Развитие психики в филогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Работа содержит 1 файл

Развитие психики в филогенезе.docx

— 34.36 Кб (Скачать)

   У Э. Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это:

   1. Базисное  доверие (недоверие).

   2. Автономия  (чувство зависимости).

   3. Инициативность (чувство вины).

   4. Производительная  предметная деятельность (чувство  неполноценности).

   5. Идентичность (диффузию идентичности).

   6. Интимность  и солидарность (изоляция).

   7. Творчество (застой).

   8. Эго–интеграция (разочарование в жизни).

   Зона ближайшего  развития.

   Л.С. Выготский в рамках своей культурно–исторической психологии ввел понятие „зона ближайшего развития“. Это — теоретический конструкт, объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития за обучением. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

   Позже было  показано, что помощь взрослого  должна быть строго к месту  и времени.

   Сензитивные периоды развития.

   Сензитивные периоды развития (лат. sensus – чувство, ощущение) — возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.

   В культурно–исторической  психологии взрослый выступает  не только как образец для  ребенка, но и как побудитель  его активности, что фиксируется  в понятии „возрастные кризисы“.

   Возрастные  кризисы (греч. krisis – решение, исход)— нормальный (нормативный) переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и юношеский кризис.

   Дальнейшее  развитие культурно–историческая  психология нашла в трудах  Д.Б. Эльконина, который разработал концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанную на понятии „ведущая деятельность“. Смена типов ведущей деятельности определяет приобретение той или иной личностной позиции.

   Ребенок в  период от 1 года до 3 лет овладевает  основами предметно–манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений с взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки „Я сам“). В возрасте от 3 до 6–7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.

   Этапы онтогенеза.

   Возраст.

   Возраст —  качественно специфическую ступень  развития индивида. Каждый возраст  в человеческой жизни имеет  нормативы, при помощи которых  можно оценить адекватность развития  индивида и которые касаются  психофизического, интеллектуального,  эмоционального и личностного  развития. Переход к следующему  этапу происходит в форме кризисов  возрастного развития.

   Принято выделять  следующие возраста:

   — пренатальный период,

   — младенчество (от рождения до 1 года),

   — ранний  возраст (1–3),

   — дошкольный  возраст (от 3 до 6–7),

   — младший  школьный возраст (от 6–7 до 11–12),

   — подростковый  возраст (отрочество) (от 11–12 до 15–17),

   — юношеский  возраст (от 15–17 до 19–21),

   — молодость  (от 19–21 до 25–30),

   — зрелость (от 25–30 до 55–60),

   — старость (от 55–60 и старше).

   Пренатальный период.

   Пренатальный период (лат. prae – перед + natus – рождение) — стадия внутриутробного развития плода, которое затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента рождения.

   Детство.

   Детство —  этап онтогенетического развития  индивида, который длится от рождения  и до появления принципиальной  возможности включения во взрослую  жизнь. По мере интенсификации  производства и повышения культурного  уровня происходит постепенное  сдвигание верхних возрастных  границ. В детстве обычно выделяют  следующие периоды:

   — младенческий  возраст,

   — ранний  возраст,

   — дошкольный  возраст,

   — младший  школьный возраст.

   Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

   Младенческий  возраст.

   Младенческий  возраст — этап индивидуального  психического развития, который  продолжается от рождения ребенка  до достижения им годовалого  возраста. В младенческом возрасте  выделяют три этапа:

   — новорожденность  (первый месяц жизни), когда ребенок  подготавливается к эмоциональному  общению с взрослыми;

   — первое  полугодие, во время которого  ведущей деятельностью становится  ситуативно–личностное общение с взрослым;

   — второе  полугодие жизни, когда ведущей  становится предметно–манипулятивная деятельность.

   Завершение  младенчества связано с „кризисом  первого года“, свидетельствующим  о формировании личности ребенка.

   Новорожденность.

   Новорожденность  — возрастной период от рождения  до достижения четырех–шести  недельного возраста. В этот период  происходит первичная адаптация  ребенка к окружающему миру. У  ребенка к моменту рождения  оказываются достаточно развитыми  обоняние, тактильная, болевая, температурная,  вестибулярная и кинестетическая  чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми. В конце первого месяца появляется „социальная“ улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.

   Этап первого  года.

   Этап первого  полугодия — этап младенчества, который представляет собой период  жизни ребенка между новорожденностью  и достижением полугодовалого  возраста. На этом этапе происходит  овладение ребенком экспрессивно–мимическими  средствами общения, которые проявляются  как комплекс оживления. В это  время складывается система аффективно–личностных  связей с близкими взрослыми,  которые необходимы для нормального  дальнейшего развития.

   Комплекс  оживления (лат. complexus — сочетание), описанный Н.М. Щеловановым (1920–е гг.) как показатель онтогенетического развития индивида, которая Различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца с взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент.

   Генезис. Формирование  комплекса оживления происходит  с третьей недели жизни: сначала  появляется замирание и сосредоточение  при зрительной фиксации предмета  или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление.  В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Нарушение последовательности формирования комплекса оживления может служить индикатором задержки психического развития.

   Также развивается  познавательная активность, в рамках  которой ребенок овладевает зрительными,  оральными и мануальными познавательными  действиями.

   Этап второго  полугодия — этап младенчества, который представляет собой период  жизни ребенка между достижением  полугодовалого возраста и кризисом  первого года. В это время ведущей  является предметно–манипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение с взрослым, которое становится ситуативно–деловым. В рамках этого ситуативно–делового общения с взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметами.

   Если развитие  младенца происходит в неадекватных  условиях, то это ведет к необратимым  личностным последствиям. Данный  эффект получил свое отражение  в исследованиях Р.А. Спитца (1887–1974) по проблеме госпитализма.

   Госпитализм (лат. hospitaliers — гостеприимный) — нарушение психического развития (глубокая психическая и физическая отсталость), обусловленное „дефицитом“ общения с взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движениям (раскачивание тела). Представляет собой последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, „холодных“ матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания. Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто–то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение „депрессии зависимости“.

   Ранний возраст.

   Ранний возраст  — этап индивидуального психического  развития, который продолжается  от 1 года до 3 лет. Характеризуется  качественными изменениями в  развитии функций коры больших  полушарий. В этом временном  интервале происходят следующие  события индивидуального развития:

   — формируются  перемещения в пространстве, в  частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются  возможности познания окружающего  мира;

   — развивается  ситуативно–деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками;

   — формируются  когнитивные процессы;

   — происходит  овладение пассивной и активной  речью;

   — становятся  более определенными аффективная  и волевая сферы, формируется  самосознания.

   Для психики  ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной  ситуации; психическое отражение  функционирует в неразрывной  связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер  направленности на внешний мир.  Ведущей деятельностью в этом  возрасте выступает предметно–манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

   В дальнейшем  формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой  отрабатываются сложные по своей  структуре навыки; продуктивная  деятельность, являющейся существенным  фактором развития познавательных  процессов; и изобразительная  деятельность, в которой происходит  соотнесение интеллектуальных и  аффективных процессов.

   Дошкольный  возраст.

   Дошкольный  возраст — этап индивидуального  психического развития, который  продолжается от 3 до 6–7 лет.

   Выделяют  три периода:

   — младший  дошкольный возраст (3–4 года),

   — средний  дошкольный возраст (4–5 лет),

Информация о работе Развитие психики в филогенезе