Ранний детский аутизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Классификация раннего детского аутизма…………………………………………4
Психологическая помощь детям с ранним детским аутизмом……………………5

Основные направления психологической коррекции детей с аутизмом…………6
Организация психокоррекционных занятий с детьми
с ранним детским аутизмом………………………………………………………….8
Игровая психологическая коррекция………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

реферат РДА Мамайчук.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

В процессе проведения установочных игр психолог наблюдает, как ребенок относится к игре, к игрушкам, к психологу, наблюдаются ли у него предпочтения в выборе игр и игрушек.

В процессе занятий ориентировочного этапа оцениваются эмоциональный фон, активность и самостоятельность ребенка, направленность его поведения, особенности эмоционального контакта с психологом.

Если на установочном этапе ребенку предлагалось сюжетно  обыгрывать игрушки, то на ориентировочном  этапе даются регламентированные задания, позволяющие анализировать процесс  делового общения психолога с ребенком.

Перед началом новой  серии занятий психолог вместе с  родителями обсуждает ситуации, в  которых у ребенка возникают  негативные реакции (эффективность, агрессивные  реакции, тревога, страх). Сбор информации направлен на то, чтобы в процессе коррекции можно было предложить ребенку не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование возможных ситуаций, в том числе и стрессовых, в будущем.

Важным условием психологической  коррекции эмоциональных проблем у детей с аутизмом в процессе сюжетно-ролевых игр является развитая способность ребенка входить в роль, уподоблять себя образу персонажа. Для детей, страдающих аутизмом, особенно с тяжелой степенью аффективной патологии, процесс перевоплощения в игре часто практически недоступен. Ребенок проявляет пассивность, несмотря на то, что он может сопереживать персонажу, наблюдая за развитием сюжета.

Перестройка негативных эмоциональных проявлений у таких  детей возможна в процессе игр-драматизаций на тему знакомых сказок. Целесообразность использования таких игр в психокоррекции детей с аутизмом обусловлена также существенной ограниченностью их социального опыта, речевыми проблемами, избирательностью их интересов.

В процессе игры психолог наблюдает за действиями ребенка, следит за его эмоциональным состоянием, спонтанными высказываниями.

Успех игровой психологической  коррекции у аутичных детей зависит  от следующих факторов:

•   умения психолога  установить контакт с ребенком в  игровой форме;

•   способности  правильно подобрать игровой сценарий, соответствующий уровню аффективной дезадаптации ребенка, уровню интеллектуального и речевого развития ребенка, а также психогенной ситуации, с которой сталкивался ребенок;

•   учета психологом клинико-психологических и индивидуально-психологических характеристик ребенка, участвующего в коррекции;

•   позитивной установки  родителей на процесс игровой  психологической коррекции;

•   организации  среды, в которой проходит психокоррекционный процесс, таким образом, чтобы ребенок  чувствовал себя комфортно и безопасно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Прошло более шестидесяти  лет со дня опубликования Л. Каннером первой работы по раннему детскому аутизму. За этот период написано огромное количество книг и статей, в которых  изложены крайне противоречивые взгляды на причины раннего детского аутизма, его классификацию, особенности психического развития аутичных детей и прогноз их социальной адаптации. Безусловно, наука не стоит на месте: на сегодняшний день представлены интересные исследования биологических детерминант раннего детского аутизма, особенностей когнитивного развития детей с РДА.

За последние десятилетия  отечественными и зарубежными психологами  и педагогами было создано несколько  обучающих программ, направленных на формирование коммуникативных и социальных навыков у детей с аутизмом. Это программы ТЕАССН, Т. Питерса, О. С. Никольской с соавторами и др. В настоящее время продолжают разрабатываться и внедряться в практику новые коррекционно-педагогические методы и методики психологической коррекции детей с аутизмом [Организация специализированной помощи..., 1989; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997; и др.].

Однако использование  этих программ возможно только в системе  комплексной терапии аутизма  у детей, что предполагает соблюдение следующих принципов:

•  партнерство и  сотрудничество всех специалистов, работающих с аутичными детьми;

•   обязательный контакт  с семьей ребенка;

•   учет психофармакотерапевтических  методов в системе психологической  помощи ребенку с аутизмом.

Главным и перспективным направлением деятельности психологов, на наш взгляд, является разработка методов психологической помощи детям с аутизмом с обязательным учетом не только уровня аффективной дезадаптации ребенка, но и специфики ее клинических проявлений. К сожалению, в настоящее время число таких исследований невелико. Это обусловлено отсутствием четкой клинической классификации раннего детского аутизма, когда в данную нозологическую группу нередко попадают дети с аутистическими синдромами, с ранней детской шизофренией, с психогенными реакциями и пр.

Перспективы развития теории и практики современной психологии в значительной степени зависят  от изучения психологических закономерностей  аномального развития. Это дает возможность  углубить наши представления о психологических механизмах развития когнитивных, интеллектуальных, эмоциональных функций при нормальном развитии.

Изучение особенностей искаженного  развития при раннем детском аутизме  имеет несомненное значение для  психологической науки в целом. Результаты исследований позволят:

•   глубже раскрыть особенности  влияния аффективных процессов  на развитие интеллектуальных и речевых  функций в онтогенезе;

•    проанализировать значение социальных и коммуникативных факторов в развитии высших психических функций  в онтогенезе;

•    полнее изучить механизмы  формирования сенсорно-перцептивных и  мнемических функций в онтогенезе;

•   углубить представления о  влиянии межфункциональных интеграции на развитие когнитивных, интеллектуальных и эмоциональных функций;

•   разработать теоретически обоснованные методы психологической помощи детям с эмоциональными проблемами на основе структурно-уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения.

 

Список литературы

 

1. Мамайчук И. И. «Помощь психолога  детям с аутизмом». СПб.: Речь, 2007.

2. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М.: Теревинф, 1997.


Информация о работе Ранний детский аутизм