Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы, а так же изучение особенностей развития эмоциональной сферы при использовании различных психодиагностических методов и методик.
Задачи:
теоретическая;
экспериментальная;
практическая (прикладная).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы развития эмоциональной сферы……………………………………………..……………………………....5
Понятие об эмоциях …………..…………………………………...5
Генезис развития эмоциональной сферы у детей разных возрастов………………….…………………………………………7
Проблема развития эмоциональной сферы………………………
Инновационный подход к развитию эмоциональной сферы…..
Развивающая работа
Коррекционная работа
Психологическая консультация для педагогического персонала
Психологическая консультация для родителей

Глава II Опытно-экспериментальная работа по изучению эмоциональной сферы у детей __возраста………………………………………………….…...12
2.1 Задачи и организация экспериментального исследования…….................................................................................................12
2.2 Использование психодиагностики эмоциональной сферы……………………………………………………………………….……18
2.3 Анализ развития эмоциональной сферы у детей ____возраста…
Заключение……………………………………………………………………....21
Рекомендации…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Эмоции и чувства..doc

— 120.50 Кб (Скачать)

    3. Гиперкомпенсаторная функция. Она  проявляется в том, что эмоции  приводят к избыточной мобилизации  энергетических ресурсов организма.  Эволюция многократно подтвердила  преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме4. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.

    4. Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее заключается в утверждении, что «...эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им»5.

    Эмоции  реализуют познавательную и оценочную  функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается  общий адаптационный эффект.

    5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма». Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезною или вредного воздействия на организм6. Переживание явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека).

    6. Функция формирования сознания. Сознание, как известно, вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение психического в себе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Возможность же осознания предмета восприятия заключается в механизме самого психического процесса восприятия.

    В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В  переживаниях он сам выступает для  себя объектом познания. И если процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться с осознанием самого себя, а это осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания.

    В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эгоцентричности ребенка. Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей сопряжено с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок.

    7. Функция формирования внутренней  реальной человеческой жизни.  Понимание эмоций как переживаний  позволяет определить их место  в структуре психических явлений.  Человек проживает жизнь, переживая  ее. Каждое событие жизни сопровождается  эмоциями (переживаниями).

    В сознании индивида любое переживание  связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни.

    «Понятие  переживания выражает особый специфический  аспект сознания; он может быть в нем более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом — знания, особенно существенного для сознания»7. Переоценить эту представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание — это не осознанное знание о предметном мире, а живое знание — знание, проникнутое переживанием. Понимая огромную важность этого факта, Рубинштейн поставил принцип единства переживания и знания на первое место среди других принципов познания природы психического. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической точки зрения роль эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта.

        Переживания интимно входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения прежде всего обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II  Развитие и диагностика эмоциональной сферы дошкольников

 

2.1 Как развивается эмоциональная сфера у детей-дошкольников? 

   Развитие  эмоциональной сферы у дошкольников представляют следующие линии:

  1. формирование эмоциональной децентрации;
  2. умение управлять собственными эмоциями;
  3. понимание эмоционального состояния окружающих людей.

   В психологическом  словаре Ю.В. Головина,понятие децентрации трактуется так:

   Децентрация (от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену, centrum —средоточие) — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки  зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие децентрации — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное (см. Интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного (см. Коммуникация) взаимодействия. Способность субъекта к децентрации может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости, она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии децентрация обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.

   Не  каждый взрослый человек способен разобраться  во всей гамме своих переживаний, а для   ребенка  эта задача является еще более трудной.  Дети  не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

   С.Л. Рубинштейн выделял три вида  эмоциональных  переживаний. Первый - уровень органической эффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает  состояние  организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень  эмоциональных  проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

   В повседневной жизни дети  опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности  управлять  своим  эмоциональным   состоянием . Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают  эмоциональную  устойчивость  ребенка , что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

     Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание  усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания  эмоциональных  ситуаций.

     В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать "хорошей" или "плохой", "полезной" или вредной", так как ранее развитие ребенка, развитие детей, развивающие игры, сказки, детские стишки  каждая из них чему-то учит ребенка.

     Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными  нейронными программами, но, не смотря на это, в течение жизни человек  учится управлять эмоциями. То есть в формировании эмоционального мира человека большую роль играют как генетические предпосылки, так и окружающая среда, обучение, воспитание.

     В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок  наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих, и в первую очередь родителей. До 5 лет у детей существует потребность в эмоциональном контакте с родителем противоположного пола и любви к нему.

     Любовь  родителей и других близких людей  не должна носить "обусловленный  характер" — то есть, если ребенок  ее "заслужил". Однако одной только "безусловной любви" родителей  ребенку раннего возраста тоже мало, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, оценки его достижений.

     Общение ребенка со сверстниками доставляет малышу множество эмоций, причем как  положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе, валяясь на ковре. Дети, которые посещают детсад, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения. Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними детьми проявление отрицательных эмоций ( гнева, ярости, обиды) поскольку в детсадах более тесное общение, и, естественно, дети чаще "ущемляют интересы" друг друга (отбирают игрушки, толкаются и т.д.). Это происходит потому, что ребенок раннего возраста в общении с детьми всегда ориентируется на собственные желания без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать другим людям. И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь с 4-х лет, взрослые уже в период раннего возраста могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

     Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Однако это не значит, что нужно поощрять враждебное поведение или припадки гнева.

     Родителям необходимо заранее быть готовыми к  спонтанным вспышкам гнева и вести  себя обдуманно (оставаться спокойным, не отвечать излишне эмоционально). То, что ребенок выражает свои отрицательные  эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Однако взрослым необходимо следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного.

     Задача  взрослых — научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих его взрослых и детей

     Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. 

     При всей кажущейся простоте, распознавание  и передача эмоций - достаточно сложный  процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

     Дети  старшего дошкольного возраста в  целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно  определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов).

     Дети  прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

     Источником  переживаний малыша оказывается  все, к чему он прикасается, все, что  имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы дошкольников