Развитие мелкой моторики рук

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной реч

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дисциплине2.docx

— 44.91 Кб (Скачать)
 
 
 
 

                      Контрольная работа по дисциплине

     Психология  лиц с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

                Тема: «Развитие мелкой моторики  рук» 

                                                                                

       

                                                               Работу выполнила студентка   факультета

                                                                                                 Педагогики начального и

                                                                             специального образования    466 группы

                                                          Безрукова Эльмира Рагимовна

 

     Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

     Мелкая  моторика - это точные общие и  специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием  произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

     Учёные  пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают  достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные  движения пальцами, у него резко  усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов  мозга, то есть речевые области формируются  под влиянием импульсов, поступающих  от пальцев.

     Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять  точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие  предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать  коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать  тюбики и гайки, завязывать и развязывать  и т.д.

     Это важно при своевременном речевом  развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме  того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические  упражнения по тренировке движений пальцев  являются мощным средством повышения  работоспособности головного мозга.

     Обычно  ребёнок, имеющий высокий уровень  развития мелкой моторики, умеет логически  рассуждать, у него достаточно развиты  память, внимание, связная речь.

     Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

     · Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

     · Игры с пальчиками создают благоприятный  эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

     · Малыш  учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

     · Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

     · Развивается  память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения  рук и последовательность движений.

     · У  малыша развивается воображение  и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками»  целые истории.

     · В  результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение  навыком письма.

     Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики

     Упражнения  для развития мелкой моторики можно  условно разделить на три группы.

     Первая  группа. Упражнения для кистей рук

     · Развивают  подражательную способность;

     · Учат напрягать и расслаблять мышцы;

     · Развивают  умение сохранять положение пальцев  некоторое время;

     · Учат переключаться с одного движения на другое.

     Вторая  группа. Упражнения для пальцев условно  статические

     · Совершают  полученные навыки на более высоком  уровне и требуют более точных движений.

     Третья  группа. Упражнения для пальцев динамические

     · Развивают  точную координацию движений;

     · Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

     · Учат противопоставлять большой палец  остальным.

     Все эти упражнения будут полезны  не только детям с задержкой в  развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое  развитие происходит своевременно.

     При проведении игр необходимо соблюдать  следующие правила:

     · Отрабатывайте  последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

     · Игровые  задания должны постепенно усложняться.

     · Начинать игру можно только, когда ребёнок  хочет играть.

     · Никогда  не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

     · Недопустимо  переутомление ребёнка в игре.

     Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

     Формы работы по развитию мелкой моторики рук  могут быть традиционными и нетрадиционными

     Традиционные:

     · Самомассаж кистей и пальцев рук;

     · Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

     · Пальчиковая  гимнастика без речевого сопровождения;

     · Графические  упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

     · Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование  мелками, углём;

     · Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

     · Кукольные  театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

     · Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой  же на ощупь», «Чудесный мешочек».

     Нетрадиционные:

     · Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

     · Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

     Содержание  пальчиковых игр и гимнастики для детей разных возрастов

     Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и  увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые  игры как бы отражают реальность окружающего  мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой  игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым  вырабатывается ловкость, умение управлять  своими движениями, концентрировать  внимание на одном виде деятельности.

     Дети  от года до трёх лет хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной  рукой, например:

     пальчиковый игра дошкольный гимнастика моторика рука

     МОЯ СЕМЬЯ

     Этот  пальчик - дедушка,

     Этот  пальчик - бабушка,

     Этот  пальчик - папочка,

     Этот  пальчик - мамочка,

     Этот  пальчик - я,

     Вот и вся моя семья!

     Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

     ПАЛЬЧИК - МАЛЬЧИК

     - Пальчик-мальчик,  где ты был?

     - С  этим братцем в лес ходил,

     С этим братцем щи варил,

     С этим братцем кашу ел,

     С этим братцем песни пел.

     На  первую строчку показать большой  палец. Затем поочерёдно соединять  его с остальными пальцами одной  руки.

     УЛЕЙ

     Вот маленький улей где пчёлы спрятались,

     Никто их не видит.

     Вот они показались из улья.

     Одна, две, три, четыре, пять!

     Ззззззз!

     Пальцы  сжаты в кулак, затем отгибают по одному. На последнюю строчку  руку поднимают вверх с растопыренными пальцами имитирую полёт пчелок.

     КУЛАЧОК - ВАНЮША

     Ванька-встанька,

     Ванька-встанька

     спрятать  большой палец в кулак

     Просыпайся, улыбайся.

     постучать по кулаку пальчиком ребёнка

     Тук-тук, тук-тук.

     Ванька-встанька тут как тут!

     Большой палец выскакивает из кулака

     СПИТЕ ПАЛЬЧИКИ МОИ

     Этот  пальчик хочет спать,

     Этот  пальчик лёг в кровать,

     Этот  пальчик лишь вздремнул,

     Этот  пальчик уж заснул.

     Этот  крепко, крепко спит.

     Тише! Тише, не шумите!

     Солнце  красное взойдёт,

     Утро  ясное придёт.

     Будут птички щебетать,

     Будут пальчики вставать!

     Загибаем  и разгибаем пальчики.

     Раз, два, три, четыре, пять.

     Вышли пальчики гулять.

     Этот  пальчик гриб нашел.

     Этот  пальчик чистить стал.

     Этот - резал.

     Этот - ел.

     Ну, а этот - лишь глядел!

     Ладушки-ладошки

     Хлопали в ладошки,

     Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)

     Отдохнем  немножко. (руки на колени).

     Кашку варили,

     Ложечкой  мешали,

     Куколку кормили,

     Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

     Кулачки сложили,

     Кулачками били.

     Тук-тук  тук да тук,

     Тук-тук  тук да тук . (стучать кулачками друг о друга)

     Этот  пальчик самый толстый, самый  сильный и большой!

     Этот  пальчик для того, чтоб показывать его!

     Этот  пальчик самый длинный и стоит  он в середине!

     Этот  пальчик безымянный, он избалованный самый!

     А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

     В этом домике пять этажей:

     На  первом живет семейство ежей,

     На  втором живет семейство зайчат,

     На  третьем - семейство рыжих бельчат,

     На  четвертом живет с птенцами синица,

     На  пятом сова - очень умная птица.

     Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

     На  пятом сова,

     На  четвертом синица,

     Бельчата  на третьем,

     Зайчата - втором,

     На  первом ежи, мы еще к ним придем.

     Трёхлетние  малыши осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:

     КАПУСТА

     Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты  в «замок», поднимаем и опускаем их)

     Это, что ещё за хруст?

     Это, что ещё за куст? (растопыриваем  пальцы, имитируя куст)

Информация о работе Развитие мелкой моторики рук