Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:24, реферат
Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия. Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности в освоении бытовых и социальных навыков.
Введение………………………………………………………………………………3
Классификация раннего детского аутизма…………………………………………4
Психологическая помощь детям с ранним детским аутизмом……………………5
Основные направления психологической коррекции детей с аутизмом…………6
Организация психокоррекционных занятий с детьми
с ранним детским аутизмом………………………………………………………….8
Игровая психологическая коррекция………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………..16
В процессе проведения установочных игр психолог наблюдает, как ребенок относится к игре, к игрушкам, к психологу, наблюдаются ли у него предпочтения в выборе игр и игрушек.
В процессе занятий ориентировочного этапа оцениваются эмоциональный фон, активность и самостоятельность ребенка, направленность его поведения, особенности эмоционального контакта с психологом.
Если на установочном
этапе ребенку предлагалось сюжетно
обыгрывать игрушки, то на ориентировочном
этапе даются регламентированные задания,
позволяющие анализировать
Перед началом новой серии занятий психолог вместе с родителями обсуждает ситуации, в которых у ребенка возникают негативные реакции (эффективность, агрессивные реакции, тревога, страх). Сбор информации направлен на то, чтобы в процессе коррекции можно было предложить ребенку не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование возможных ситуаций, в том числе и стрессовых, в будущем.
Важным условием психологической
коррекции эмоциональных пробле
Перестройка негативных эмоциональных проявлений у таких детей возможна в процессе игр-драматизаций на тему знакомых сказок. Целесообразность использования таких игр в психокоррекции детей с аутизмом обусловлена также существенной ограниченностью их социального опыта, речевыми проблемами, избирательностью их интересов.
В процессе игры психолог наблюдает за действиями ребенка, следит за его эмоциональным состоянием, спонтанными высказываниями.
Успех игровой психологической коррекции у аутичных детей зависит от следующих факторов:
• умения психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;
• способности правильно подобрать игровой сценарий, соответствующий уровню аффективной дезадаптации ребенка, уровню интеллектуального и речевого развития ребенка, а также психогенной ситуации, с которой сталкивался ребенок;
• учета психологом
клинико-психологических и
• позитивной установки родителей на процесс игровой психологической коррекции;
• организации среды, в которой проходит психокоррекционный процесс, таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно.
Заключение
Прошло более шестидесяти лет со дня опубликования Л. Каннером первой работы по раннему детскому аутизму. За этот период написано огромное количество книг и статей, в которых изложены крайне противоречивые взгляды на причины раннего детского аутизма, его классификацию, особенности психического развития аутичных детей и прогноз их социальной адаптации. Безусловно, наука не стоит на месте: на сегодняшний день представлены интересные исследования биологических детерминант раннего детского аутизма, особенностей когнитивного развития детей с РДА.
За последние десятилетия отечественными и зарубежными психологами и педагогами было создано несколько обучающих программ, направленных на формирование коммуникативных и социальных навыков у детей с аутизмом. Это программы ТЕАССН, Т. Питерса, О. С. Никольской с соавторами и др. В настоящее время продолжают разрабатываться и внедряться в практику новые коррекционно-педагогические методы и методики психологической коррекции детей с аутизмом [Организация специализированной помощи..., 1989; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997; и др.].
Однако использование этих программ возможно только в системе комплексной терапии аутизма у детей, что предполагает соблюдение следующих принципов:
• партнерство и сотрудничество всех специалистов, работающих с аутичными детьми;
• обязательный контакт с семьей ребенка;
• учет психофармакотерапевтических
методов в системе
Главным и перспективным направлением деятельности психологов, на наш взгляд, является разработка методов психологической помощи детям с аутизмом с обязательным учетом не только уровня аффективной дезадаптации ребенка, но и специфики ее клинических проявлений. К сожалению, в настоящее время число таких исследований невелико. Это обусловлено отсутствием четкой клинической классификации раннего детского аутизма, когда в данную нозологическую группу нередко попадают дети с аутистическими синдромами, с ранней детской шизофренией, с психогенными реакциями и пр.
Перспективы развития теории
и практики современной психологии
в значительной степени зависят
от изучения психологических
Изучение особенностей искаженного развития при раннем детском аутизме имеет несомненное значение для психологической науки в целом. Результаты исследований позволят:
• глубже раскрыть особенности влияния аффективных процессов на развитие интеллектуальных и речевых функций в онтогенезе;
• проанализировать значение социальных и коммуникативных факторов в развитии высших психических функций в онтогенезе;
• полнее изучить механизмы
формирования сенсорно-перцептивных и
мнемических функций в
• углубить представления о
влиянии межфункциональных
• разработать теоретически обоснованные методы психологической помощи детям с эмоциональными проблемами на основе структурно-уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения.
Список литературы
1. Мамайчук И. И. «Помощь
2. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М.: Теревинф, 1997.