Ранний детский аутизм. Проблема социально-бытовой адаптации страдающих аутизмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

Существует богатый опыт обучения навыкам самообслуживания и бытового поведения детей, страдающих слепотой, глухотой, ДЦП или умственной отсталостью. При этом отмечается важность развития самостоятельности, активности и совместной деятельности, использования повседневных «режимных» ситуаций для развития речи и обучения бытовым навыкам, необходимость создания чувства безопасности и уверенности. ( Л.И. Аникеева 1985г.; А.Р.Маллер 1986г.)

Содержание

1. Введение - 1
2. « Странный ребенок »
1) Основные психологические особенности поведения
и развитие психики аутичного ребенка - 4
2) Поиски причин и проявления этого заболевания - 8
3) Признаки РДА - 13

3. Поведенческая терапия и российский подход
в адаптации аутичных детей
1) Общая организация поведения - 18
2) Организация стереотипов бытового поведения - 19
3) Пространственная и временная организация
занятия и распорядка дня аутичного ребенка - 20

5. Заключение - 21

7. Список изученной литературы - 24

Работа содержит 1 файл

реферат аутизм.doc

— 139.00 Кб (Скачать)


 

 

 

Ранний детский аутизм.

Проблема социально-бытовой адаптации

страдающих аутизмом.

 

П Л А Н:

 

 

1.     Введение                                                                                      - 1

 

2.     « Странный  ребенок »                                                            

   1) Основные психологические особенности поведения    

         и развитие психики аутичного ребенка                               - 4

        2) Поиски причин и  проявления этого заболевания           - 8

        3) Признаки  РДА                                                                   - 13

 

3.  Поведенческая терапия и российский подход

     в адаптации аутичных детей

1)    Общая организация поведения                                        - 18

2)    Организация стереотипов бытового поведения             - 19

3)    Пространственная и временная организация

           занятия и распорядка дня аутичного ребенка                   - 20

 

 

5.  Заключение                                                                                 - 21

 

 

7.  Список изученной литературы                                                 - 24


ВВЕДЕНИЕ

 

              Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной  и  комплексной  недостаточностью.  Это  вызывает

необходимость изучения детей не только до,  но  и  в  процессе  их

обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.

              Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Появилось достаточно много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и общении. Но, все-таки, еще многие вопросы остаются не до конца изучены. Так, я бы хотела остановиться на проблеме раннего детского аутизма (РДА), при которой нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития в то время, как при других дефектах психического развития нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер.

               РДА входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений.

              Термин аутизм  (от греч. autos – сам)  ввел  в  1912 году

Э. Блейлер для  обозначения особого вида  мышления ,  которое

регулируется  эмоциональными  потребностями  человека  и  не

зависит  от  реальной  действительности.

Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики ( акцентуация  характера ,  психопатия) ,  а  так же  в  условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

              РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. 

              Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году  С.С. Мнухиным.

              В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине синдрома Каннера  считаются следующие признаки:

1.     Аутизм  как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее  нарушение  его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;

2.     Стремление   к  постоянству ,  проявляемое  как  стереотипные

занятия, сверхпристрастие к  различным объектам, сопротивление изменениям  в окружающем;

3.     Особая характерная задержка и  нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

4.     Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология  в большей степени  связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом;) 

              Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек в пропорции 3-4: 1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в 1\3-1\4  случаев с возрастом проявляется тенденция   к   разной   степени   спонтанному   сглаживанию

патологических   черт.

            С синдромом  раннего  детского  аутизма  связано  особое

нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких.  Эта   проблема  очень плохо  изучена и  очень  многие

вопросы  в  ней  остаются  открытыми ,  что  затрудняет  процессы

обучения ,  воспитания  и  коррекции  таких  детей .  Множество

вопросов возникает в семьях, где появляется такой  ребенок.  Как

с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким  образом,

и  в какой школе его следует обучать?

Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно двадцати из каждых  10  тысяч  детей.  Именно  такова  частота  проявления

детского аутизма  и  сходных  с  ним  нарушений   психического

развития – случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании.

              Вместе с тем родители, как правило, подчеркивают, что не считают своих детей умственно отсталыми. Проявляемая в отдельные моменты сообразительность, понимание ситуации, чувствительность к музыке, стихам, природе, наконец, часто серьезное, «интеллигентное» выражение лица дают родителям надежду, что ребенок все может. И вскоре выясняется, что хотя такой ребенок действительно многое может понять сам, но ни работать, ни даже играть со взрослыми он не хочет.

              Существуют  разные точки  зрения  на  происхождение  и

клинико-психологическую структуру раннего детского аутизма.

Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей. Так, я бы хотела уделить внимание особой проблеме, с которой всегда сталкиваются  при воспитании  аутичного  ребенка,  -  это  формирование у  него

бытовых навыков и навыков самообслуживания.

