Развитие памяти детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.
При этом решаются следующие задачи:
· Изучить теоретические вопросы формирования и развития памяти как в целом, так и у детей младшего школьного возраста;
· Провести диагностику процессов памяти у детей младшего школьного возраста;
· Разработать методические рекомендации по развитию процессов памяти у детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

развитие памяти курсовая.docx

— 38.58 Кб (Скачать)

4.           Создание умственных образов.  Детей можно научить запоминать  необычный материал, создавая на  его основе умственный образ.  Детям постарше легче создавать  такие образы, чем маленьким детям,  причем их образы отличаются  большей яркостью и лучше запоминаются.

5.           Поиск информации в памяти. Часто  дети, пытаясь разобрать слово  по буквам, ищут хранящиеся в  памяти правильные буквы. Они  могут знать, с какой буквы  начинается слово, но иногда  им нужно проверить несколько  возможностей.

6.           Создание сценариев. Для сохранения  регулярно повторяющихся событий  память можно организовать в  виде наборов сценариев. Событие,  которое происходит вновь и  вновь, нет надобности каждый  раз отдельно сохранять в памяти. Его можно сохранить в виде  стандартной последовательности  постоянных событий вместе с  ячейками для изменяемых элементов.

 Чем больше  специальных мнемических задач  возникает перед школьниками  в игре, общении и труде, тем  быстрее развивается его память. При этом мнемические действия  выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические – это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Для развития  произвольной памяти ребенка  важно вовремя уловить и максимально  использовать его стремление  что-то запомнить. Стимулирование  повторения играет в развитии  памяти важную роль, и повторениям  всячески нужно способствовать. Повторения обеспечивают перевод  информации из кратковременной  памяти в долговременную.

 Ход развития  и совершенствования мнемических  средств можно представить себе  следующим образом:

1.   Переход  от конкретных мнемотехнических  средств (запоминания одних предметов  с помощью других) к абстрактным  (запоминание предметов с помощью  знаков, рисунков, схем и пр.).

2.   Переход  от механических к логическим  средствам запоминания и воспроизведения  материала.

3.   Переход  от внешних средств запоминания  к внутренним.

4.   Переход  от использования уже готовых  или известных средств запоминания  к новым, оригинальным, придуманным  самостоятельно.

 Следование этому  ходу развития в совершенствовании  средств запоминания и воспроизведения  обеспечивает постепенное формирование  у ребенка опосредованного и  произвольного запоминания, одновременно  развивая мнемотехнические средства.

 Следует иметь  в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей  от обучаемости взрослых. Ребенок  сравнительно легко усваивает  материал лишь тогда, когда  у него к этому материалу  имеется явно выраженный непосредственный  познавательный или потребительский  интерес. Данное замечание касается  и памяти. Ее развитие у детей  будет происходить активно лишь  тогда, когда сам ребенок заинтересован  в применении соответствующих  средств запоминания, в сохранении  и воспроизведении запоминаемого  материала. 

Глава 3. Практическая часть

3.1. Постановка эксперимента

 Задачи:

·        Изучить соотношение произвольной и непроизвольной памяти у детей  младшего школьного возраста.

·        Изучить развитие слуховой механической памяти детей младшего школьного  возраста.

 Место проведения: начальная школа, группы детей  по 10 человек (возраст 7 и 9 лет).

 Для проведения  эксперимента были использованы  две методики:

1.    Методика  изучения произвольной и непроизвольной  памяти.

2.    Методика  «10 слов» - для изучения слуховой  механической памяти.

 Подготовка эксперимента: мы взяли три набора предметных  картинок размером 5*7 см (по 20 в каждом). Каждый набор по тематике можно  разбить на 4 группы: животные, фрукты, овощи, одежда.

 Проведение эксперимента: проводится 3 серии эксперимента  через день, индивидуально с каждым  ребенком. В каждой серии используется  новый набор картинок, участвуют  одни и те же дети.

 Первая серия.  Изучение пассивной непроизвольной  памяти. Ребенку показывают картинки  с изображением предметов, которые  он должен рассмотреть. Задача  запомнить не ставится, говорят:  «Я сейчас покажу картинки, а  ты внимательно посмотри на  них». Картинки экспонируются последовательно  одна за другой. После демонстрации  ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

 Вторая серия.  Изучение активной непроизвольной  памяти, когда при запоминании  используется прием классификации  материала. Ребенку предлагают  разложит набор картинок в  4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему  подходит?». После выполнения  задания картинки убирают и  просят ребенка вспомнить и  перечислить все картинки по  рядам.

 Третья серия.  Изучение произвольной памяти. Ребенку  показывают третий набор картинок, предлагают запомнить как можно  больше картинок для того, чтобы  затем их припомнить. Средства  и приемы запоминания не указывают.  Каждая картинка экспонируется  в течение 3 сек. После показа  всех картинок дети воспроизводят  по памяти предметы, изображенные  на них.

