
. американский
характер воспитания и
Хорни считала, что основные взгляды Фрейда несут на себе отпечаток философских воззрений XIX века. Хорни не считала либидо единственным источником активности индивида; также её была отвергнуты идея Фрейда об эдиповом комплексе как основополагающем невротическом конфликте и интерпретация Фрейдом желания женщины стать мужчиной исходя из посылки, что женщина изначально биологически неполноценна.
Карен Xорни выделяет два момента, которыми характеризуется все невротики: ригидность реакций и несоответствие между потенциями и достижениями. Как основа все неврозов ей называлась “базальная тревога”, то есть “чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире".
К. Хорни выделила три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: к людям (потребность в любви); от людей (как потребность в независимости); против людей (как потребность во власти). При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности (соответственно): услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой; пытающаяся отрешиться от общества; агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
Теорию невроза Хорни формулирует так: основа закладывается базальной тревогой в детстве и, стремясь справиться с угрозой, исходящей от враждебного ему мира, человек вырабатывает одну из трех защитных стратегий.
Важное различие подходов Хорни и Фрейда наблюдается в самой практике психоанализа: метод Хорни имеет дело скорее с дефектами в межличностных взаимоотношениях человека, раскрывающимися в отношении пациента к своему аналитику.
Неофрейдисты (Хорни, Салливен, Фромм и др.) привнесли в теорию и практику психоанализа следующие идеи:
а) осознание важности рассмотрения социальных и культурных факторов для понимания человеческой природы;
Информация о работе Развитие психоаналитического направления во второй половине ХХ века