Развитие психоаналитического направления во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям. Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.

Содержание

Введение

Общее понятие о психоанализе.
Задачи психоанализа.
Проблемно-теоретические слои в психоанализе.
История психоанализа.
Становление психоанализа.
Развитие психоаналитического направления.
Главные проблемы психоаналитического направления.
Заключение

Работа содержит 1 файл

К.Р. Развитие психоаналитического направления.docx

— 90.62 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра гуманитарных наук

 
 

Контрольная работа

по  дисциплине: «Психология  и педагогика» 

на тему: Развитие психоаналитического направления во второй половине ХХ века. 
 
 

                Выполнил: студент ГМУ 09-1 Рожицин Роман

                проверила: Гордиенко Евгения Николаевна 
                 
                 
                 
                 

Тюмень, 2010 

     План

Введение

  1. Общее понятие о психоанализе.
  2. Задачи психоанализа.
  3. Проблемно-теоретические слои в психоанализе.
  4. История психоанализа.
  5. Становление психоанализа.
  6. Развитие психоаналитического направления.
  7. Главные проблемы психоаналитического направления.

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

      Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.

      Для того чтобы правильно судить о  самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям. Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного. Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я». К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

      Исходя  из наблюдений над так называемыми  гипноидным состоянием, во время которого пациенты, свободно представленные себе, произносили слова и делали жесты, совершенно не связывавшиеся с их бодрственным сознанием, Фрейд предложил метод «свободных» ассоциаций, - метод, сводящийся вкратце к тому, что ему, помимо его воли, приходит, лезет в голову. К таким мыслям, образам, обрывкам мыслей у нас, как правило, существует определенное отношение, не позволяющее нам при обыкновенных условиях на них сосредоточиться. Только разве тогда, если в голову приходит «счастливая» мысль, мы приемлем ее как желанную и с удовольствием констатируем, что она НАША, НАМ пришла в голову. Всякий из нас из личного опыта знает о тех состояниях рассеянности, во время которых нам в сознание врываются самые пустяковые, иногда дикие мысли, которые мы нередко отказываемся признавать своими. Тем не менее, конечно, не может быть сомнений, что они также принадлежат нам, как и те, которые мы признаем своими. Это - действующее в нас, иной раз совершенно помимо, а нередко и против нашей воли, тенденции, ярко проявляющиеся в тех свойственных всем здоровым людям процессах, которые носят название действий, совершенных по ошибке. Для того, чтобы правильно судить о психоанализе, нужно познакомиться с областью символического мышления. Всякое психологическое явление имеет свой смысл и значение, и только узнав смысл его, можно надеяться овладеть и явлением. Смысл и значение таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения. То что кажется убедительным и полным значения в нашем бессознательном, то может, и чаще всего и оказывается, совершенно неприемлемым для сознания, для НАШЕГО сознания, как нарушающее моральное, социальное, другие высшие наши стремления. 

      Общее понятие о психоанализе. 

В самом  общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и  деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих  наших чувств и мыслей.

      В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются  «роковые решения», вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология – пронизаны бессознательными мотивами. 

      Задачи  психоанализа. 

      Первая  и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим. Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации,

усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты. Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.

      Уникальность, необычность психоанализа связана  с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности, а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека. 

      Проблемно-теоретические  слои в психоанализе. 

      Необходимо  различать три проблемно-теоретических  слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка

индивидуальных  болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

      Второй  слой идей психоанализа совпадает с  общей теорией личности. Она складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта,

теоретических размышлений и дискуссий с  коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология. 
 

История психоанализа 

      Судьба  психоанализа необычна и вместе с  тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.

      Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда  и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».

В течение  нескольких десятилетий ( с середины 20-х до начала шестидесятых

годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов

стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших

психоаналитиков. Знакомство с психоанализом ни для кого не проходит даром, Каждый человек, вникнув в его суть, становиться более искушенным, более самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам, идеологическим штампам.

      Психоанализ воспитывает в людях терпимость, самоконтроль, ответственность, уважение к своей и чужой свободе. А это как раз те качества, в которых мы сегодня больше всего нуждаемся. 

     Становление психоанализа. 

     Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятие психоанализа сперва стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознание многих людей. Психоанализ занял важное место в культуре ХХ столетия.

     История развития психоаналитического движения во многих странах мира не столь  драматична, как история психоанализа в России, характеризующаяся периодами распространения психоаналитических идей в начале ХХ века, запрещением психоаналитической теории и практики в 30-е годы, идеологическим неприятием их на протяжении шестидесяти лет и возрождением психоанализа в 90-е годы. И тем не менее история становления и развития психоаналитического движения имеет свои перипетии, связанные как с распространением психоаналитических идей по всему миру, так и с реформаторскими тенденциями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.

     Первая  фундаментальная, знаменовавшая собой  открытие психоанализа работа З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) была напечатана небольшим тиражом — 600 экземпляров, для распродажи которых потребовалось восемь лет. Осенью 1902 года он пригласил к себе домой для обсуждения своих идей четырех врачей — Макса Кахане, Рудольфа Рейтлера, Вильгельма Штекеля и Альфреда Адлера. С этого времени начались регулярные дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников получил название «Психологическое общество по средам». На протяжении последующих пяти лет в этот кружок вошли люди, ставшие позднее известными психоаналитиками. Среди них были Пауль Федерн, Эдуард Хичман, Отто Ранк, Исидор Задгер. Первыми зарубежными гостями кружка стали Макс Эйтингон, Людвиг Бинсвангер, Карл Густав Юнг, Карл Абрахам, Эрнест Джонс, Абрахам Брилл, Шандор Ференци.

     Весной 1908 года «Психологическое общество по средам» превратилось в «Венское психоаналитическое объединение», члены  которого вели дискуссии по актуальным проблемам психоанализа. К тому времени З. Фрейд опубликовал такие свои работы, как «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), а также ряд статей по психотерапии, сексуальной этиологии неврозов, навязчивым действиям и религиозным обрядам.

     В апреле 1908 года в Зальцбурге состоялась «Встреча по фрейдовской психологии», впоследствии получившая название Международного психоаналитического конгресса. На этой встрече присутствовали 42 человека, было прочитано 9 докладов учеными и практикующими аналитиками из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии, было принято решение об издании первого психоаналитического журнала — «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований».  
В конце 1908 года президент Университета Кларка (США, штат Массачусетс), основатель экспериментальной психологии в США Стэнли Холл пригласил З. Фрейда прочесть курс лекций по психоанализу в честь празднования двадцатилетней годовщины со дня основания данного заведения. В сентябре 1909 г. З. Фрейд прочел в Университете Кларка пять лекций, которые в 1910 г. были опубликованы под названием «О психоанализе». Ему была присуждена почетная степень доктора данного университета, он познакомился с известным американским философом Уильямом Джемсом, профессором невропатологии в Гарварде Джеймсом Патнемом и другими американскими учеными. Впервые З. Фрейд получил международное признание, а психоаналитические идеи стали распространятся не только в Европе, но и на американском континенте.

Информация о работе Развитие психоаналитического направления во второй половине ХХ века