Развитие памяти в генторном аспекте

Автор: Ильмира Закирова, 25 Августа 2010 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Память и её определения...............................................................................6
1.2. Развитие памяти дошкольника ...................................................................11
1.3. Обучение к запоминанию в дошкольном возрасте...................................17
1.4.Возрастные и индивидуальные особенности детей............................................................................................................................20
1.5. Выводы по теоретической части.................................................................31
Глава II. Практическая часть
2.1. Исследование развития памяти дошкольников………………………….32
2.2. Результаты исследования………………………………………………….36
2.3. Анализ исследования…………………………………...…………………38
Заключение……………………………………………………………………..…..39
Приложение…………………………………………….…………………………..40
Литература …………………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

результат курсовая 2009год.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда дети научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств, используемых для запоминания.

Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребёнок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Её развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредственной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребёнок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала. Дошкольник осознаёт и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребёнок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам

Совершенствование произвольной памяти у детей связано  с применением в процессах  запоминания и воспроизведения  материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Блонский П.П.

Обучение  запоминанию с  использованием мнемических средств

Главная задача искусства  запоминания, которое  называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить.

Ход развития и совершенствования мнемических  средств можно представить себе следующим образом:

1. Переход  от конкретных мнемических средств  (запоминая одних предметов с  помощью других) к абстрактным  (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).

2. Переход  от механических к логическим  средствам запоминания и воспроизведения  материала.

3. Переход  от внешних средств запоминания  к внутренним.

4. Переход  от использования уже готовых  или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

Следование  этому ходу развития в совершенствовании  средств запоминания и воспроизведения  обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и  произвольного запоминания.

Если  приступить к обучению ребёнка пользованию  мнемическими приёмами до того, как  у него появятся первые признаки произвольного  запоминания в процессе естественного  развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания  и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач. Формирование умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4  Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Личностное  развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать  в  процессе воспитания.  С  возрастом  связан  характер   деятельности   человека, особенности его  мышления,  круг  его  запросов,  интересов,  а  также социальные проявления. Вместе с  тем  каждому  возрасту  присущи  свои возможности  и  ограничения  в  развитии.  Так,   например,   развитие мыслительных способностей и памяти наиболее  интенсивно происходит  в

детские и юношеские годы. Если же возможности  этого периода в развитии

мышления  и памяти не будут в должной  мере  использованы,  то  в  более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед  в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей. Многие  педагоги  обращали  внимание  на  необходимость  глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных  особенностей детей учитывать в  процессе  воспитания.  Эти  вопросы,  в  частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж .Локк,  Ж.Ж.Руссо,  а  позже  К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие.  Более  того,  некоторые  из  них  разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности  воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного  развития,  хотя  эта идея и  интерпретировалась  ими  по-разному.  Коменский,  например,  в понятие  природосообразности  вкладывал  мысль  об учете в процессе воспитания  тех  закономерностей  развития  ребенка,  которые  присущи природе человека, а именно : врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и  т.д.  Ж.Ж.Руссо,  а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из  того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним,  выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они  сходились  в  одном, что  нужно  внимательно  изучать  ребенка,  знать  его  особенности  и опираться на них подхода в процессе воспитания.

Индивидуальный  подход в воспитании ребенка должен основываться  на знании   анатомо-физиологических   и   психических,    возрастных    и индивидуальных особенностей.

Научными   исследованиями   доказано,   что   существует    прямая зависимость между  физическим,  умственным  и  нравственным  развитием

человека. Физическое воспитание  тесно  связано  с  совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь  оказывает  глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно  связано  с  трудовым  и  нравственным воспитанием ребенка. Активность  в  трудовой  деятельности  во  многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также  содействуют развитию и  укреплению  таких  его  нравственных  качеств,  как  воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи  физического  воспитания  с  эстетическим.  Все,  что   является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие  движения,  правильная  осанка,  походка  –  все  это  признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех  видов их   деятельности   необходимо    рассматривать    как    определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей  каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и развития детей имеет очень  большое значение  при  проведении   процедур   закаливания,   которые   должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В  процессе  правильного  физического   воспитания   при   условии индивидуального подхода к каждому ребенку у  всех  детей  пробуждается

интерес к выполнению культурно-гигиенических  навыков, к  прогулкам  на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Решая  задачи  физического  воспитания  дошкольников,  воспитатель должен  осуществлять  повседневный  контроль,  своевременно  применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические  требования

при организации  жизни детей и проведения занятий.

