Развитие психики в филогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Работа содержит 1 файл

Развитие психики в филогенезе.docx

— 34.36 Кб (Скачать)

   — старший  дошкольный возраст (5–7 лет).

   Дошкольный  возраст характеризуется тем,  что ведущей деятельностью является  игра, именно в связи с ее  развитием совершаются наиболее  важные изменения в психике  ребенка и происходит подготовка  к переходу на новую ступень  развития.

   Игра.

   Игра —  форма активности животного организма,  которая основана на условном  моделировании той или иной  развернутой деятельности.

   Впервые немецкий  ученый К. Гроос отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособления инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых.

   В подходе  К. Бюлера, который строил свою теорию на основе теории игры К. Грооса, акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности и которые были названы им „функциональным удовольствием“.

   Ф. Бойтендайк объяснял возникновение и развитие детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно–психических структур. Среди этих черт отмечались: ненаправленность движений; импульсивность; наличие аффективных связей с окружающими; робость, боязливость и застенчивость.

   Д. Мид трактовал игру как модель социального взаимодействия и средство усвоения социальных установок, на основе которых происходит социализация личности.

   В рамках  психоанализа игра рассматривается  как проективная и катартическая активность ребенка, служащая замещению заблокированных потребностей и обеспечивающая достижение удовольствия. В частности, в концепции Э. Эриксона игра трактуется как форма самовыражения ребенка при столкновении с влиянием общества.

   В работах  Ж. Пиаже игра интерпретируется  в контексте развития интеллектуальных  операций. Она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей  основе упражнения, символическую,  основанную на воображении различных  ролей, и стадию игры по правилам, которая с появлением социализированных  и объективизированных символов — знаков.

   В игре  принято выделять такие элементы, как: воображаемая ситуация, роль, игровые действия.

   Если в  младшем дошкольном возрасте  в игре воспроизводятся, прежде  всего, предметные действия людей,  а направленность на партнера  или на развитие сюжета минимальны, то в среднем дошкольном возрасте  в центр игры начинают перемещаться  отношения между людьми. Формируется  ролевая игра, которая достигает  своего максимального расцвета  в 4–5 лет. В старшем дошкольном  возрасте в игру вступает процесс  контроля над выполнением тех  правил, которые обусловлены взятой  на себя ролью.

   Ролевая игра.

   Ролевая игра  — преобладающая для детей  дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое  моделирование детьми действий  и взаимоотношений взрослых людей.  Роль взрослого, которая берется на себя ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаково–символической функцией, развитие воображения, становление элементов произвольного контроля за поведением.

   Дошкольный  возраст имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.

   Младший школьный  возраст.

   Младший школьный  возраст — этап индивидуального  психического развития, который  продолжается от 6–7 до 10 лет, когда  ребенок проходит обучение в  начальных классах (I–IV классы) современной  школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве  ведущей деятельности формируется  учебная деятельность, в которой  происходит усвоение человеческого  опыта, представленного в форме  научных знаний. В рамках учебной  деятельности возникают два основных  психологических новообразования  этого возраста — возможность  произвольной регуляции психических  процессов и построение внутреннего  плана действий.

   Подростковый  возраст.

   Подростковый  возраст — этап индивидуального  психического развития, который  продолжается от завершения этапа  детства до наступления юношеского  возраста (от 11–12 до 16–17 лет). Характеризуется  качественными изменениями, связанными  с половым созреванием и вхождением  во взрослую жизнь. В этот  период индивид имеет повышенную  возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.

   Этому возрасту  свойственен так называемый „подростковый  эгоцентризм“, проанализированный  в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспособности отличать временное и постоянное (мелкая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (постоянное ощущение себя в центре внимания других людей), уникальное и универсальное (все чувства воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

   В этом  возрасте происходит становление  сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.

   Юношеский  возраст.

   Юношеский  возраст — этап индивидуального  психического развития, который  продолжается от завершения подросткового  возраста до наступления взрослости. У юношей этот временной интервал  охватывает 17–21 год, у девушек  — 16–20. В этом возрасте завершается  физическое, в том числе половое,  созревание организма. В психологическом  плане главной особенностью данного  возраста является вступление  в самостоятельную жизнь, когда  происходит выбор профессии, резко  меняется социальная позиция.  В этом возрасте решаются специфические  задачи: установление с другими  дружеских и интимных взаимоотношений,  проигрывание половых ролей и  формирование установок на семью,  достижение независимости, формирование  основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор.

   Литература  по разделу Развитие психики  в онтогенезе:

   Анцыферова  Л.И. (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978;

   Анцыферова  Л.И. (Ред.) Психология формирования  и развития личности. М., 1981;

   Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924;

   Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926;

   Выготский Л.С. Этюды по истории поведения. М.–Л., 1930 (совм. с А.Р. Лурия);

   Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935;

   Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. 1936;

   Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти томах. М., 1982–1984;

   Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991;

   Кон И.С.  Ребенок и общество. М.: Наука, 1988;

   Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. 1972;

   Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. 1976;

   Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростков. 1959;

   Логинова  Н.А. Шарлота Бюлер — представитель гуманистической психологии / Вопросы психологии. 1980, N 1;

   Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977;

   Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Вопросы психологии. N 2, 1985, с. 106–117;

   Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987;

   Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. 1982;

   Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. 1978;

   Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. 1989;

   Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. 1987;

   Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. 1972;

   Эльконин Д.Б. (Ред.) Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966;

   Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960;

   Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978;

   Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974;

   Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1967;

   Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

Информация о работе Развитие психики в филогенезе