Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:57, контрольная работа
Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной реч
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим - рубим, (прямые ладони вверх вниз)
Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)
Мы капусту солим - солим, (поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту жмём - жмём - жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке - косолапому,
Зайчику усатому.
На первые две строчки - ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.
СТРОИТЕЛЬ
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом
чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем
вверх и растопыриваем
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
КОРАБЛИК
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - смотрим вдаль)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие
И по морю поплыву пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
ПАУЧОК
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
ЛАДОНЬ - КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То - ладонь, а то - кулак.
Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно ( правая - ладонь, левая - кулак).
БУСИНКИ - ГОРОШКИ
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).
КАРАНДАШ
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
ОРЕХИ
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
ПОМОШНИК
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
ДОРОЖКА
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Вот волшебный самолёт
Отправляется в полёт.
Он планирует над партой.
Ну а где же наша карта?
Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы - под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.
Мы зажили карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот -
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец - сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
ОСЛИК
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай - качай - качай,
Но давай-ка не теряй.
Зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
ЧАСЫ
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево - так да тик.
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
КАЧЕЛИ
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.
Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике.
Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.
Диагностики для младшего дошкольного возраста
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Диагностика № 1
1. Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
2. Выполнение
по тактильному образцу с
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.
3. Перенос
позы с выключением
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результатов
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка:
нарушение зрительно-
3) Ребенок
воспроизводит позу только
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не
может воспроизвести позу, заданную
на другой руке. (Справа налево
- теменные отделы левого
Диагностика №2
1. Кулак - ребро - ладонь (сначала правая, потом левая)
2. Графические пробы
- зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу.
- заборчик
- дом - башня (зубчик-заборчик)
3. Реципрокная (координация)
Предложить ребенку положить перед собой руки - одна сжата в кулак, а другая - распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
Оценка результатов
1. Не
может плавно переходить от
одного движения к другому;
движения разорваны,
* нарушение
динамической координации
2. С трудом переключается с одного движения на другое:
* инертность движений
3. Неправильно
воспроизводит
* нарушение пространственного координации двигательного навыка.
4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы:
* нарушение реципрокной координации
5. Отстает одна рука
6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую
* игнорирование левой руки (правое полушарие.
Диагностики для старшего дошкольного возраста
Диагностика № 1
Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр: