Развитие детской психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Детская психология — наука о душе ребенка Психология — наука о душе. Уже в этом привычном для каждого психолога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на
получение четких, объективных, рациональных знаний о мире. Научное исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, не
зависимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.55 Кб (Скачать)

Резюме

Детская психология — это  наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Детство — период наиболее интенсивного и эффективного развития человека. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребенка, как смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого, рост ребенка является процессом количественных накоплений, то есть увеличением того же качества. Психическое развитие ребенка человека отличается от развития детенышей животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка.

 

2,1Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего детства возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты от ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

 

В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Это означает не только возникновение  внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка  от взрослого. Мир детской жизни  из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Самостоятельная деятельность становится похожей на деятельность взрослых, ведь взрослые выступают для ребенка  как образцы, ребенок хочет действовать  как они. Ребенок, отделяясь от взрослых, устанавливает с ними более глубокие отношения.

 

Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:

 

Негативизм  – неподчинение определенным требованиям;

Упрямство –  настаивание на своем решении;

Строптивость  – протест против порядков;

Своеволие –  стремление к самостоятельности  намерения, замысла;

Обесценивание взрослых;

Протест-бунт – который проявляется в частых ссорах с родителями.

А сейчас мы хотим предложить способы коррекции  симптоматики кризиса трех лет.

 

Во-первых –  нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно  больше были заняты, проявляли самостоятельность.

 

Например, научили  детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предложите им делать это самостоятельно, а вы наблюдайте. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды. В сюжетно-ролевой игре “Дом”  ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с  предметами, а затем мы предлагаем ему: “Одень куколку теплее. На улице  холодно, она может замерзнуть”. Здесь используется обучающий прием  и в то же время ребенок проявляет  самостоятельность в одевании. Затем  ребенок самостоятельно кормит, готовит  обед для куклы и т.д.

 

Во-вторых, через  игры-дратизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами”. С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. “Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его”. Предлагаем “забросать” Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты. Это может быть игрушка или картинка. Эффективнее всего использовать эти приемы на занятии физкультурой или на прогулке (метание, топот, крик).

 

Можно проводить  коррекцию негативных проявлений через  лепку, т.к. это пластичный материал, затем можно слепить другого  героя. “Давайте слепим лису, которая  выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая”.

 

Закрашивание  рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой  листок с изображением отрицательного героя. “Закрась мишку, который сломал теремок”.

 

Бороться  с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. “Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда  ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т.к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла”. Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию  стихов Г. Остера “Вредные советы”.

 

Никогда не мойте  уши,

Шею, руки и  лицо.

Это глупое занятье 

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются  руки,

Шея, уши и  лицо.

Так зачем  же тратить силы,

Время попусту  терять.

 

Так же с проявлением  негативного поведения помогает бороться художественная литература.

 

И. Демьянов “Дразнилки”.

 

Замарашка рук  не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее  лук посадим,

Репу –  на ладошках,

На щеках  – картошку,

На носу морковь  взойдет – 

Будет целый  огород.

 

М. Зощенко  “Глупая история”;

 

Русская народная песенка “Бабушкин козлик”;

 

Узбекская народная сказка “Упрямые козлики”.

 

Нужно отметить, что кризис может проявляться  не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности  в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка мы включаем в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх

 

Так как эта  проблема очень сложная, одному воспитателю  с ней не справиться. Нужна помощь родителей. Родителям, которые более  или менее просвещены в плане  воспитания детей, которые понимают, что такое кризис трех лет, можно  посоветовать самостоятельно почитать литературу, предложенную воспитателем. А с теми, кто своим воспитанием обостряет кризис, не замечает его проявлений, путает симптомы кризиса с непослушанием, нужно проводить индивидуальные беседы.

 

Мы показываем работу, которую проводим с детьми в группе, советуем почитать литературу. Обращаем внимание на ребенка, на его  внутренний мир, стараемся сблизить ребенка и родителей.

 

Хотим сделать  вывод, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.

2,2Общение со взрослыми в дошкольном возрасте

 

Этот  период описывается как время  овладения социальным пространством  человеческих отношений через общение  со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.

Параметры общения:

форма общения:

вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

внеситуативно-личностное (5-6 лет).

содержание  потребности в общении:

потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);

потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей  роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

ведущий мотив общения:

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

значение  данной формы общения в общем  развитии ребенка:

первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

приобщение  к моральным и нравственным ценностям  общества переход к дискурсивному  мышлению (5-6 лет).

Перечислим  лишь некоторые проблемы, возникающие  у дошкольников лишенных полноценного общения со взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, как это было показано при выделении параметров общения, для младенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении - в сотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей же из ДУИТ до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов. Т.е., они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.

Известно, что проективная методика «Рисунок человека» имеет несколько параметров для оценки: сенсомоторный, психический  и проективный. Отличие детей  из ДУИТ начинает проявляться с психического уровня: на их рисунках человек носит  схематичный характер, отсутствуют  детали. На проективном уровне особенности  состоят в том, что дети рисуют маленького человечка в нижнем углу, откуда он стремиться убежать. Эти факты  говорят о личностных и эмоциональных  проблемах (к их более подробному описанию мы вернемся при описании школьников).

3,1Для того чтобы сделать выводы об играх детей и воспитательной работе в часы игр, нужно проводить систематические и целенаправленные наблюдения, включать их в календарный план работы заведующего.

При анализе воспитательной работы в  процессе игр следует руководствоваться  задачами, определенными «Программой  воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе.

Предметом наблюдений должно быть содержание детских  игр, поведение и взаимоотношения  детей во время игры и педагогическое руководство игрой. Во время игр  держать в поле зрения и детей  и воспитателя значительно труднее, чем во время занятий, когда деятельность детей однородна. Поэтому заведующему  лучше ограничить круг объектов наблюдения и наметить одну конкретную задачу: наблюдать содержание игр в целом  или игру небольшой подгруппки детей, одного ребенка или деятельность воспитателя. При этом необходимо вести записи, собирать фактический материал, характеризующий состояние работы и дающий возможность сделать правильные выводы.

При единичных наблюдениях иногда может  показаться, что все обстоит благополучно: все дети играют, содержание игр  разнообразное,— но эти выводы могут  быть ошибочными. Например, в одной  подготовительной группе на прогулке часть девочек начинает хороводную игру, несколько мальчиков сразу  же берут городки, некоторые что-то строят в песочном дворике, остальные— бесцельно бродят по участку. Наблюдения в этой же группе на следующий день показали, что группировки детей почти не изменились, содержание игр осталось тем же, те же «одиночки» бродили по участку, не умея включиться в игры других детей. Подобная картина должна вызвать беспокойство у заведующей, так как совершенно очевидно, что педагоги в этой группе не руководят играми детей.

Пристального  внимания требует и содержание сюжетно-роле-вых игр. Если, например, в старшей группе, как и в предшествующие годы, дети играют только в «больницу» и «семью» и в их играх отражается лишь бытовая сторона жизни, значит, содержание жизни самих детей бедное. Необходимо вместе с воспитателями пересмотреть всю работу, продумать, что читать, о чем рассказывать детям, куда сходить на экскурсию, чтобы обогатить их впечатления, затронуть чувства, расширить интересы, чтобы вызвать желание отразить в играх интересные события окружающей жизни. Известно, что, если услышанное или увиденное затронуло чувства детей, они стремятся выразить свои впечатления в рисунке, лепке, конструировании и обязательно в игре.

Наблюдение  игр в целом дает представление  о наиболее популярных в группе играх, об игровых группировках детей или  их отсутствии, об игрушках и игровых  материалах, которыми дети пользуются чаще всего, о деятельности воспитателя.

Заведующий  отмечает, когда дети начали играть, как перешли к играм — сами или по указанию воспитателя. Все  ли дети были заняты. Сколько организовалось группок играющих, по скольку человек в каждой; сколько детей играло в одиночку. Какова тематика сюжетно-ролевых игр; в какие подвижные, дидактические, настольные игры играли дети, по скольку человек. Сколько детей занималось другими видами деятельности и сколько времени. Какими игрушками больше пользовались, а какими не пользовались совсем.

3,2В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном  возрасте

дети  воспроизводят не  только  знания  и  умения,  соответствующие  основам

указанных выше форм общественного сознания, но и те  исторически  возникшие

способности, которые лежат в основе теоретического сознания и  мышления,  —

рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.

В своей учебной деятельности школьники  воспроизводят  реальный  процесс

создания  людьми понятий, образов, ценностей  и  норм.  Поэтому  обучение  в

Информация о работе Развитие детской психологии