              Существует богатый опыт обучения навыкам самообслуживания и бытового поведения детей, страдающих слепотой, глухотой,  ДЦП или умственной отсталостью. При этом отмечается важность развития самостоятельности, активности и совместной деятельности, использования повседневных «режимных» ситуаций для развития речи и обучения бытовым навыкам, необходимость создания чувства безопасности и уверенности. ( Л.И. Аникеева 1985г.; А.Р.Маллер 1986г.) Эти принципы и многие приемы обучения могут быть использованы и в работе с аутичными детьми. Однако в силу специфики данного нарушения развития необходимы также особые принципы обучения аутичного ребенка, учитывающие его общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта  и  взаимодействие  ребенка  со  взрослым  и  со  средой,

аффективное  развитие,  формирование  внутренних  адаптивных

механизмов поведения,  а это ,  в  свою  очередь  повышает  общую

социальную адаптацию аутичного ребенка, что является самым главным и  очень  важным в  работе  дефектологов,  психологов  и

других  специалистов  детских  учреждений ,  сталкивающихся  с

такими детьми, а  также их  родителей.

 

 

 

 

 

«СТРАННЫЙ РЕБЕНОК»

 

    I        Маленький мальчик стоит у окна. Рукой он держит занавеску, которую торопливо, шумно передвигает перед собой в зад и вперед. Внезапно он прекращает это занятие, но в остальном его поведение   остается  без  каких-либо  изменений.  Кажется ,  он  не

заметил, что кто-то вошел в комнату. Его окликают по имени, но кажется, он не слышит.  К  нему  подходит  мужчина,  но  когда  он

хочет взять его за руку, мальчик вырывается и убегает.

С внезапным пронзительным криком он кидается на кровать и зарывается в подушке. Он с силой откидывается вверх, затем бросается в низ и затихает. Лицо ребенка спрятано, он лежит неподвижно, без малейших признаков жизни. Через некоторое время мальчик соскакивает с кровати и начинает бегать по комнате. Затем опять возвращается к окну и стоит там неподвижно. Кажется, он забыл обо всем; некоторое время он прижимается лицом к стеклу. Затем начинает бесцельно бродить по комнате. Обнаруживает на подоконнике фотоаппарат, приносит табуретку, забирается на нее, ловко и осторожно берет фотоаппарат. С той же ловкостью он что-то устанавливает на нем, передвигает пленку, смотрит через искатель и поворачивает объектив так, чтобы увидеть различные предметы, находящиеся в комнате. Можно подумать, что мальчик – специалист, хорошо разбирающийся в этой сложной вещи.

Он кладет фотоаппарат назад и идет от одного выключателя к другому, включая и выключая свет. Тем временем, мужчина садиться на стул, поворачивается к мальчику, но всякий раз, обращаясь к нему, ответа не получает. Но вот он все же подходит к нему, поворачивается спиной и забирается на колени, мужчина обнимает его, и он не сопротивляется, а наоборот сам прижимается еще сильнее. Мужчина просит его снять тапочки, потому что хочет посмотреть на его ноги. Его просьбу мальчик выполняет на удивление ловко и быстро, даже поражает,  насколько быстро он  понял,  что  от  него

хотят. Когда  мальчик  снял  тапочки,  он  поставил  их  симметрично  и аккуратно ,  параллельно  друг  другу ,  и  поэтому  одновременно обеими ногами он соскальзывает прямо в них.

Затем мальчик возвращается  к  окну,  берет  рукой  занавеску  и

начинает  ритмично и  быстро двигать ее то в одну,  то  в  другую

сторону перед собой.  Кажется, что ничего только что не  было,  и

ребенок так и  стоял все это время  у  окна ,  смотрел на  улицу  и

возился с занавеской.

              В рассказах о таких детях, которые ведут себя таким образом, постоянно отмечается одно и то же обстоятельство: они никогда не смотрят в глаза другому человеку. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице.

              Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие, у них отсутствует потребность сопоставлять себя с другими людьми или со своим собственным «Я».

Все ж чрезмерная антипатия страдающих аутизмом детей к контактам с другими людьми смягчается радостью, которую они нередко испытывают, когда с ними обращаются как с совсем еще

маленькими. В этом случае ребенок не будет уклоняться от ласковых  прикосновений  до тех  пор,  пока  вы не  начнете  настаивать,

чтобы он посмотрел на вас или поговорил с вами.

              Очень часто у таких детей наблюдается симбиотическая связь с родителями  (чаще матерью).

              Дети – аутисты по – сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают  пассивно - оборонительную  позицию.  Обращение  за

помощью к старшим чрезвычайно редки.

              Многие из таких детей страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи. Иногда они вообще отказываются есть.

(Чего только не пробовали родители четырехлетней девочки, чтобы пробудить у нее аппетит. Она от всего отказывалась, но при этом ложилась на пол рядом с собакой, принимала ту же позу и начинала есть из собачьей миски, беря пищу только ртом). Но это крайний случай .  Чаще  приходится  сталкиваться  с  предпочтением 

определенного вида пищевых продуктов.

              Так же, аутичные дети могут страдать тяжелыми нарушениями сна.  Особенно  трудно,  а  иногда и  невозможно  для  них

заснуть. Период сна может быть сокращен до абсолютного минимума, к тому же, отсутствует какая бы то ни было регулярность сна. Некоторые дети не могут засыпать в одиночку, с ними непременно должны  находиться  отец или  мать.  Иные  дети  не  могут

Информация о работе Ранний детский аутизм. Проблема социально-бытовой адаптации страдающих аутизмом