Автор: Ильмира Закирова, 25 Августа 2010 в 16:17, курсовая работа
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Память и её определения...............................................................................6
1.2. Развитие памяти дошкольника ...................................................................11
1.3. Обучение к запоминанию в дошкольном возрасте...................................17
1.4.Возрастные и индивидуальные особенности детей............................................................................................................................20
1.5. Выводы по теоретической части.................................................................31
Глава II. Практическая часть
2.1. Исследование развития памяти дошкольников………………………….32
2.2. Результаты исследования………………………………………………….36
2.3. Анализ исследования…………………………………...…………………38
Заключение……………………………………………………………………..…..39
Приложение…………………………………………….…………………………..40
Литература …………………………………………………………………………43
Таблица 2. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении геометрических фигур
Имя ребенка | Возраст | Круг | Треугольник | Квадрат | Прямоугольник | Звезда | Крест | Резуль-тат | |
Аня | 6,5 | + | + | + | + | 4 | |||
Дима | 6,8 | + | + | + | + | 4 | |||
Илья | 6,1 | + | + | + | 3 | ||||
Инна | 6,9 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Лёва | 6,3 | + | + | + | + | 4 | |||
Матвей | 6,9 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Маша | 6,4 | + | + | + | + | 4 | |||
Наташа | 6,2 | + | + | + | 3 | ||||
Полина | 6,4 | + | + | + | + | 4 | |||
Эдгар | 6,5 | + | + | 2 | |||||
Таблица 3. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении изображения предметов
Имя ребенка | Возраст | Машина | Птица | Рыбка | Собака | Кошка | Кровать | Резуль-тат | |
Аня | 6,5 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Дима | 6,8 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Илья | 6,1 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Инна | 6,9 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Лёва | 6,3 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Матвей | 6,9 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Маша | 6,4 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Наташа | 6,2 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Полина | 6,4 | + | + | + | + | + | + | 6 | |
Эдгар | 6,5 | + | + | + | + | + | 5 | ||
Пример 1. Протокол изучения уровня развития произвольной памяти
Имя ребенка | Вопрос N 1 | Количество баллов | |
Аня | 1 | ||
Дима | 2 | ||
Илья | 0 | ||
Инна | 3 | ||
Лёва | 1 | ||
Матвей | 3 | ||
Маша | 2 | ||
Наташа | 1 | ||
Полина | 2 | ||
Этгар | 1 | ||
Пример 2. Прототипы используемых изображений в исследовании
Изображения часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма.
Изображения машины, птицы, рыбки, собаки, кошки и кровати
Круг, треугольник,
квадрат, прямоугольник, звезда, крест
Литература
1.Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.:Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер.«Педагогика и психология» ; №10).
2. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М.: Просв., 1964.
3. . Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов
пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач.обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под
ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
4. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. - М.: 1988, 156с.
6.Давыдов
В.В. «Российская
7. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 1989.
8. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М.: 1981
9.Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие
для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985г. – 112с.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 1997.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования - 608с.
13. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, - 448с.
14.Юркевич
В.С. «Об индивидуальном подходе
в воспитании волевых привычек».-
М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке,
технике. Сер. «Педагогика и психология»
№11) .
Список дополнительной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 1980.
3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. - М.: Л., 1935.
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. - М.: 1999, - 373с.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. - М.: мир, 1992.
6. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995
7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР. - М.: 1961.
8. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000, - 289с.
9. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: 1994.
10. Макселон Юзеф. Психология. - М.: Просвещение, 1998, - 425с.
11. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. - М.: Просвещение,1994, - 235с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: 1995.
14. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966.
15. Ясперс Карл.
Общая психопатология. - М.: Практика, 1997,
- 218с.