Развитие психики в филогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Работа содержит 1 файл

Развитие психики в филогенезе.docx

— 34.36 Кб (Скачать)

  Развитие психики  в филогенезе

   Возникновение  психики связывают с формированием  на определенном этапе развития  способности к активному перемещению  в пространстве, при котором удовлетворение  потребностей осуществляется посредством  активных движений в окружающей  среде, которые должны предваряться  поиском необходимых предметов.  В рамках эволюционного развития  живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

   Раздражимость — основное свойство живых организмов, которое представляет собой способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологические) изменениями. Может включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека.

   Одной из  форм активности живого являются  тропизмы (греч. tropos — поворот, направление) — изменение направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей (свет, притяжение земли, химические раздражители). Г. Лебон рассматривал тропизмы как основу жизнедеятельности животных.

   Следующей  стадией развития активности  живого являются таксисы (греч. taxis — порядок, расположение) — инстинктивная форма пространственной ориентации животных. В соответствии с ними начинается движение либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы).

   Виды:

   — фототаксисы,  как реакции на свет,

   — хемотаксисы  на химические раздражители,

   — термотаксисы  на температурные изменения,

   — геотаксисы на силу тяжести,

   — гидротаксисы  на течение жидкостей.

   Для одноклеточных  и многих низших многоклеточных  животных характерны:

   — ортотаксисы, как реакции на ускорение или замедление передвижения,

   — клинотаксисы, как реакции на изменение направления передвижения на определенный угол.

   Инстинкты  (лат. instinctus — побуждение) — генетически запрограммированная система поведения, которая проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида. Они обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая относительно вариативна, и завершающую, более постоянную. Инстинкты принадлежат, прежде всего, к пищевой, защитной, репродуктивной сферам, характерным для данного вида.

   Орудийные  действия животных — форма  поведения животных с использованием  предметов для осуществления  воздействия на другие предметы. Используемое „орудие“ является  лишь посредником между организмом  и другими предметами окружающей  сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия и т.д.).

   Учение о  высшей нервной деятельности  И.П. Павлова.

   По мере  развития мозга возникает возможность  прижизненно изменять индивидуальное  поведение, за счет чего родовая  основа поведения, основанная  на инстинктах, существенно оптимизируется. Этот процесс был рассмотрен  И.П. Павловым (1849–1936) в его учения  о высшей нервной деятельности. Основываясь на представлениях  И.М. Сеченова о сигнальной  функции внешних раздражителей,  И.П. Павлов предложил единицами  поведения рассматривать безусловные,  врожденные рефлексы, возникающие  в ответ на определенные (безусловные)  раздражители из внешней среды,  и условные рефлексы, возникающие  после связывания вначале безразличного  раздражителя с безусловным.

   Рефлекс (лат.  reflexus — отраженный) — форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздействием на анализатор какого–либо определенного фактора внешней или внутренней среды. Проявляется в сокращении мышц, выделении секреции и т.д. Основные положения о механизмах действия рефлекса были сформулированы Р. Декартом.

   В соответствии  с классификацией, предложенной  И.П. Павловым, выделяют:

   — условные  рефлексы,

   — безусловные  рефлексы.

   Безусловный  рефлекс — форма рефлекса, который  всегда реализуется при действии  на организм определенных раздражителей.  Генетически обусловлен нервной связью между органами восприятия и исполнительными органами.

   Особенности  связи между органами восприятия  и исполнительными органами были  постулированы в теории функционального  круга Я. Икскюля. В этой  теории в рамках субъективно–идеалистического  учения о мире объяснялось  взаимодействие организма и окружающей  среды. Исходной выступала та предпосылка, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это — „перцептуальный мир“ (Merkwelt), мир восприятия, „все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им“. В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течение многих месяцев ждать нужного момента, чтобы, наконец, отцепиться от ветки и упасть на спину пробегающему зверю — при этом она не реагирует ни на какие другие раздражители, кроме запаха масляной кислоты и тепла. С другой стороны, окружающий мир предстает для субъекта как „операциональный мир“ (Wirkwelt), как мир действий, „все, на что воздействует субъект, превращается в его мир действий“. Так для клеща объект (зверь) предстает не только как носитель собственных признаков, но и как „поле деятельности“ (наличие открытого, незащищенного места для укуса). Мир восприятия и мир действия существуют во взаимном соответствии друг с другом, образуя „функциональный круг“. На основе этих представлений автором делалось заключение, что каждый животный организм оптимально приспособлен к той среде, в которой традиционно живет, и что, по степени сложности его организации можно судить о сложности среды его обитания.

