Работа психолога по организации взаимодействия семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, детского сада компенсирующего вида и ребенка в ДОУ.
Предмет: Деятельность психолога в работе с родителями.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей дошкольника с аутизмом.
2. Изучить и выявить проблемы семейного воспитания.
3. Разработать основные направления оказания психологической помощи родителям.

Работа содержит 1 файл

РДА.docx

— 45.66 Кб (Скачать)

Второе направление - организация  продуктивного общения всех участников образовательного пространства, то есть это обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение.

Второй - практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных с развитием детей.

Как отмечает И.М.Марковская, групповые методы психологической  работы представлены и осмыслены  в различных теоретических концепциях. В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической  консультации. Упоминание же работы с  родительскими группами можно найти  лишь в некоторых исследованиях (А.С.Спиваковская, А.Я.Варга, А.И.Захаров). В последнее время   направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.

Формы и методы работы, которые  могут использоваться специалистами, педагогами и психологами зависят  от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

Данный блок может состоять из таких форм работы, как:

  • психологический тренинг - интерактивное общение с родителями;
  • «виртуальная приемная», которая предполагает виртуальное общение с родительской общественностью на сайте «Образовательный портал».

Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются  их качество, востребованность у родителей  и то, насколько усилия педагогического  коллектива помогли родителям и  детям. С целью эффективного решения  этой задачи вводится третий блок - контрольно-оценочный.

Контрольно-оценочный  блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводились специалистами ОУ.

Этот блок вводится с целью решения задачи эффективного взаимодействия дошкольных учреждений с семьей. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. В работе с родителями повторная диагностика, наблюдения, учет активности родителей.

Таким образом, работа психолога в качестве ведущего группы поддержки родителей детей-инвалидов в настоящее время необходима, потому что количество детей с особенностями развития с каждым годом возрастает. Исходя из этого, качественная профессиональная помощь психолога родителям важна еще и тем, что это помогает взглянуть на данную трудность другими глазами, принять ребенка таким, какой он есть. А это значит то, что родители смогут адекватно помочь развитию и социализации своего ребенка. Так же, взаимодействие образовательного учреждения с семьей можно осуществлять по-разному, используя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Важно только избегать формализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Длительный эмоциональный  стресс, который испытывают родители  больного ребенка, формирует определенные  особенности их личности, такие  как повышенная чувствительность  и тревожность, неуверенность  в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние  в сочетании с беспокойством,  неуверенность в себе неблагоприятно  отражается на эмоционально-личностном  развитии ребенка

 В данной работе были рассмотрены вопросы о том, что семья и образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и образовательным учреждением, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Основным принципом деятельности психологической службы, должен быть принцип совместной работы психолога, педагогов, родителей. Родители, педагоги, психологи должны занимать взаимодополняющие  позиции. С этой целью необходимо проделать большую совместную работу по формированию представления о  ребенке, как развивающейся личности.

Проводить исследования в три этапа:

1. информационно-аналитический;

2. практический;

3. контрольно-оценочный.

Большая значимость целенаправленного  общения сотрудников ОУ с родителями заключается в том, что, направляя  по нужному руслу воздействие  родителей на детей, педагог и  психолог влияют на перестройку внутрисемейных отношений, способствуют совершенствованию  личности самих родителей. Тем самым, они повышают уровень общей культуры населения и, в частности, формируют адекватное отношение к психологической помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. – М.:Академический проект: Традиция,2004. -784с.

2. Берн, Э. Родительское  программирование. -  Л., 1992. С. 175-183.

3.Дядюнова, И.А. Взаимодействия  семьи и образовательного учреждения (детский сад, начальная школа)  в процессе социализации дошкольника. - М., 2004.С.32.

4. Запорожец А.В. Основные  проблемы онтогенеза психики.  Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции  и структуре эмоциональных процессов  у ребенка.// Избранные психологические  труды.:  В 2 т. М., 1986. Т.1.

5. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001. С. 110-115.

6. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.

7.Лесгафт П. Ф.  Избранные педагогические сочинения ("Семейное воспитание ребенка и его значение" ) - М., 1951. С. 215-216.

8. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи.– М.: Педагогика,1991. – 160 с. – (Педагогика - родителям).

9.  Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Работа психолога по организации взаимодействия семьи с ребенком РДА в условиях круглосуточного пребывания детского сада компенсирующе