Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:42, контрольная работа
Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.
— старший дошкольный возраст (5–7 лет).
Дошкольный
возраст характеризуется тем,
что ведущей деятельностью
Игра.
Игра —
форма активности животного
Впервые немецкий ученый К. Гроос отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых.
В подходе К. Бюлера, который строил свою теорию на основе теории игры К. Грооса, акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности и которые были названы им „функциональным удовольствием“.
Ф. Бойтендайк объяснял возникновение и развитие детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно–психических структур. Среди этих черт отмечались: ненаправленность движений; импульсивность; наличие аффективных связей с окружающими; робость, боязливость и застенчивость.
Д. Мид трактовал игру как модель социального взаимодействия и средство усвоения социальных установок, на основе которых происходит социализация личности.
В рамках
психоанализа игра
В работах
Ж. Пиаже игра
В игре
принято выделять такие
Если в
младшем дошкольном возрасте
в игре воспроизводятся,
Ролевая игра.
Ролевая игра
— преобладающая для детей
дошкольного возраста форма
Дошкольный
возраст имеет чрезвычайно
Младший школьный возраст.
Младший школьный
возраст — этап
Подростковый возраст.
Подростковый
возраст — этап
Этому возрасту
свойственен так называемый „
В этом
возрасте происходит
Юношеский возраст.
Юношеский
возраст — этап
Литература по разделу Развитие психики в онтогенезе:
Анцыферова Л.И. (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978;
Анцыферова Л.И. (Ред.) Психология формирования и развития личности. М., 1981;
Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924;
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926;
Выготский Л.С. Этюды по истории поведения. М.–Л., 1930 (совм. с А.Р. Лурия);
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935;
Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. 1936;
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти томах. М., 1982–1984;
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991;
Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988;
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. 1972;
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. 1976;
Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростков. 1959;
Логинова Н.А. Шарлота Бюлер — представитель гуманистической психологии / Вопросы психологии. 1980, N 1;
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977;
Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Вопросы психологии. N 2, 1985, с. 106–117;
Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987;
Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. 1982;
Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. 1978;
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. 1989;
Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. 1987;
Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 1972;
Эльконин Д.Б. (Ред.) Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966;
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960;
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978;
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974;
Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1967;
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.