Развитие психоаналитического направления во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям. Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.

Содержание

Введение

Общее понятие о психоанализе.
Задачи психоанализа.
Проблемно-теоретические слои в психоанализе.
История психоанализа.
Становление психоанализа.
Развитие психоаналитического направления.
Главные проблемы психоаналитического направления.
Заключение

Работа содержит 1 файл

К.Р. Развитие психоаналитического направления.docx

— 90.62 Кб (Скачать)

     В марте 1910 года в Нюрнберге состоялся II Международный психоаналитический конгресс, на котором было принято  решение о создании международного объединения психоаналитиков с соответствующими отделениями в разных странах. Целью ассоциации было признано «сохранение и развитие основанной Фрейдом психоаналитической науки» и «обоюдная поддержка в усилиях по приобретению и распространению психоаналитических знаний». По рекомендации З. Фрейда президентом Международной психоаналитической ассоциации был избран К. Г. Юнг. Президентами отделений ассоциации стали в Берлине К. Абрахам, в Вене А. Адлер, в Цюрихе Л. Бинсвангер.

     Психоанализ получил свое распространение в  таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы.

     Одновременно  с распространением психоаналитических идей в различных странах мира происходило использование их не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Инициированные З. Фрейдом, исследования ряда психоаналитиков касались проблем этнопсихологии, психоистерии, психобиографии, педагогики. В начале 1912 года О. Ранком и Г. Заксом был основан новый журнал «Имаго», посвященный применению психоанализа в гуманитарных науках.

     Вместе  с тем в истории развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями и личными обидами, в конечном счете приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.

     В начале 1911 года в Венском психоаналитическом обществе А. Адлер выступил с изложением своих идей, содержащих критикуотдельных положений учения З. Фрейда о психической деятельности человека. Откровенные дискуссии завершились образованием «Общества свободного психоанализа» и выходом А. Адлера, а также нескольких его сторонников, включая Ф. Грюнера, Г. Грюнера, П. Клемперера и других, из Венского психоаналитического общества. Позднее отошедшее от З. Фрейда и возглавленное А. Адлером направление получило название индивидуальной психологии.  
 В период 1911–1912 годов обнаружились идейные разногласия между К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. После публикации работы К. Г. Юнга «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912), во второй части которой были изложены несовпадающие с концепциями основателя психоанализа представления о либидо и инцестуозных желаниях, идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года. В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии.

     В 1914 году была опубликована работа З. Фрейда «Об истории психоаналитического  движения», в которой содержалась  критика модификаций психоанализа, предпринятая А. Адлером и К. Г. Юнгом. Основатель психоанализа не разделял опасения тех, кто полагал, что «измена» со стороны людей, сыгравших значительную роль в развитии психоаналитического движения, может оказаться роковой для этого движения. «Психоанализ, — подчеркивал З.Фрейд, — переживет эту потерю и завоюет новых сторонников. Я могу лишь на прощание пожелать, чтобы судьба благосклонно вознесла на поверхность тех, ктостал тяготиться пребыванием в подземном мире психоанализа. Остальным же пусть будет позволено без помех завершить свои труды в глубинах» (З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992, с. 200).

     Дальнейшее  развитие психоаналитического движения показало, что число сторонников  психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место в культуре ХХ столетия. Вместе с тем обнаружившиеся в этом движении идейные разногласия породили волну новых модификаций психоанализа, в результате чего классические представления З. Фрейда о психическом аппарате, комплексе Эдипа, комплексе кастрации, зависти к пенису, нарциссизме, этиологии психических заболеваний, агрессивности, влечении к смерти, технике психоаналитической терапии и многие другие оказались в центре дискуссий.

     По  мере психоаналитических дискуссий  происходило возникновение различных  школ и направлений, представители  которых претендовали на единственно верное толкование идейного наследия З. Фрейда, отстаивали необходимость синтеза классических психоаналитических идей с иными учениями с целью создания какой-либо новой разновидности психоанализа или предлагали свое собственное понимание целей, задач, технических приемов психоанализа, а так же содержательного применения психоаналитического подхода к исследованию тех или иных явлений. Во всяком случае в ХХ столетии появились такие направления, как характероанализ Вильгельма Райха, гуманистический психоанализ Эриха Фромма, экзистенциальный психоанализ Жана Поля Сартра, структурный психоанализ Жака Лакана и другие.

     В предлагаемой читателям хрестоматии  представлен материал, способствующий, надеюсь, пониманию динамики развития психоаналитических идей и концепций. Содержащиеся в ней тексты могут служить наглядной иллюстрацией того, как и каким образом происходило развитие психоанализа. И если в данном предисловии в предельно кратком виде дана хронология событий международного признания психоанализа и появления первых расколов в психоаналитическом движении, то в представленных в хрестоматии текстах читатели имеют возможность познакомиться с содержательными психоаналитическими идеями и концепциями, отражающими концептуальные изменения в теории и практике психоанализа.

