Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:36, реферат
Стремительные социально-экономические изменения, которые происходят в современном мире в целом, и проблемы, которые необходимо будет решать человеку XXI века, предполагают поиск нетрадиционных путей совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и профессионального образования, в частности. Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, закрепленных «Всеобщей декларацией прав человека».
Содержание
Введение……………………………………………………………………………1
Глава1. История развития высшего профессионального
образования в России ……………………………………………………………..5
1.1 Развитие культурно-просветительной и научной жизни……………………5
1.2 Развитие научной мысли……………………………………………………...10
Глава2. Реформа образования и перспектива развития высшего образования в России……………………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………….24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. История развития высшего профессионального
образования в России ……………………………………………………………..5
1.1
Развитие культурно-
1.2
Развитие научной мысли……………………
Глава2.
Реформа образования и
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Стремительные
социально-экономические
Отечественная
система профессионального
В связи
с этим особое значение приобретают
изучение и переосмысление исторического
опыта, поскольку накопленные
В историографии профессионального образования в целом, следуя логике исторического развития нашей страны, можно выделить три основных периода, каждый из которых, в свою очередь, делится на более мелкие этапы:
1) досоветский период (с середины XIX века до 1917 года);
2) советский период (с 1917 года до конца 80-х гг. XX века);
3) современный период (с начала 90-х гг. XX века до сегодняшнего дня).
Историография
профессионального образования
Одними из первых теоретиков профессионального образования в России были В.Н.Татищев, В.И.Геннин, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, А.А.Барсов. В их трудах впервые было представлено теоретическое осмысление целевых, содержательных, технологических и организационных аспектов профессионального образования.
Методологические
и теоретические вопросы
Официальный
взгляд на отечественную школу в
целом принадлежит
Положительной стороной этих работ было использование широкого круга документов и материалов, малодоступных исследователям других направлений. Однако специальные исследования, посвященные вопросам профессионального образования, среди них отсутствуют.
Гораздо больше было исследований либерально-демократического направления. К ним можно отнести труды Н.Ф.Бунакова, С.А.Владимирского, Б.Б.Веселовского, Е.А.Звягинцева, П.Ф.Каптерева, Н.А.Корфа, Г.А.Фальборка,
В.И.Чарнолуского, Н.В.Чехова и др.
1.Актуальность исследования:
2.Объект исследования:
3.Предмет
4.Цель:
рассмотрение этапов истории развития высшего профессионального образования в России.
5.Задачи:
1. Выделить
наиболее важные аспекты
2. Показать современное состояние высшего профессионального образования.
6.Методы исследования:
7.Методологическая основа исследования:
8.Основные рабочие понятия:
9.Структура работы:
В первом проанализированы совокупные интересные факты, по которым можно судить о развитии высшего образования в дореволюционной России, выделены наиболее выдающиеся личности, жизнь и деятельность которых повлияла на образование.
Во
втором разделе приводятся статистические
данные о современном состоянии
высшего профессионального
Реферат состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы включающий 12 наименований.
Глава1. Общие моменты развития образования России
Параграф1.1 Развитие культурно-просветительной и научной жизни
В 60-е
годы ХIХ в. в русской истории
появились учреждения и организации,
деятельность которых была направлена
на распространение знаний среди народных
масс. По инициативе передовой интеллигенции,
главным образом студенческой молодежи,
в середине ХIХ в. возникли воскресные
школы - образовательные школы для взрослых
крестьян, ремесленников и т.п.; были созданы
первые народные библиотеки и читальни
- общедоступные бесплатные библиотеки
для трудящихся; стали проводиться народные
чтения, являвшиеся одной из наиболее
распространенных форм популяризации
общеобразовательных,
Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации. Они занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений, летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п. В состав комитетов входили лучшие представители русской интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности, основанного в 1861 г., входили Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев.
Большое значение для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания.
С 1865 г. музей стал организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М.Сеченов, С.М.Соловьев, Н.Х.Вессель и др. Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги (П.Ф.Каптерев, Л.Н.Моздалевский, Н.А.Корф и др.) много сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов. Со временем музей развернул большую научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки. Здесь же была организована первая в России экспериментальная лаборатория по педагогической психологии.
В пореформенный
период оживилась издательская деятельность,
стал заметно расти выпуск книг по
проблемам воспитания и обучения,
начали, в частности, издаваться книги
по проблемам детского развития, а
также по естественным наукам (биологии,
физиологии, антропологии), связанным
с разносторонним изучением человека.
Именно в эти годы появились первые
Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни.
В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было весьма незавидным.
Главными носителями науки были университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы.
Некоторые учебные курсы читались на иностранных ( в основном на немецком) языках, так как профессора не владели русским языком. Русских научных изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно. По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке. Даже элементарные пособия зачастую были переводными.
После французской революции 1848 года были прекращены командировки русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.
В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской научной жизнью была восстановлена. Более активной стала деятельность Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям (Модесюов В.И. 1890. - С.80). Молодые ученые регулярно посылали в Россию отчеты, которые публиковались в "Журнале министерств народного просвещения". Обычно научная командировка продолжалась 2-3 года. В числе командированных были многие ученые, сыгравшие впоследствии видную роль в избранной отрасли науки - филолог А.А.Потебня, историк В. И.Герье, философ и психолог М.М.Троицкий и др. В 1862 г. К.Д.Ушинский был командирован за границу и в течение ряда лет изучал постановку женского образования в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии. Несколько лет работал в лучших европейских лабораториях И.М.Сеченов.
В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и обществом.
Университетам
была возвращена автономия. Расширился объем
Университетская реформа создала благоприятные условия для развития университетов, а тем самым и для развития науки. Следствием этого явилась организация научных обществ, оказавших огромное влияние на развитие русской науки.
Сначала правом организации научных обществ пользовались физико-математические факультеты, создавшие общества естествоиспытателей. Первым было Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, открытое в 1863 г. В конце 60-х годов общества естествоиспытателей были созданы при Петербургском, Киевском, Харьковском, Казанском и Новороссийском университетах. Члены этих обществ провели множество научных исследований, собрали многочисленные экспонаты для университетских музеев и кабинетов. Организовывались экспедиции по изучению природы России, включая самые отдаленные и неизведанные края.
Эта деятельность чрезвычайно способствовала широкому и плодотворному развитию естественных наук.
Важное значение для развития русской науки имели съезды ученых. Первым был съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1867 г. в Петербурге.
С этого времени съезды ученых различных специальностей стали мощным двигателем научного прогресса. Психологических и научно-педагогических съездов в эти годы в России не было. Но психологи и педагоги принимали участие в съездах ученых других специальностей, в частности, были непременными участниками съездов естествоиспытателей. Особую роль в развитии педагогической мысли, в совершенствовании методов воспитания и обучения играли учительские съезды. Первый учительский съезд состоялся в 1867 г. в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В 1870 г. проходил съезд учителей в Симферополе; в его работе принимал участие К.Д.Ушинский. Съезд при Всероссийской политехнической выставке в 1872 году собрал около 700 участников, перед которыми выступили видные педагоги и методисты.
В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение 4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации учителей начальной школы. К.Д.Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они давали основательную педагогическую и методическую подготовку. Учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ стали также готовить открывшиеся в 60-70-е годы высшие женские курсы.
Информация о работе Развитие профессионального образования в России во II половине XX в