 Особенности организма дошкольника требуют внимательного  отношения к  его  физическому  развитию.  Ребенок  растет  –  прорезываются  все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение  массы тела опереживает рост тела в длину. Быстро  прогрессирует  психическое развитие ребенка, речь, память.  Ребенок  начинает  ориентироваться  в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут  и  развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы.  В течении 2-3-го годов жизни рост в длину  преобладает  над  увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных  зубов. В связи  с  быстрым  развитием  мозга  быстро  развиваются  умственные способности.

Таким  образом,  физическое  воспитание  обеспечивает   охрану   и укрепление  здоровья,   развития   двигательных   умений,   культурно-гигиенических  навыков,  закаливание  организма,  любовь  к   чистоте, опрятности, приучает ребенка  к  режиму,  повышает  работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный  возраст  –  это  начало   всестороннего   развития   и формирования  личности.  В  этот  период  деятельность   анализаторов, развитие  представлений,  воображения,  памяти,   мышления,   речи   в комплексе приводят к формированию чувственного  этапа  познания  мира. Интенсивно  формируется  логическое  мышление,   появляются   элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир  таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.    Умственное   воспитание   формирует   систему   представлений   об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются  моральные  нормы, свой  опыт  поведения,  отношение  к  людям.  Интенсивно   формируются 
нравственные чувства. Нравственное воспитание  оказывает  существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.   

Трудовое  воспитание  знакомит  детей   с   трудом   взрослых,   с профессиями. Детей  обучают  доступным  трудовым  умениям  и  навыкам, воспитывают в них любовь и  интерес  к  труду.  Трудовая  деятельность дошкольника    формирует    у    него     упорство,     настойчивость, сообразительность.

Важнейшей   составной   частью   развития   дошкольника   является эстетическое воспитание. Свойственный  дошкольнику этап  чувственного

познания  окружающего  мира  способствует  формированию   эстетических

представлений  о  мире,   природе   людях.   Эстетическое   воспитание

способствует  развитию  творческих   способностей   детей,   формирует эстетический вкус и потребности.

Игра  является важнейшей деятельностью  дошкольника,  т.к.  игра  – лучшее  средство  удовлетворения   его   интересов   и   потребностей, реализация его замыслов  и  желаний.  В  своей  игре  ребенок  как  бы отражает то,  что  будет  в  его  жизни,  когда  он  станет  взрослым. Содержание игр формирует добрые  чувства ,  смелость,  решительность, уверенность в себе.

 К   концу  дошкольного   периода   ребенок   владеет   необходимыми качествами  и  свойствами  личности  для того,  чтобы приступить   к систематическому овладению общественно-историческим  опытом  человека.

Для этого  необходима специальная учебная  деятельность.

Возрастные  особенности развития учащихся по-разному  проявляются  в их индивидуальном формировании. Это связано с тем,  что школьники в зависимости  от  природных  задатков  и   условий   в   жизни   (связь биологического и социального) существенно отличается  друг  от  друга. Вот почему развитие каждого из  них  в  свою  очередь  характеризуется значительными  индивидуальными  различиями  и  особенностями,  которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

В шестилетнем  возрасте ребенка  ждет  первая  крупная  перемена  в 
жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его  деятельности,  общении,  отношении  с  другими  людьми.   Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад  жизни,  появляются новые  обязанности,  новыми   становятся   и   отношения   ребенка   с окружающими.

Информация о работе Развитие памяти в генторном аспекте