     Было  бы наивно полагать, что в подобного рода хрестоматии могут найти отражение все изменения, имевшие место в теории и практике более чем столетнего периода развития психоанализа. Данная хрестоматия на это и не претендует. В ней содержатся такие материалы, которые позволяют зафиксировать предельно общие контуры развития психоанализа. С этой целью в хрестоматии представлены тексты, относящиеся к классическому психоанализу (З.Фрейд), первым последователям З. Фрейда (О. Ранк, Г. Закс, К. Абрахам, Э. Джонс, Ш. Ференци), индивидуальной психологии (А. Адлер), аналитическойпсихологии (К. Г. Юнг), характероанализу (В. Райх), психоаналитической психологии Я (А. Фрейд), гуманистическому психоанализу (К. Хорни, Э. Фромм),экзистенциальному психоанализу (Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер) и структурному психоанализу (Ж. Лакан).  
Тексты расположены в перечисленном выше порядке, чему соответствует последовательность выделенных разделов хрестоматии. Кроме того, в хрестоматии соблюдена хронология по времени публикации текстов.  
В конце хрестоматии даны краткие биографические сведения об авторах, с текстами которых читатели имеют возможность ознакомиться, а также список литературы, ориентированный на более глубокое и обстоятельное изучение психоаналитических идей и концепций.
 

     Развитие  психоанализа.

Фрейда  окружало множество учеников. Неудовлетворенность  психоаналитическими методами и  необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели  его ближайших последователей к  личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом. Наиболее самобытными из учеников были Карл Густав Юнг и Альфред Адлер, создавшие собственные направления: соответственно аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Первым  нововведением Юнга было понятие  о “коллективном бессознательном”. Он провёл четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда- то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.

     Юнг отрицает теорию сексуальности Фрейда, как единственное выражение психической  целостности личности и приводит многочисленные примеры неврозов, в  которых на передний план выходили проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и т.д.

     Адлер преобразовал исходную теорию психоанализа, выделив в качестве фактора развития личности чувство неполноценности. Стремясь преодолеть чувство неполноценности  и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Адлер назвал этот процесс  компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация – это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В “комплексе неполноценности” Адлер видел источник неврозов. Он считал, что необходимо знать конечную цель устремлений человека, его бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.

     В конце 30-х годов возник неофрейдизм, идея которого состояла главным образом  в соединении традиционного психоанализа с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического  психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека ими считалась тревога, зарождавшаяся ещё у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. То есть общество рассматривается как источник отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх, Г. Маркузе и др.

     Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления – это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Хорни, Фромм и Салливен отвергли постулаты об однозначно анатомической детерминации различий между полами, о стадиях психосексуального развития и эдиповом комплексе и сделали упор на важность межличностных взаимоотношений и социокультурного влияния на личность.

     На  идеи Карен Хорни во многом повлияло следующее:

. сопротивление  антифеминизму Фрейда;

. принципы  марксизма и социализма;

. индивидуальная  психология Альфреда Адлера;

. американский  характер воспитания и развития.

     Хорни считала, что основные взгляды Фрейда несут на себе отпечаток философских воззрений XIX века. Хорни не считала либидо единственным источником активности индивида; также её была отвергнуты идея Фрейда об эдиповом комплексе как основополагающем невротическом конфликте и интерпретация Фрейдом желания женщины стать мужчиной исходя из посылки, что женщина изначально биологически неполноценна.

Карен Xорни выделяет два момента, которыми характеризуется все невротики: ригидность реакций и несоответствие между потенциями и достижениями. Как основа все неврозов ей называлась “базальная тревога”, то есть “чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире".

     К. Хорни выделила три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: к людям (потребность в любви); от людей (как потребность в независимости); против людей (как потребность во власти). При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности (соответственно): услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой; пытающаяся отрешиться от общества; агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

     Теорию  невроза Хорни формулирует так: основа закладывается базальной тревогой в детстве и, стремясь справиться с угрозой, исходящей от враждебного ему мира, человек вырабатывает одну из трех защитных стратегий.

     Важное  различие подходов Хорни и Фрейда наблюдается в самой практике психоанализа: метод Хорни имеет дело скорее с дефектами в межличностных взаимоотношениях человека, раскрывающимися в отношении пациента к своему аналитику.

     Неофрейдисты (Хорни, Салливен, Фромм и др.) привнесли в теорию и практику психоанализа следующие идеи:

а) осознание  важности рассмотрения социальных и  культурных факторов для понимания  человеческой природы;

Информация о работе Развитие психоаналитического направления во второй половине ХХ века