Развитие личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:49, реферат

Описание работы

Это в общем правильное поведение должно быть, однако, дополнено некоторыми данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, без которого не может существовать и целесообразно действовать ни одно живое существо. Даже у младенца, когда он испытывает голод (физический или сенсорный), все его другие потребности подчиняются этому доминирующему мотиву, и он начинает действовать в строго определенном направлении. У детей же дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение.

Содержание

Введение……………………………………………………….................3

1. Психологические условия формирования личности дошкольников……………………………………………………………..4

2. Предпосылки формирования личности дошкольников……………5

2.1. Имя и его значение………………………………………………………5

2.2. Внешний образ…………………………………………………..……….5

2.3. Притязание на притязание со стороны взрослого………………….7

2.4. Притязание на притязание среди сверстников……………………..8

2.5. Детская ложь……………………………………………………………...8

2.6. Детская зависть…………………………………………………………..9

2.7. Половая идентификация………………………………………………10

2.8. Социальное пространство…………………………………………….11

2.9. Роль этических эталонов……………………………………………...12

2.10. Развитие самосознания и самооценки……………………………...14

2.11. Развитие воли…………………..……………………………………….26

3. Активность и направленность дошкольников……………………...18

3.1. Познавательная активность…………………………………………..18

3.2. Активность общения……………………………………………………19

3.3. Мотивы поведения……………………………………………………...20

3.4. Формирование самостоятельности………………………………….21

Заключение………………………………………………………………25

Литература……………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

вз. псх..doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. У младших дошкольников успех или неудача еще не влияет существенно на преодоление трудности и длительность сохранения цели. Неудача в достижении цели их не огорчает. Детей четырех-пяти лет неудачи выбивают из колеи; если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца. Так же ведут себя и большинство старших дошкольников, хотя некоторые начинают относиться к делу по-другому - стремятся во что бы то ни стало преодолеть трудности, просят дать им возможность еще раз испробовать свои силы, упорно отказываются сдаться. [4] 
 
 
 

3. Активность и направленность дошкольников. 

3.1. Познавательная активность. 

     Развивающаяся мыслительная активность изменяет и ориентировочные действия ребенка. Вместо беспорядочных, шарящих они становятся организованными, исследовательскими, подлинно познавательными... [3]

     Это новое качество действий ребенка проявляете как в обращении с вещами, так и в общении с людьми. У дошкольника эта «привлекаемость», идущая от вещей, ослабевает. Активность ребенка все чаще побуждается его интересами и потребностями. [3]

     Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. [3]

     Развитие  познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. [3]

     У него формируется вопросительное отношение к окружающему миру. [3]

     Если воспитатель поддерживает вопросы ребенка, побуждает самого ребенка искать решение возникшей задачи, если своими ответами направляет мысли ребенка на постановку и решение новых посильных задач, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность... возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е. то новое, что дополняет его знания о предмете. [3]

     Исследования  показали, что... для детей дошкольного возраста решающее значение в формировании познавательных интересов имеет способ подачи новых знаний... . [3]

     В процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов. В них явственно выражено прежде все го единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. В них тесно переплетаются старые, т. е. ранее приобретенные знания и новые, неизвестные, удивительные, которые, однако, воспринимаются ребенком как интересные только тогда, когда они уже немного известны. [3]

     Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности. [3]

     Этим  интерес принципиально отличается от потребности. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии личности. [3] 

3.2. Активность общения. 

     На  протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы активности ребенка в его общении с другими людьми и в его отношении к самому себе. [3]

     Изменение активности общения обусловлено теми новыми отношениями со взрослыми, которые возникли на основе возросших возможностей ребенка. Роль взрослого в жизни ребенка изменилась, и в результате перестроились отношения воспитателя с воспитанником. [3]

     Основным  мотивом, побуждающим ребенка вступать в общение со взрослыми, является содержательность этого общения. Дошкольники все чаще присматриваются к тому, как действуют взрослые, и подражают им. Это подражание происходит уже на более высоком уровне, чем у малыша, оно имеет произвольный характер. [3]

     Изменяются  и взаимоотношения дошкольника со сверстниками. Для дошкольника уже недостаточно «мирное соседство» с другими ребятами. Появляется желание играть с другими детьми, а старший дошкольник вообще не может играть один: он стремится рассказать что-то товарищу, выполнить вместе с ним трудовые поручения. Радость от совместной деятельности порождает новые отношения между детьми: товарищество и зачатки дружбы... [3]

     Активность  ребенка в общении, так же как и познавательная активность, приобретает у детей дошкольного возраста управляемый, произвольный характер. [3]

     Отличительной особенностью поведения детей пяти-, семилетнего возраста является переход к обобщенному восприятию правил. Правило приобретает к концу дошкольного периода характер обобщенной нормы поведения. [3]

     Накапливая  социальный опыт, опыт общения с детьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и все шире используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. [3]

     На  этой основе оформляются нравственные отношения детей к окружающим... [3] 

3.3. Мотивы поведения.

     Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок. Эти изменения сказываются в следующем:

     1. Отдельные побуждения, действовавшие эпизодически и разрозненно (а порой даже противоречиво), превращаются в  некоторую систему мотивов. В побуждениях детей все больше обнаруживается определенная последовательность. [3]

     2. Более отчетливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов. [3]

     Во  всех действиях ребенка огромное значение имеют результаты, которых он достигает. Как бы велики ни были индивидуальные различия между детьми, каковы бы ни были характерологические особенности конкретных воспитателей, их одобрение, похвала, поддержка затраченного ребенком усилия и достигнутый им реальный успех оказывают обычно значительно более сильное стимулирующее влияние на дальнейшую деятельность ребенка, чем наказание, выговоры, неудача. [3]

     Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут действовать, только представляя себе тот предмет или то действие с ним, которое отвечает их желаниям и интересам. [3]

     В дошкольном периоде формируется важнейшее качество побуждений, которым подчиняются действия зрелого воспитанного человека,— соподчинение мотивов. [3] 

3.4. Формирование самостоятельности. 

     Накопление практического опыта действования и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольника стремление к самостоятельности. Самостоятельность развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и характеру проявлений. [3]

     Развитие  у детей-дошкольников возможности и необходимости самостоятельно действовать ставит перед воспитателем трудный вопрос о мере самостоятельности, допустимой и необходимой для правильного развития ребенка. [3]

     Многочисленные  исследования... позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка. [3]

     1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением... [3]

     2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. [3]

     3. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени. Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого. [3]

     Вторая  ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях... [3]

     На  третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Основное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях... [3]

     Инициативная  активность ребенка выступает в разных формах его деятельности и общения, нередко выходя за пределы установленных взрослыми правил поведения. Одна из своеобразных форм детской активности — шалости. [3]

     В шалости ребенок проявляет свою инициативу. Она направлена на преобразование чего-то. [3]

     В шалости дети обычно проявляют положительное отношение к людям, и, хотя в процессе бурных действий ребенок может проявить неловкость, даже сделать больно другому, он сам этого пугается, старается приласкать и утешить пострадавшего. Этим доброжелательным отношением к людям шалость отличается от озорства, где инициатива ребенка намеренно направляется на то, чтобы досадить взрослому или сверстнику, доставить ему неприятность. [3]

     Могут быть выделены следующие группы шалостей. Первую группу составляют шалости-игры. Ребенок либо просто действует с другими, проявляя свою силу, увертливость, ловкость, либо, взяв на себя какую-то роль, проделывает то же самое под видом какого-то персонажа — волка, собаки, кошки, наездника и т. д. … [3]

     Ко  второй группе можно отнести шалости как необычные действия ребенка с вещами. Они мотивируются исследовательским, познавательным отношением к окружающему. Этот мотив можно было бы выразить формулой: «Что получится, если...» [3]

     Такие шалости характерны для детей более старшего возраста... [3]

     К третьей группе могут быть отнесены шалости, которые побуждаются стремлением ребенка проверить свои возможности и утвердиться в них. Мотив таких шалостей может быть выражен вопросом: «А сумею ли я?»... [3]

     Итак, в дошкольном периоде детства... происходят существенные изменения... [3]

     1. Перестраивается направленность ребенка. [3]

     2. В формировании общественных мотивов поведения значительная роль принадлежит образцам, в качестве которых выступают конкретные взрослые люди. [3]

     3. На основе выработанных стереотипов поведения может успешно формироваться ценнейшее качество личности — самостоятельность. [3]

     Нарастающая самостоятельность детей проявляется в различных формах инициативной активности детей, в постановке цели действия, выборе способа действия, подчинении тому или другому мотиву, а также иногда в непослушании, самоволии и упрямстве. Активность детей этого возраста имеет в основном познавательный характер и направленность на преобразование окружающего (посильное для дошкольников), открытие неизвестного (и самого себя), общение со взрослыми и детьми. [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств. [4]

     Внутренняя  позиция ребенка проявляет себя в весьма своеобразной форме. Это  или эмоционально окрашенные образы, или ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая в упорстве, или другие частные психические достижения, которые вдруг доминируют над общими достижениями в процессе целостного психического развития. Эти ситуативные доминирования, возникнув и заявив о себе, быстро исчезают. Однако именно они окрашивают процесс развития личности ребенка неповторимым обаянием детских проявлений «самости» и «чувства личности». [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие личности дошкольника