Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы, а так же изучение особенностей развития эмоциональной сферы при использовании различных психодиагностических методов и методик.
Задачи:
теоретическая;
экспериментальная;
практическая (прикладная).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы……………………………………………..……………………………....5
Понятие об эмоциях …………..…………………………………...5
Генезис развития эмоциональной сферы у детей разных возрастов………………….…………………………………………7
Проблема развития эмоциональной сферы………………………
Инновационный подход к развитию эмоциональной сферы…..
Развивающая работа
Коррекционная работа
Психологическая консультация для педагогического персонала
Психологическая консультация для родителей

Глава II Опытно-экспериментальная работа по изучению эмоциональной сферы у детей __возраста………………………………………………….…...12
2.1 Задачи и организация экспериментального исследования…….................................................................................................12
2.2 Использование психодиагностики эмоциональной сферы……………………………………………………………………….……18
2.3 Анализ развития эмоциональной сферы у детей ____возраста…
Заключение……………………………………………………………………....21
Рекомендации…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Эмоции и чувства..doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     На  протяжении дошкольного детства  происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более  глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне  изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.

     Ребенок познает мир прежде всего в  образах, наглядно, конкретно. Образы эти  чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо "плотнее", чем наше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 

       Сегодня есть достаточно много  методик, где диагностируют эмоциональную  сферу ребенка-дошкольника.

       Опираясь на  учебное пособие  Данилиной Т.А «В мире детских  эмоций», можно выделить следующее:

       Для диагностики эмоциональной сферы ребенка авторы предлагают следующие параметры:

- адекватная  реакция на различные явления  окружающей среды; 

- дифференциация  и адекватная интерпретация эмоциональных  состояний других людей; 

- широта диапазона  понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;

- адекватные  проявления эмоционального состояния  в коммуникативной сфере. 

     Методика  «Сюжетные картинки» (модифицированная) автор Р.Р.Калинина. направлена на изучение адекватности эмоциональных реакций детей на моральные нормы, а так же умение ребенка дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам.

    Пример  выполнения детьми задания  «Сюжетные картинки»

Взрослый дает ребенку следующие две картинки с изображением положительного и отрицательного поступка. ребенок берет картинки , рассматривает, раскладывает и объясняет.

Ребенок.  Этот мальчик совершил плохой поступок. Потому что он другому  мальчику лошадь не дает поиграть (При этом лицо у него серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что не доволен поступком мальчика. После этого Женя переводит взгляд на другую картинку, заулыбался)

    А этот мальчик хорошо поступил , потому что он дает другому мальчику кубики что бы вместе дом строить. Он не жадный. Надо вместе играть. Мы в группе всегда вместе дома строим.

Оценка: Ребенок проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок. Приводит примеры из личной жизни.

Он  обосновывает свой выбор ( в ряде случаев называют моральную норму) ; эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

  Задача такой  диагностики – определить психологический диагноз, то есть установить психолого - эмоциональные характеристики и особенности ребенка. Эмпирический диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л.С. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и их возможные последствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, называется этиологическим. Высший уровень психологического диагноза - это типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом.

      По Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять "внутреннюю логику самодвижения" процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Дальнейшая разработка теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, мы выяснили, что ответить на вопрос «Зачем нужны эмоции и чувства?»  односложно нельзя. Дело в том, что  эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства», которые «в быту» часто используются как равноценные, на самом деле обозначают различные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

    В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.

    Важное  отличие чувств от эмоций заключается  в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием.

    Изучая  психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что одна из главных  функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

    По  мнению советского психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно.

    Тем не менее, многие явления эмоциональной  жизни никак в психологические формулу не укладываются. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем более, эмоциональная!

    А жизнь детей-дошкольников богаче вдвое. Поэтому важно научить дошкольника  правильно выражать эмоции по тому или иному поводу, в том или  ином месте. Развитие и диагностика  эмоциональной сферы дошкольников полностью зависит от социального окружения , микроклимата, от правильно построенной методической работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Анохин  П.К. Эмоции БМЭ. Т. 35 С. 339-341
  2. Данилова Т.А. в мире детских эмоций. – М., 2004.
  3. Лубовский В.И.Специальная психология. – М ., 2003.
  4. Максименко С.Д. Общая психология. – М., С. 269
  5. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
  6. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981. С. 88-98
  7. Шариков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства. – М., Логос, 2002. С 24-55
  8. Электронный журнал "Психологическая науки и образование" www.Psyedu.ru

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников