Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение образа «Я» детей с нарушением психического здоровья.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть особенности становления образа-Я в детском возрасте.
2. Провести экспериментальное исследование образа-Я у детей с нарушением психического развития.
Введение 3
Глава 1. Становление образа-Я в детском возрасте 5
1.1. Становление образа «Я» 5
1.2. Особенности развития Я-концепции у детей 10
Глава 2. Экспериментальное исследование образа «Я» у детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития 17
2.1 Организация исследования 17
2.2 Описание методик исследования 17
2.3 Анализ результатов исследования 24
Заключение 30
Список литературы 32
Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".
Инструкция 4: " Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".
Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".
При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задаются вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь ... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Методика Демо-Рубинштейн
Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению, находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.
Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.
Основные параметры самооценки - это ее высота, устойчивость и реалистичность.
После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний - от нижней точки шкалы до знака “х”; высоту самооценки - от “о” до знака “-”; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.
Высота самооценки (-)
Количество баллов примерно от 50 до 75 (”средняя” и “высокая” самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности - закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?
Уровень притязаний (х)
Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) - между этими отметками.
Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.
Методика «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты могут быть заполнены.
2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Социометрия «Капитан корабля»
Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?
2. Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?
Целью данного исследования является определение особенностей Я-концепции детей с нарушением умственного развития. В исследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития и 5 детей с нормальным развитием. Для исследования были подобраны выше описанные методики.
На первом этапе исследования проводилась методика лесенка. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике «лесенка»
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||||
Имя | Ступенька | Самооценка | Имя | Ступенька | Самооценка |
Валя С. | 5 | Умеренная | Катя | 1 | Заниженная |
Саша А. | 6 | Умеренная | Ваня | 2 | Заниженная |
Слава З. | 6 | Умеренная | Лена | 3 | Заниженная |
Маша П. | 5 | Умеренная | Юля | 1 | Заниженная |
Даша О. | 9 | Завышенная | Коля | 1 | Заниженная |
По данным, представленным в таблице видно, что у детей с нарушением умственного развития очень низкая самооценка. Все дети поставили себя на нижние ступеньки лестницы, что свидетельствует о выраженной низкой самооценке. А вот у детей с нормальным развитием самооценка адекватная и только у Даши самооценка завышенная.
Далее на втором этапе исследования проведена методика «рисунок семьи» направленная на выявление эмоционального состояния детей в кругу семьи. Результаты исследования представлены в таблице 2 и 3.
Таблица 2
Результаты исследования по методике «Рисунок семьи» (Контрольная группа)
Имя | Тревожность | Агрессивность | Общительность |
Валя | 2 | 5 | 9 |
Саша | 3 | 2 | 8 |
Слава | 3 | 5 | 8 |
Маша | 2 | 2 | 10 |
Даша | 3 | 3 | 9 |