 Четвертая серия.  Далее было проведено исследование  с использованием методики «10 слов». Ребенку зачитывается 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. После прочтения  слов учителем, ребенок должен  воспроизвести те слова, которые  он запомнил. Воспроизведение 6-7 слов после первого прочтения  свидетельствует о хорошем уровне  слуховой механической памяти. 

Обработка и анализ результатов эксперимента

 По полученным  результатам были вычислены средние  показатели по каждой возрастной  группе и по каждой серии  эксперимента. По полученным данным  можно сделать следующие выводы:

1.   Непроизвольное  пассивное запоминание более  продуктивно у детей 9 лет.

2.   Непроизвольное  активное запоминание более продуктивно  у детей 9 лет.

3.   Произвольное  запоминание более продуктивно  у детей 9 лет.

4.   Механическое  запоминание более продуктивно  у детей 9 лет.

5.   У детей  7 лет наиболее продуктивным является  произвольное запоминание, наименее  продуктивным – непроизвольное  пассивное запоминание.

6.   У детей  9 лет наиболее продуктивным является  произвольное запоминание, наименее  продуктивным произвольное пассивное  запоминание.

 Для выбранных  нами групп характерна тенденция  к увеличению продуктивности  непроизвольного пассивного и  активного запоминания, произвольного  запоминания и механического  слухового запоминания с возрастом.

 

Заключение

 На основе изложенного  в курсовой работе материала  мы сформулировали следующие  выводы.

 Человеческая  память играет огромную роль  в функционировании его психики  и связана со всеми психическими  процессами. Человек лучше запоминает  то, что он может выразить словами,  а не просто воспринять на  слух. Еще лучше запоминается  материал, являющийся результатом  осмысления.

 В развитии  памяти человека большую роль  играет период дошкольного и  младшего школьного детства. Для  детей в этом плане очень  важны слуховые, зрительные и  двигательные впечатления.

 Чем младше  ребенок, тем более непосредственно  выступают его чувства, прежде  всего удовольствие и неудовольствие  от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах  строится вся система педагогического  воздействия. Память на чувства  с развитием ребенка становится  несколько иной, как и сами  чувства, и причины, их вызывающие.

 Память ребенка  особенно богата образами отдельных  конкретных предметов. В этих  образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой  группе предметов, а также и  несущественные признаки, детали.

 В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная  память. У дошкольников преобладает  наглядно-образная память. Но на  протяжении дошкольного и младшего  школьного периода возникает  и развивается память словесно-логическая.

 Основная задача  взрослых, и родителей. И педагогов, - ускорить развитие произвольной  и словесно-логической памяти  у детей. Большую помощь в  этом оказывают современные диагностические  методики, которые позволяют определить  уровень развития памяти у  детей, и различные методические  игры и упражнения, развивающие  различные виды памяти.

 

Библиографический список

1.    Аткинсон  Р. Человеческая память и процесс  обучения. М., 1980.

2.    Абрамова  Г.С. Возрастная психология. М., 2000.

3.  Асмолов А.Г.  Принципы организации памяти  человека. Системно-деятельностный  подход к изучению познавательных  процессов: Учебно-методическое  пособие. М., 1985.

4.    Асеев  В.Г. Возрастная психология. Учебное  пособие. Иркутск, 1989.

5.    Блонский  П.П. Избранные педагогические  и психологические сочинения.  Т.1, 2. М., 1979.

6.    Выготский  Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1983.

7.    Веккер  Л.М. Психические процессы. В 3 т. Л, 1981.

8.    Доналдсон  М. Мыслительная деятельность  у детей. М., 1985.

9.    Зинченко  П.И. Непроизвольное запоминание.  М., 1961.

10. Истомина З.М.  Развитие памяти. Учебно-методическое  пособие. М., 1978.

11. Крайг Г. Психология  развития. СПБ: Питер, 2000.

12. Лурия А.Р. Внимание  и память. М., 1975.

13. Ляудис В.Я. Память  в процессе развития. М., 1976.

14. Леонтьев А.М.  Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983.

15. Мухина В.С. Детская  психология. М.: Просвещение, 1985.

16. Немов Р.С. Психология  Т.1, 2, 3. М.: Владос, 2000.

17. Обухова Л.Ф.  Возрастная психология. М., 2003.

18. Психологический  словарь./Под ред. Ю.Л. Неймера.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

19. Панько Е.А. и  др. Развитие познавательных процессов  дошкольников. Учебное пособие. Минск, 1984.

20. Психология детства.  Практикум./Под ред. А.А. Реана.  М.: Олма-пресс, 2003.

21. Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии. СПб:  Питер, 2001.

22. Смирнов А.А.  Проблемы психологии памяти. М., 1966.

23. Тихомирова Л.Ф.  Познавательные способности. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.

24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по  детской психологии. М.: Владос, 1995.

25. Хрестоматия по  общей психологии. Психология памяти. М., 1979.

Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста