Автор: Ильмира Закирова, 25 Августа 2010 в 16:17, курсовая работа
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Память и её определения...............................................................................6
1.2. Развитие памяти дошкольника ...................................................................11
1.3. Обучение к запоминанию в дошкольном возрасте...................................17
1.4.Возрастные и индивидуальные особенности детей............................................................................................................................20
1.5. Выводы по теоретической части.................................................................31
Глава II. Практическая часть
2.1. Исследование развития памяти дошкольников………………………….32
2.2. Результаты исследования………………………………………………….36
2.3. Анализ исследования…………………………………...…………………38
Заключение……………………………………………………………………..…..39
Приложение…………………………………………….…………………………..40
Литература …………………………………………………………………………43
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие
памяти в генторном аспекте
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Уфа 2009год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Память
и её определения...................
1.2.
Развитие памяти дошкольника ..............................
1.3. Обучение
к запоминанию в дошкольном возрасте......................
1.4.Возрастные и индивидуальные
особенности детей.........................
1.5. Выводы по теоретической части.........................
Глава II. Практическая часть
2.1. Исследование развития памяти дошкольников………………………….32
2.2. Результаты исследования…………………
2.3. Анализ исследования…………………………………...……
Заключение……………………………………………………
Приложение…………………………………………….……
Литература …………………………………………………
Введение
Высшей ценностью
нашего общества является человек.
Внимание к
воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей,
совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя . В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении исвоевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения,
умения
разобраться в сложных
В педагогики
принцип индивидуального
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
- Знание и понимание детей.
- Любовь к детям.
- Основательный теоретический баланс.
- Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Цель исследования: Выявление особенности развития памяти у детей дошкольников.
Объект исследования: Память детей дошкольного возраста.
Предмет
исследования: Методы и приемы индивидуального
подхода к детям в процессе развития памяти
в условии дошкольного общеобразовательного
учреждения.
Задачи исследования :
1. Теоретически
обосновать значение и роль
индивидуального подхода в
воспитании и обучении детей
дошкольного и школьного
2. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду.
3. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
4. Раскрытие индивидуальных особенностей памяти у детей дошкольников
1.1. Память и её определения
Основные характеристики памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
Разница может быть количественной, например:
Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память.
Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:
Классификация памяти
Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
По характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности - на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
По продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную;
По характеру участия воли (целевой деятельности):
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
По характеру психической деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев. Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.