Развитие мелкой моторики рук

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной реч

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дисциплине2.docx

— 44.91 Кб (Скачать)

     Как же быть без хруста, если я капуста.

     Мы  капусту рубим - рубим, (прямые ладони вверх вниз)

     Мы  капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок  о кулачёк)

     Мы  капусту солим - солим, (поглаживание подушечек пальцев)

     Мы  капусту жмём - жмём - жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)

     СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

     Сидит белка на тележке,

     Продаёт свои орешки:

     Лисичке - сестричке,

     Воробью, синичке,

     Мишке - косолапому,

     Зайчику усатому.

     На  первые две строчки - ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме  потешки, на следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

     СТРОИТЕЛЬ

     Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

     Чтоб  окошко было в нём, (Пальчики обеих  рук соединить в кружочек)

     Чтоб  у дома дверь была, (Ладошки рук  соединяем вместе вертикально)

     Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем  вверх и растопыриваем пальчики)

     Чтоб  вокруг забор стоял,

     Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в  замочек и делаем круг перед собой)

     Солнце  было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены. Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

     И тюльпан  в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

     КОРАБЛИК

     По  реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние  открыты - показываем "кораблик")

     Он  плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - смотрим вдаль)

     На  кораблике четыре очень храбрых  моряка.(Показать 4 пальца)

     У них  ушки на макушке, (Приставляем обе  ладошки к своим ушам)

     У них  длинные хвосты, (Кончики пальцев  обеих рук соединяем вместе и  далее медленно разводим руки в стороны)

     И страшны  им только кошки,

     Только  кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

     ЛОДОЧКА

     Две ладошки прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие

     И по морю поплыву пальцы)

     Две ладошки, друзья, -

     Это лодочка моя. (Делать волнообразные  движения руками - "лодочка плывёт")

     Паруса  подниму, (У соединенных вместе рук  в форме "лодочки" поднять вверх  большие пальцы)

     Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные  движения руками "лодочкой")

     А по бурным волнам

     Плывут  рыбки тут и там. (Полностью  соединить друг с другом две ладошки  для имитации рыбок и снова  волнообразные движения - "рыбки  плывут")

     ПАУЧОК

     (Руки  скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

     Паучок  ходил по ветке,

     А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

     Дождик  с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

     Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами  прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

     Солнце  стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

     Паучок  ползёт опять, ("Паучки" ползают  по голове.)

     А за ним ползут все детки,

     Чтобы погулять на ветке.

     ЛАДОНЬ - КУЛАК

     - Хочешь? Тоже делай так:

     То - ладонь, а то - кулак.

     Ладони  прижаты к столу. Одновременно сжимать  кулачки, потом разжать, по тексту. Для  усложнения можно ускорить темп или  делать руки поочередно ( правая - ладонь, левая - кулак).

     БУСИНКИ - ГОРОШКИ

     Покатаю я в руках

     Бусинки, горошки.

     Станьте ловкими скорей,

     Пальчики, ладошки.

     Дети  старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).

     КАРАНДАШ

     Карандаш  в руках катаю,

     Между пальчиков верчу.

     Непременно  каждый пальчик

     Быть  послушным научу.

     ОРЕХИ

     Научился  два ореха 

     Между пальцами держать.

     Это в школе мне поможет

     Буквы ровные писать.

     ПОМОШНИК

     Я крупу  перебираю,

     Мамочке помочь хочу.

     Я с  закрытыми глазами 

     Рис от гречки отличу.

     ДОРОЖКА

     Я взяла  горошка

     Выложить  дорожку,

     Чтобы бегали по ней

     Зайчики и кошки.

     Вот волшебный самолёт

     Отправляется  в полёт.

     Он  планирует над партой.

     Ну  а где же наша карта?

     Дети  кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута  ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы - под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.

     Мы  зажили карандаш,

     Отогнулся пальчик наш.

     Он  теперь у нас пилот -

     Отправляется  в полёт.

     Дети  кладут карандаш на середину безымянного  пальца правой руки. Кисть повёрнута  ладонью вниз. Указательный, средний  пальцы и мизинец - сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с  другой рукой.

     ОСЛИК

     Ослик хвостиком качал,

     Чуть  его не потерял.

     Ты  качай - качай - качай,

     Но  давай-ка не теряй.

     Зажимают  карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его  покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

     ЧАСЫ

     Есть  часы теперь у нас,

     Бьют  исправно каждый час.

     Снизу маятник у них:

     Вправо-влево - так да тик.

     Дети  зажимают карандаш указательным и средним  пальцами правой руки. Начинают его  покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

     КАЧЕЛИ

     Ручку пальчиками взяли,

     Вправо-влево  покачали.

     - «Что  такое? Неужели 

     Я попала на качели?»

     Дети  зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его  покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

     Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у дошкольников

     Современная дидактика придаёт всё большее  значение педагогической диагностике.

     Все предлагаемые задания могут проводиться  неоднократно. Но проводить их слишком  часто не следует. Это приведет к  тому, что ребёнок натренируется  в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем  один раз в три - четыре месяца, или  два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.

     Диагностики для младшего дошкольного возраста

     Уровень развития мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста можно  определить с помощью следующих  заданий:

     Диагностика № 1

     1. Выполнение  по зрительному образцу: 

     · соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"

     · пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"

     · 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"

     То  же левой рукой.

     2. Выполнение  по тактильному образцу с выключением  зрительного анализатора: 

     · с  закрытыми глазами задать своей  рукой "зайчика" и "козу"

     · открыть  глаза - повтор движений.

     3. Перенос  позы с выключением зрительного  анализатора: 

     · Взрослый делает позу на левой руке, ребенок  повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

     Оценка  результатов

     1) Ребенок  не может найти нужный набор  движений (перебирает пальцы, помогает  другой рукой, ошибается) 

     Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.

     2) Ребенок  неправильно располагает позу  в пространстве, воспроизводит позу  зеркально. 

     Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.

     3) Ребенок  воспроизводит позу только правого  указательного пальца, левого - игнорирует.

     Оценка: односторонняя пространственная агнозия.

     4) С  трудом переключается на новую  позу, повторяет одно из предыдущих  движений.

     Оценка: инертность движений (лобные доли).

     5) Не  может воспроизвести позу, заданную  на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария;  слева направо - правое полушарие). Оценка: нарушение кинестетической  основы движения.

     Диагностика №2

     1. Кулак  - ребро - ладонь (сначала правая, потом левая) 

     2. Графические  пробы 

     - зубчики  (нелинованный лист) 20 сек. на пробу. 

     - заборчик

     - дом  - башня (зубчик-заборчик)

     3. Реципрокная  (координация) 

     Предложить  ребенку положить перед собой  руки - одна сжата в кулак, а другая - распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

     Оценка  результатов

     1. Не  может плавно переходить от  одного движения к другому;  движения разорваны, изолированы: 

     * нарушение  динамической координации двигательного  навыка.

     2. С  трудом переключается с одного  движения на другое:

     * инертность  движений 

     3. Неправильно  воспроизводит пространственное  направление движения:

     * нарушение  пространственного координации  двигательного навыка.

     4. Не  может одновременно изменять  положение обеих рук, движения  каждой руки изолированы: 

     * нарушение  реципрокной координации 

     5. Отстает  одна рука 

     6. Воспроизводит  движения только правой рукой,  игнорируя левую

     * игнорирование  левой руки (правое полушарие.

     Диагностики для старшего дошкольного возраста

     Диагностика № 1

     Уровень развития ручной ловкости у детей  старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:

Информация о работе Развитие мелкой моторики рук