   Среди видов  безусловных рефлексов выделяют:

   — простые  безусловные рефлексы, обеспечивающие  элементарную работу отдельных  органов и систем (сужение зрачков  под действием света, кашель  при попадании в гортань инородного  тела),

   — более  сложные, лежащие в основе инстинктов и образованные экологически валидными последовательностями безусловных рефлексов.

   Условный  рефлекс — форма рефлекса, которая  представляет собой динамическую  связь между условным раздражителем  и реакцией индивида, первоначально  запускаемой безусловным раздражителем.

   Для объяснения  условного рефлекса на уровне  мозга было введено понятие  временной нервной связи, как  механизма, обеспечивающего функциональную  связь между отдельными структурами  нервной системы при воздействии  двух или более событий актуальной  внешней среды.

   В ходе  многочисленных экспериментальных  исследований, проведенных в школе  И.П.&nbap;Павлова, были определены правила выработки условных рефлексов:

   — совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго ведет к образованию временной связи;

   — при отсутствии  подкрепления (в результате многочисленного  неподкрепления) условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается.

   В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

   Для объяснения  возможности развития психики  человека на основе общественного  опыта И.П. Павлов ввел понятия  первой и второй сигнальных  систем.

   Первая сигнальная  система (лат. signum – знак и греч. systema – соединение) — вид сигнальной системы, как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условно–рефлекторными реакциями.

   Вторая сигнальная  система — вид сигнальной системы,  которая ориентирована на знаковые, прежде всего словесные, сигналы,  на основе которых возможно  образование временных нервных  связей.

   Так как  для человека характерно совместное  действие первой и второй сигнальных  систем, то И.П. Павловым было  предложено выделять специфически  человеческие типы высшей нервной  деятельности по преобладанию  той или иной системы. В соответствии  с этим художественный тип  был определен как имеющий  преобладание первой сигнальной  системы, мыслительный — преобладание  второй сигнальной системы, а  средний как уравновешенный по  этому признаку.

   Развитие  психики в онтогенезе.

   Развитие  психики в онтогенезе — процесс  эволюции способов взаимодействия  индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada — tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сензитивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом.

   В основе  развития психики человека лежит  овладение индивидом исторически  сформировавшимися общественными  орудиями, служащих средством удовлетворения  человеческих потребностей.

   Периодизация  психического развития.

   Существует  множество периодизаций психического  развития (греч. periodos — круговращение) человека в онтогенезе. В разных моделях оказываются задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны.

   В учении Ст. Холла (1846–1924) онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма.

   На основе  эволюционного подхода Ст. Холла А.Л. Гезелл (1880–1961), американский психолог, один из основателей детской психологии, разработал и стандартизовал метод наблюдения за детским поведением, в частности с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Разработал шкалу измерения умственного развития детей раннего возраста, которая вскоре стала очень популярной. Используя эту шкалу, описал возрастные нормы развития ребенка.

   В учении  Ж. Пиаже (1896–1980) критерием периодизации  выступает развитие интеллекта.

   В учении  З. Фрейда — направленность  либидозной энергии.

   Ш. Бюлер (1893–1974) в человеческой жизни выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении. Именно на основе реализации потребности к самоопределению выделяются фазы жизни: первая фаза (до 16–20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, во вторую фазу (до 25–30), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поисках спутника жизни, в третью фазу, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело, четвертая фаза, когда самоопределение прекращается, характеризуется биологическим спадом, в пятую фазу (после 65–70) остается лишь жизнь воспоминаний. Ей принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии.

Информация о работе Развитие психики в филогенезе