Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение образа «Я» детей с нарушением психического здоровья.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть особенности становления образа-Я в детском возрасте.
2. Провести экспериментальное исследование образа-Я у детей с нарушением психического развития.
Введение 3
Глава 1. Становление образа-Я в детском возрасте 5
1.1. Становление образа «Я» 5
1.2. Особенности развития Я-концепции у детей 10
Глава 2. Экспериментальное исследование образа «Я» у детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Описание методик исследования 17
2.3 Анализ результатов исследования 24
Заключение 30
Список литературы 32
Таблица 3
Результаты исследования по методике «Рисунок семьи» (Экспериментальная группа)
Имя | Тревожность | Агрессивность | Общительность |
Катя | 9 | 1 | 0 |
Ваня | 10 | 2 | 0 |
Лена | 10 | 2 | 1 |
Юля | 8 | 1 | 0 |
Коля | 10 | 1 | 0 |
По данным, представленным в таблице видно, что у детей с нарушением умственного развития наблюдается повышенный уровень тревожности. Агрессивность в рисунках детей практически не была выявлена. Также как и общительность. Т.е. рисунки детей свидетельствовали о замкнутости детей, необщительности, но всё-таки наблюдалось стремление к общению. Т.е. взрослым в семье необходимо как можно больше общаться с детьми, выводить их на разговор, обсуждать какие-то темы, т.е. приучать детей к общению.
У детей с нормальным развитием уровень тревожности и агрессивности выражен на низком уровне. В то время как общительность очень сильно выражена.
Далее на третьем этапе нами было проведено исследование самооценки с помощью методики, разработанной Демо-Рубиншейн. В результате исследования были получены следующие данные, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования самооценки по методике Демо-Рубинштейна
№ | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Имя | Баллы | Имя | Баллы | |
1 | Валя | 55 | Катя | 20 |
2 | Саша | 60 | Ваня | 30 |
3 | Слава | 50 | Лена | 20 |
4 | Маша | 50 | Юля | 40 |
5 | Даша | 50 | Коля | 30 |
По данным, представленным в таблице видно, что у детей с нарушением умственного развития наблюдается низкий уровень самооценки, так все дети набрали меньше 50 баллов. Однако среди детей у Кати и Лены наблюдается совсем низкий уровень самооценки, у Юли уровень самооценки выше всех в группе, но всё равно по количеству баллов свидетельствует о низком уровне самооценки.
А у детей с нормальным развитием самооценка развита на среднем уровне и отражает адекватное отношение к себе и своим поступкам.
Далее нами была проведена методика «Цветовая социометрия». Результаты исследования также представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты исследования по методике «Цветовая социометрия»
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Имя | Цвет | Имя | Цвет |
Валя | Красный | Катя | Серый |
Саша | Оранжевый | Ваня | Белый |
Слава | Красный | Лена | Зеленый |
Маша | Красный | Юля | Белый |
Даша | Оранжевый | Коля | Белый |
По данным, представленным в таблице видно, что трое детей выбрали белый цвет. Это говорит о том, что они обладают стремлением к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Неадекватно относятся к себе, но при этом ищут поддержку в других.
Лена выбрала зеленый цвет. Это говорит о том, что она желает самоутвердиться, понравиться другим, но у неё не часто проявляются страхи, которые заставляют её уединяться и избегать общения.
Катя выбрала серый цвет. Это говорит о том, что она испытывает постоянные внутренние конфликты, стремится уйти от неприятностей. Она тревожный и ранимый ребенок.
У испытуемых контрольной группы наблюдается выбор красного цвета, что говорит о том, что они веселые, целеустремленные, склонные к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства.
И оранжевый цвет, который говорит о том, что они оптимисты. Любят участвовать в многолюдных развлечениях. Озабочены своим внешним видом. Приятные собеседники.
Далее на последнем этапе исследования использовалась методика «Капитан корабля» в результате были получены следующие данные, представленные в таблице 6.
Таблица 6
Результаты исследования по методике «Капитан корабля»
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Имя | Количество выборов | Имя | Количество выборов |
Валя | 3 | Катя | 0 |
Саша | 4 | Ваня | 1 |
Слава | 5 | Лена | 2 |
Маша | 3 | Юля | 1 |
Даша | 3 | Коля | 1 |
По данным, представленным в таблице видно, что Лена получила два выбора по методике. А Катя ни одного. Это говорит о том, что Катя совсем не общительная, старается не вступать сама в разговор и предпочитает играть и сидеть в одиночестве. Остальные получили по одному выбору. Это также не свидетельствует об общительности детей. В любом случае количество выборов было маленькое у всех, что говорит о том, что дети предпочитают быть в одиночестве. Им трудно общаться, потому что у них сильно занижена самооценка, как это было определено ранее.
У детей контрольной группы наоборот выражена активность и общительность, дети предпочитают быть в обществе, и не приемлют одиночество.
Вывод:
Таким образом, сделаны следующие выводы:
1. У всех детей с нарушением умственного развития очень сильно занижена самооценка, в отличие от детей с нормальным развитием.
2. Дети с нарушением умственного развития обладают высоким уровнем тревожности, в то время как дети с нормальным развитием обладают умеренной тревожностью.
3. Предпочитают быть в одиночестве, хотя и ищут поддержку в лице родных и близких. Дети же с нормальным развитием не любят быть в одиночестве и предпочитают быть в обществе сверстников или же взрослых.
4. Со сверстниками дети с нарушением умственного развития стараются не общаться, потому что присутствуют барьеры для общения и, прежде всего заниженная самооценка. У детей с нормальным развитием такие барьеры отсутствуют.
5. Таким образом, нами была подтверждена выдвинутая гипотеза.
Подытоживая обзор взглядов зарубежных исследователей на содержание целей развития человека, можно сказать, что, во-первых, они признают наличие цели, определяющей процесс психического развития человека, а во-вторых, считают этой целью максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего « Я ».
Отечественные психологи высказывали подобные идеи, но не столь явно. В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней. Переходя к все более высоким формам отражения от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается с все более широкой сферой действительности.
Сходные идеи высказывал и Б. Г. Ананьев, что общим эффектом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и "Я" – ядро личности с определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью – все это самые поздние продукты развития человека.