Развитие профессионального образования в России во II половине XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:36, реферат

Описание работы

Стремительные социально-экономические изменения, которые происходят в современном мире в целом, и проблемы, которые необходимо будет решать человеку XXI века, предполагают поиск нетрадиционных путей совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и профессионального образования, в частности. Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, закрепленных «Всеобщей декларацией прав человека».

Содержание

Содержание

Введение……………………………………………………………………………1

Глава1. История развития высшего профессионального

образования в России ……………………………………………………………..5

1.1 Развитие культурно-просветительной и научной жизни……………………5

1.2 Развитие научной мысли……………………………………………………...10

Глава2. Реформа образования и перспектива развития высшего образования в России……………………………………………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………...23

Список литературы……………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 66.61 Кб (Скачать)

Источник: составлено по данным Госкомстата РФ

Также наблюдается рост численности  профессорско-преподавательского состава, количество которого выросло с 1990 г. по 2002 г. на 54,6% до 339,6 тыс. чел. (см. рисунок ниже). При этом по соотношению количества студентов на преподавателя наблюдается устойчивый рост. Так, на начало 2002/2003 учебного года на 1 преподавателя в среднем по стране приходилось 18 студентов, что на более чем на 36% больше, чем в начале 90-х годов.

Источник: составлено по данным Госкомстата  РФ

По  показателям обеспеченности бюджетными ресурсами среднее образование  в России сталкивается с серьезным  недофинансированием. Так, согласно экспертным оценкам объем финансирования сферы  образования в России составляет порядка 4% ВВП, при этом 9,3% душевого ВВП на одного учащегося средней  школы. В странах же сопоставимого  уровня развития расходы на одного учащегося составляют от 20 до 25% душевого ВВП.

Следует также отметить, что помимо количественных оценок необходимо принимать во внимание качественные оценки системы образования. Так, необходимо оценивать уровень  знаний и умений, которые получают учащиеся, и насколько эти знания и умения востребованы экономикой в  настоящее время. В этой связи  целесообразно рассмотреть вопрос, как быстро трудоустраиваются и  насколько эффективно работают лица с различным видом образования.

Отметим, что в России в последние годы наблюдаются процессы роста занятости  дипломированных специалистов в  народном хозяйстве страны (см. рисунок  ниже).

Источник: составлено по данным Госкомстата РФ

Прим: движение снизу вверх по диаграмме  соответствует движению слева направо  в подписях данных 

Однако, несмотря на указанные выше тенденции, в России значительная часть выпускников  профессионального образования  работают не по специальности.  Также отметим, что на фоне указанных выше процессов занятости населения с высшим образованием, уровень безработицы по данной категории за последние 10 лет практически не изменился.                      Основной рост безработицы приходится на население со средним общим образованием.

Не  исключено, что данные оценки излишне  субъективны, но при этом, очевидно, что российская система образования  по-прежнему в большинстве своем  излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточна гибка в современных  условиях.                   Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.

 

Заключение

В стране стали складываться новые социально-экономические  отношения, которые повлияли на формирование содержания высшего профессионального  образования. Оно стало развиваться  путем количественных — появление  новых профессий (специальностей) и  специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации  содержания обучения.

В определении  профессионального образования  «Российской педагогической энциклопедией» акцент сделан лишь на «подготовке  специалистов». Другие возможные атрибуты профессионального образования  не учитываются. В нашем рассмотрении в системе профессионального  образования выделены следующие  элементы: 1) сеть профессиональных учебных  заведений, занимающихся подготовкой  специалистов для работы в определенной сфере деятельности; 2) сеть учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров; 3) органы управления, координирующие деятельность профессиональных учебных заведений; 4) наличие нормативно-правовой и материальной основы для деятельности всей системы профессионального образования; 5) осуществление практики профориентационной и пропедевтической работы; 6) определение целей, задач, содержания и методов профессионального образования; 7) развитие научной мысли, касающейся проблем профессионального образования.

Вопрос  – Как должно развиваться высшее профессиональное образование в  России?

Ответ очевиден, развиваться оно должно на основе анализа истории своего развития!

 
       

Список литературы

1.     Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г. Кинелева - М.: НИИ ВО, 1995

2.     Золин С.М. Истоки высшей школы России. М., 2002

3.     История педагогики. Часть 2 / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ СФЕРА, 1998

4.     История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация" Профессиональное образование". Центр непрерывного образования. Института истории и теории педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. -М.: Профессиональное образование, 2003.

5.     Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений:

6.     Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997

7.     Оценка качества образования в российских вузах: Опыт и проблемы: Материалы межвузовского семинара /Под ред. И.А. Дементьева, В.Н. Мининой. - СПб., 2004.

8.     Пособие для работников образования. Серия: Механизмы устойчивого развития образовательных учреждений в современных условиях.

9.     Пошконяк Н.М. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений // инновации и традиции в образовании: Сб. Рос. - Югосл.конф. 23-25 сент. 1995

10.                       Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. - №22

11.                       Российская наука: тенденции и перспективы /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 21

12.                       Система профессионального образования в Российской Федерации: Национальный доклад. - М.: Национальная Обсерватория профессионального образования, 1998

Источники сети Интернет:

http://www.GRAMOTA.RU

http://www.SCHOOL.EDU.RU

http://www.rsr.msu.ru

http://www.ed.gov.ru/

http://www.openet.ru

http://umu.spbu.ru/

http://edc.pu.ru


Информация о работе Развитие профессионального образования в России во II половине XX в