Развитие образа-Я у дошкольников с нарушением психического развития (нарушение умственного и речевого развития)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение образа «Я» детей с нарушением психического здоровья.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть особенности становления образа-Я в детском возрасте.
2. Провести экспериментальное исследование образа-Я у детей с нарушением психического развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление образа-Я в детском возрасте 5
1.1. Становление образа «Я» 5
1.2. Особенности развития Я-концепции у детей 10
Глава 2. Экспериментальное исследование образа «Я» у детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Описание методик исследования 17
2.3 Анализ результатов исследования 24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Развитие образа-Я у дошкольников с нарушением психического развития (нарушение умственного и речевого развития).doc

— 196.50 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 3

Результаты исследования по методике «Рисунок семьи» (Экспериментальная группа)

Имя

Тревожность

Агрессивность

Общительность

Катя

9

1

0

Ваня

10

2

0

Лена

10

2

1

Юля

8

1

0

Коля

10

1

0


 

              По данным, представленным в таблице видно, что у детей с нарушением умственного развития наблюдается повышенный уровень тревожности. Агрессивность в рисунках детей практически не была выявлена. Также как и общительность. Т.е. рисунки детей свидетельствовали о замкнутости детей, необщительности, но всё-таки наблюдалось стремление к общению. Т.е. взрослым в семье необходимо как можно больше общаться с детьми, выводить их на разговор, обсуждать какие-то темы, т.е. приучать детей к общению.

У детей с нормальным развитием уровень тревожности и агрессивности выражен на низком уровне. В то время как общительность очень сильно выражена.

              Далее на третьем этапе нами было проведено исследование самооценки с помощью методики, разработанной Демо-Рубиншейн. В результате исследования были получены следующие данные, представленные в таблице 4.

 

 

 

 

Таблица 4

Результаты исследования самооценки по методике Демо-Рубинштейна

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Баллы

Имя

Баллы

1

Валя

55

Катя

20

2

Саша

60

Ваня

30

3

Слава

50

Лена

20

4

Маша

50

Юля

40

5

Даша

50

Коля

30


 

              По данным, представленным в таблице видно, что у детей с нарушением умственного развития наблюдается низкий уровень самооценки, так все дети набрали меньше 50 баллов. Однако среди детей у Кати и Лены наблюдается совсем низкий уровень самооценки, у Юли уровень самооценки выше всех в группе, но всё равно по количеству баллов свидетельствует о низком уровне самооценки.

А у детей с нормальным развитием самооценка развита на среднем уровне и отражает адекватное отношение к себе и своим поступкам.

              Далее нами была проведена методика «Цветовая социометрия». Результаты исследования также представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты исследования по методике «Цветовая социометрия»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Цвет

Имя

Цвет

Валя

Красный

Катя

Серый

Саша

Оранжевый

Ваня

Белый

Слава

Красный

Лена

Зеленый

Маша

Красный

Юля

Белый

Даша

Оранжевый

Коля

Белый


 

              По данным, представленным в таблице видно, что трое детей выбрали белый цвет. Это говорит о том, что они обладают стремлением к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Неадекватно относятся к себе, но  при этом ищут поддержку в других.

              Лена выбрала зеленый цвет. Это говорит о том, что она желает самоутвердиться, понравиться другим, но у неё не часто проявляются страхи, которые заставляют её уединяться и избегать общения.

              Катя выбрала серый цвет. Это говорит о том, что она испытывает постоянные внутренние конфликты, стремится уйти от неприятностей. Она тревожный и ранимый ребенок.

              У испытуемых контрольной группы наблюдается выбор красного цвета, что  говорит о том, что они веселые, целеустремленные, склонные к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства.

И оранжевый цвет, который говорит о том, что они оптимисты. Любят участвовать в многолюдных развлечениях. Озабочены своим внешним видом. Приятные собеседники.

              Далее на последнем этапе исследования использовалась методика «Капитан корабля» в результате были получены следующие данные, представленные в таблице 6.

Таблица 6

Результаты исследования по методике «Капитан корабля»

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Количество выборов

Имя

Количество выборов

Валя

3

Катя

0

Саша

4

Ваня

1

Слава

5

Лена

2

Маша

3

Юля

1

Даша

3

Коля

1


 

              По данным, представленным в таблице видно, что Лена получила два выбора по методике. А Катя ни одного. Это говорит о том, что Катя совсем не общительная, старается не вступать сама в разговор и предпочитает играть и сидеть в одиночестве. Остальные получили по одному выбору. Это также не свидетельствует об общительности детей. В любом случае количество выборов было маленькое у всех, что говорит о том, что дети предпочитают быть в одиночестве. Им трудно общаться, потому что у них сильно занижена самооценка, как это было определено ранее.

              У детей контрольной группы наоборот выражена активность и общительность, дети предпочитают быть в обществе, и не приемлют одиночество.

Вывод:

Таким образом, сделаны следующие выводы:

1. У всех детей с нарушением умственного развития очень сильно занижена самооценка, в отличие от детей с нормальным развитием.

2. Дети с нарушением умственного развития обладают высоким уровнем тревожности, в то время как дети с нормальным развитием обладают умеренной тревожностью.

3. Предпочитают быть в одиночестве, хотя и ищут поддержку в лице родных и близких. Дети же с нормальным развитием не любят быть в одиночестве и предпочитают быть в обществе сверстников или же взрослых.

4. Со сверстниками дети с нарушением умственного развития стараются не общаться, потому что присутствуют барьеры для общения и, прежде всего заниженная самооценка. У детей с нормальным развитием такие барьеры отсутствуют.

5. Таким образом, нами была подтверждена выдвинутая гипотеза.

 

 

             


Заключение

Подытоживая обзор взглядов зарубежных исследователей на содержание целей развития человека, можно сказать, что, во-первых, они признают наличие цели, определяющей процесс  психического   развития  человека, а во-вторых, считают этой целью максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего « Я ».

Отечественные психологи высказывали подобные идеи, но не столь явно. В ходе  психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней. Переходя к все более высоким формам отражения от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается с все более широкой сферой действительности.

Сходные идеи высказывал и Б. Г. Ананьев, что общим эффектом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и "Я" – ядро личности с определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью – все это самые поздние продукты развития человека.

Информация о работе Развитие образа-Я у дошкольников с нарушением психического развития (нарушение умственного и речевого развития)